Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 3
Введение
Проблема соотношения права и закона существовала практически с древнейших времен - с тех пор, как появилось право. Эта проблема рассматривалась множество раз как в рамках российского, так и в рамках права других государств, но, по замечанию русского юриста А.С.Лифшица, сделанному еще в начале века, "приходится констатировать, что проблема эта "является той скалой, о которую не раз ломали свои копья выдающиеся ученые и мыслители". [5, c. 1]
Понятие закона (см. приложение А) раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.
Право - в наиболее простом его определении - есть система регуляции общественных отношений, цель которого - установление режима правопорядка. Однако это определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.
Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Причина заключается в том, что эта, на первый взгляд, сугубо “кабинетная”, академическая проблема имеет не столько теоретическое, сколько прикладное, практическое значение.
"Юристы все еще ищут определение права", - писал Кант около 200 лет тому назад, обобщая более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы этого явления. Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнанной дефиниции права. Более того, по мнению российского ученого Л.И.Спиридонова, вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые только и могут быть использованы для разработки традиционных определений. [10, с.79]
Актуальность и важность проблемы соотношения права и закона обусловлена постоянной необходимостью соотносить право и закон в процессе правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, ибо не все законы, создаваемые государством имеют правовое содержание, а подчас и прямо противоречат ему.
Тема закона и права рассматривается множеством научных работ и монографий известных российских ученых: Алексеева С.С. "Проблемы теории права", Лазарева В.В. "Общая теория права и государства", Хропанюка В.Н. "Теория государства и права", Спиридонова Л.И. "Теория государства и права", Черданцева А.Ф. "Теория государства и права", Бабаева В.К. "Теория государства и права" и др.
Тем не менее сложившаяся политико-экономическая ситуация в России обусловливает выдвижение проблем соотношения закона и права в ряд наиболее значимых проблем юридической науки, требующей тщательного изучения и постоянной доработки.
Предметом исследования является проблема соотношения, совпадения понятий «закон» и «право».
Объектом исследования являются государство и право.
Все вышеизложенное и обусловило выбор темы настоящей курсовой работы и ее основную цель: дать краткий системный анализ соотношения закона и права в концепциях современной юридической науки.
Задачи работы:
- изучение понятий «право» и «закон»,
- выявление их основных характеристик,
- взаимодействие этих понятий.
Гипотеза работы. Соотношение права и закона оказывается сложным, неоднозначным, что полностью соответствует сложности реальных общественных отношений. Если та или иная справедливая идея не получает нормативного закрепления, она остается в сфере морали как пожелание, не имеющее обязательной силы. Это еще не право. Если же справедливая идея получает нормативное закрепление, то она становится законом и, будучи реализованной в общественных отношениях, становится правом. Таким образом, право уже закона, так как не все законы справедливы. С другой стороны, право шире закона, поскольку охватывает не только нормы, но и реальные общественные отношения, нормы в жизни, в действии.
Теоретическую основа курсовой работы составили работы исследователей ученых в области общей теории права, философии права, отраслевых юридических наук по проблемам теории и методологии правосознания, реализации права и закона: Емельянов С.А., Певцов Е.А., Разумович Н.Н., Седугин П.М., Спиридонов Л.И., Шиловод М.И. и др.
Методологическую основу исследования составили: общенаучные методы научного познания (диалектический метод, анализ, синтез, системный и структурный подход, логический метод), специальные методы (психологический, статистический, конкретно-социологический метод) и частнонаучные методы (сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод, методы толкования норм права).
Практическая значимость работы определяется возможностью использования основных ее положений при изучении студентами дисциплины «Теория государства и права».
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.
Глава 1 История возникновения закона и права, их сущность и соотношение
В повседневном обиходе под правом подразумевают законы и иные акты, которые создаются государством для регулирования отношений между людьми и охраняются с помощью средств принуждения. В этом интуитивном представлении нет, однако, главного - не определены истоки происхождения, сущность, социальное значение и механизм функционирования права; допускается ошибочное отождествление права и законодательства.
Известно, что становление права как системы регулирования норм поведения и защиты личности тесно связано с возникновением неравенства внутри общности людей. Право было призвано выражать притязание отдельного или группы индивидов на те или иные блага: «Я имею право...», «У вас нет права...»
С помощью права эти притязания как бы освящаются, признаются правильными, справедливыми.
Практическое значение права состоит, однако, не только в провозглашении правового положения человека в обществе, а и в его защите. Для этого потребовался механизм осуществления и защиты самого права - закон и государство. В этой связи сведение права к сумме законов, а тем более к отдельным предписаниям государственных органов, ведет к подмене первого вторым. Право - не только совокупность общеобязательных норм поведения, а и система принципов, политика в различных отраслях законодательства, множество ненормированных установлений в гражданском обществе. Государство поэтому не придумывает право, а закрепляет сложившиеся в обществе представления о справедливости. Сущность права проявляется в действии, детализации, практическом регулировании объективных отношений между людьми, между гражданами и государством и т. п.
Именно в силу этого обстоятельства смысл права и закона состоит в том, что право - это прежде всего сама жизнь, а законы лишь постольку являются правом, поскольку адекватно отражают динамику объективного общественного развития. В формуле закона право приобретает свою определенность, точность, завершенность. Закон как бы «вторичен» по отношению к норме права, но и права нет без закона.
В российском юридическом языке понятие «закон» имеет два смысловых значения. Закон в широком смысле слова - это любой акт государственной власти, содержащий нормы права, это нормативный акт. В узком, или собственном, смысле слова закон - это высший нормативный акт государственной власти. Закон, как видим, является результатом разумной деятельности законодателя, в то время как норма права складывается стихийно и не имеет автора.
Принимаемые высшим представительным органом (парламентом) законы являются, следовательно, соединением права и политики. Поэтому в законе, как правило, сочетаются право и справедливость, с одной стороны, политическая сила и целесообразность - с другой. История знает немало примеров, когда парламентское большинство проводило в законах свои сословно-классовые интересы за счет попрания естественных прав человека. Это один из примеров, когда сталкиваются две правды: правда политической целесообразности и правда «естественного права» - справедливости и свободы делать все, что не вредит другим.
В первобытном обществе правовая система была словесная, устная и состояла из традиций, нравов, верований, которые управляли поведением людей.
В I тысячелетии до н. э. право и закон в значительной мере были упорядочены и воплощены в законах. Десять заповедей и кодекс вавилонского царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н. э.), до сих пор сохраняющие свое значение, - являются одним из самых ранних примеров свода законов.
Этот юридический документ закреплял неравенство между людьми, разделяя их на три класса, последний из которых составляли рабы. В нем отчетливо различаются признаки кодификации (систематизации), деление на такие разделы, как положение личности, брак и семья, собственность, договор и обязательства. В кодексе оговариваются нормы заключения договора при всех актах купли-продажи, принципы охраны мести человека от ложных, бездоказательных обвинений. Завершается кодекс напоминанием, что «царь есть «царь права», приравненный к солнцу, богу справедливости».
Самый совершенный правовой кодекс Древнего мира - это римское право. Его нормы, включающие все аспекты правовой жизни, были основаны на идее о том, что «здравомыслие должно управлять человеческим поведением».
В составе права, действовавшего в Римской империи, юристы выделили три части: естественное право, право народов и право граждан.
Естественное право, по представлениям, например, Марка Туллия Цицерона, распространяется как на людей, так и на мир животных. По естественному праву все люди рождаются свободными.
Право народов, в отличие от естественного права, составляли правила, которые установил для людей Мировой разум. Римские правители использовали это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Ими были введены в норму законов ведение войны, рабство, основание царств и другие установления.
Право граждан, или цивильное (гражданское) право, регулирует отношения между свободными римлянами. Цивильное право, писал римский юрист II в. Гай, являлось «собственным правом государства». Источником этого права другой римский юрист и государственный деятель, Эмилий Папиниан, называл законы, решения плебеев, постановления Сената и т. п.
Разграничение прав народов и прав граждан, проведенное в римской юриспруденции, имело цель оправдать рабство, агрессивные войны и неравенство завоеванных народов по отношению к римлянам.
Римское право было позднее использовано католической церковью в ее каноническом (то есть церковном) праве, а в Восточной Римской империи - византийским императором Юстинианом. Знаменитый кодекс Юстиниана (около 553 г.) является основанием, на котором построена вся современная европейская правовая система (за исключением Великобритании). Впервые кодекс Юстиниана закреплял такие понятия права, как «лицо», «вещь», «сделка», составляющие сегодня основу частного права.
Яркими представителями светской политико-правовой мысли были греческие философы Платон, Аристотель (V—IV вв. до н. э.) и их римские последователи Цицерон, Гай, Улъпиан и др. (I в. до н. э.— III в. н. э.). [12, c. 35-39]
Многие устоявшиеся правила поведения людей превращались в обычаи, традиции, а с появлением государства стали охраняться его властью и фиксироваться в письменных источниках. Это были первые законы, в которых формулировались дозволения и запреты, а также формы наказания за их неисполнение.
Египет. Древнейшим источником права в Египте был обычай, который стал основой законодательства фараонов. От Древнего царства сохранились царские указы, устанавливавшие права храмов и царских поселений. Сохранился судебный протокол Древнего царства, содержавший разбор дел о наследстве, акты судебных процессов о заговоре против фараона Рамзеса III.
Носителем высшей юрисдикции считался фараон, который в экстренных случаях назначал особых судей из числа наиболее доверенных лиц для разбора тайных дел, связанных с преступлениями государственной важности. Царские судьи носили титул «жнеца богини истины». В столице находилась высшая судебная инстанция – «шесть великих домов». Уже в древнем египетском праве закрепляются понятия купли-продажи займа, аренды. В семейных отношениях дети назывались по имени матери, ведущую роль играл брак в форме договора, развод был свободным. По наследственному праву дочери и сыновья наследовали имущество в равных долях. За наиболее тяжкие преступления (государственная измена, мятежи) ответственность несли все члены семьи виновного. В судах применялись пытки. [3, c.21]