Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Роль и место рекламного бизнеса в национальной экономике
1.1 Сущность, особенности рекламного бизнеса и выполняемые им функции
1.2 Производство наружной рекламной продукции и его место в системе рекламного бизнеса
2 Анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Гомельоблреклама»
2.1 Социально-экономическая характеристика деятельности ОАО «Гомельоблреклама»
3 Резервы и пути улучшения результатов деятельности ОАО «Гомельоблреклама»
ОАО «Гомельоблреклама» создано на основании решения Гомельского областного исполнительного комитета от 12 декабря 2011 года № 1407 путем преобразования КПУП «Гомельоблреклама» и является преемником ее прав и обязанностей.
Деятельность ОАО «Гомельоблреклама» осуществляется на основании Устава, а так же с учетом направлений Концепции развития наружной рекламы на территории Гомельской области на 2009-2015 годы, утвержденной Решением Гомельского областного исполнительного комитета № 169 от 20.12.2008 г. Органами управления Общества являются:
– общее собрание акционеров;
– наблюдательный совет;
– исполнительные органы (дирекция и генеральный директор).
Открытое акционерное общество «Гомельоблреклама» является самостоятельным хозяйствующим предприятием.
Предприятие является коммерческой организацией.
Местонахождение предприятия (юридический адрес):
246050, Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Гагарина, д. 20.
Основным акционером Общества является Гомельский областной исполнительный комитет в лице управления торговли Гомельского облисполкома.
Основными видами экономической деятельности предприятия является производство и реализация продукции собственного производства.
Профильными видами деятельности ОАО «Гомельоблреклама» являются следующие виды экономической деятельности:
– производство швейной продукции;
– производство продукции и услуг в области рекламы;
– оказание услуг по оценке имущества.
В непроизводственной сфере предприятие получает доход от оптовой торговли и сдачи имущества в аренду.
В общем виде рынок рекламной продукции, производимой ОАО «Гомельоблреклама», можно условно разделить на два укрупненных сегмента:
– рынок социальной рекламы (осуществляется содействие социальной функции государства и властей, реализуется информационная функция, обеспечивается реализация направлений Концепции развития наружной рекламы на территории Гомельской области),
– рынок коммерческой рекламы (осуществляется реализация коммерческой функции организации, обеспечивается реализация направлений Концепции развития наружной рекламы на территории Гомельской области).
Рынок экспертных услуг характеризуется умеренной конкурентной средой, относительно невысокими темпами роста, устойчиво занимаемой емкостью на нем организацией. Расширение емкости и присутствия организации на рынке возможно за счет предоставления расширенного спектра услуг, весомого повышения качества предоставляемых услуг. Ключевые клиенты – как организации, так и физические лица.
2.2 Анализ объемов деятельности, прибыли и рентабельности и влияющих на них факторов ОАО «Гомельоблреклама»
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.
Предприятие ОАО «Гомельоблреклама», согласно Устава, занимается несколькими видами деятельности (швейное производство, рекламная деятельность и прочая).
Объем производства продукции (работ, услуг) с каждым годом увеличивается. Наибольший рост наблюдается в 2013 году.
Рассмотрим структуру деятельности, которая непосредственно касается производства и продажи рекламной продукции. Данные отобразим в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Структура объема деятельности по производству и продаже рекламной продукции ОАО «Гомельоблреклама» за 2012–2014 гг.
Наименование вида экономической деятельности |
Годы |
Отклонение, п.п. |
|||||||
2012 |
2013 |
2014 |
|||||||
сумма, млн р. |
удельный вес, % |
сумма, млн р. |
удельный вес, % |
сумма, млн р. |
удельный вес, % |
2013 г. от 2012 г. |
2014 г. от 2013 г. |
2014 г. от 2012 г. |
|
Деятельность по производству и продаже рекламной продукции |
485 |
100,0 |
704 |
100,0 |
2245 |
100,0 |
– |
– |
– |
в том числе: Производство металлоконструкций |
171 |
35,3 |
166 |
23,6 |
385 |
17,1 |
-11,7 |
-6,4 |
-18,1 |
Производство пластмассовых изделий |
108 |
22,3 |
55 |
7,8 |
361 |
16,1 |
-14,5 |
8,3 |
-6,2 |
Полиграфическая деятельность |
128 |
26,4 |
137 |
19,5 |
79 |
3,5 |
-6,9 |
-15,9 |
-22,9 |
Надписи из пленки |
0 |
0,0 |
25 |
3,6 |
322 |
14,3 |
3,6 |
10,8 |
14,3 |
Рекламная деятельность |
0 |
0,0 |
274 |
38,9 |
1093 |
48,7 |
38,9 |
9,8 |
48,7 |
Световая реклама |
78 |
16,1 |
47 |
6,7 |
5 |
0,2 |
-9,4 |
-6,5 |
-15,9 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
Наибольший удельный вес в 2012 г. приходится на производство металлоконструкций (35,3%) и полиграфическую деятельность (26,4%), а производство надписей из пленки и услуги по рекламной деятельности в данном периоде отсутствует. Однако в 2013 и 2014 гг. эти направления набирают рост и рекламная деятельность занимает наибольший удельный вес (2013 г. – 38,92%; 2014 г. – 48,69%). Снижается доля производства металлоконструкций (в 2011 г. по сравнению с 2012 г. на 11,68%, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 6,43%). Следует отметить, что в 2013 и 2014 гг. уменьшается производство полиграфической деятельности и деятельности по производству световой рекламы.
Главный элемент прибыли – прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Рассмотрим анализ влияния факторов на прирост прибыли от реализации (изменения цен на реализованную продукцию, изменения себестоимости реализованной продукции, изменения объема реализованной продукции, изменения структуры реализованной продукции). Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) ОАО «Гомельоблреклама» за 2012–2014 гг. представим в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Выручка от реализации и полная себестоимость продукции ОАО «Гомельоблреклама» за 2012–2014 гг.
Показатель |
2012 г. |
2013 г. по ценам и себестоимости 2012 г. |
2013 г. |
2014 г. по ценам и себестоимости 2013 г. |
2014 г. |
Выручка от реализации товаров (работ, услуг), млн р. |
2708 |
1440 |
3592 |
4619 |
5571 |
Полная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг), млн р. |
2636 |
1233 |
3075 |
4048 |
4882 |
Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), млн р. |
72 |
207 |
517 |
571 |
689 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе приложений Е, Ж, И.
Абсолютное изменение прибыли от реализации за 2012–2013 гг. равно:
517–72=445 млн р.
В том числе за счет изменения:
– цен на реализованную продукцию: 3592–1440=2152 млн р.;
– себестоимости реализованной продукции: 1233–3075=–1842 млн р.;
– объема реализованной продукции: 72х(1440/2708–1)=–33,84 млн р.;
– структуры реализованной продукции: ((1440–1233)/1440–72/2708)х х1440=168,48 млн р.
2152+(–1842)+(–33,84)+168,48=444,64=445 млн р.
Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 445 млн р. В том числе за счет изменения: цен на реализованную продукцию – выросла на 2152 млн р., себестоимости –снизилась на 1842 млн р., объема реализованной продукции – снизилась на 33,84 млн р. и структуры реализованной продукции – увеличилась на 168,48 млн р.
Абсолютное изменение прибыли от реализации за 2013–2014 гг. равно:
689–517=172 млн р.
В том числе за счет изменения:
– цен на реализованную продукцию: 5571–4619=952 млн р.;
– себестоимости реализованной продукции: 4048–4882= –834 млн р.;
– объема реализованной продукции: 517 х (4619/3592–1)=147,8 млн р.;
– структуры реализованной продукции: ((4619–4048)/4619–517/3592)х х4619=–93,8 млн р.
952+(–834)+147,8+(–93,8)=172 млн р.
Прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в 2014 г. по сравнению с 2013 г. увеличилась на 172 млн р.. В том числе за счет изменения: цен на реализованную продукцию – выросла на 952 млн р., себестоимости –снизилась на 834 млн р., объема реализованной продукции – увеличилась на 147,8 млн р. и структуры реализованной продукции – снизилась на 93,8 млн р..
Далее проанализируем динамику рентабельности производственной деятельности ОАО «Гомельоблреклама» за анализируемый период (2012-2014 гг.). Данные представим в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Динамика рентабельности производственной деятельности ОАО «Гомельоблреклама» за 2012–2014 гг.
Показатели |
Годы |
Темп роста, %; Отклонение (+;-) |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2013 г. к (от) 2012 г. |
2014 г. к (от) 2013 г. |
2014 г. к (от) 2012 г. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р. |
2708 |
3592 |
5571 |
132,64 |
155,09 |
205,72 |
2.Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг млн р. |
2636 |
3075 |
3770 |
116,65 |
122,60 |
143,02 |
3.Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг млн р. |
72 |
517 |
689 |
718,06 |
133,27 |
956,94 |
4. Чистая прибыль (убыток) |
-145 |
402 |
622 |
-277,24 |
154,73 |
-428,97 |
5. Рентабельность реализованной продукции, рассчитанная: |
||||||
5.1. По прибыли от реализации (стр. 3:стр. 2)х100, % |
2,73 |
16,81 |
18,28 |
14,08 |
1,46 |
15,54 |
5.2. По чистой прибыли (стр. 4:стр. 2)х100, % |
-5,50 |
13,07 |
16,50 |
18,57 |
3,43 |
22,00 |
6. Рентабельность продаж (оборота), рассчитанная: |
||||||
6.1. По прибыли от реализации (стр. 3 : стр. 1)х100, % |
2,66 |
14,39 |
12,37 |
11,73 |
-2,03 |
9,71 |
6.2. По чистой прибыли |
-5,35 |
11,19 |
11,16 |
16,55 |
-0,03 |
16,52 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Из данных таблицы 2.3 мы видим, что наибольшая выручка от реализации приходится на 2014 г. и составляет 5571 млн р., что на 55,1% (155,1%–100%) больше чем в 2013 г. и на 105,7% (205,7%–100%) чем в 2012 г. При увеличении выпуска продукции, соответственно, увеличивается и себестоимость. Однако несмотря на это, прибыль от реализации товаров, работ, услуг ежегодно увеличивается и в 2014 г. достигает 3770 млн р. Рентабельность реализованной продукции, рассчитанная по прибыли от реализации, ежегодно увеличивается. Это является положительным моментом. В 2012 г. на каждые 100 р. реализованной продукции приходится 2,73 р. прибыли, в 2013 г. – 16,81 р. и в 2014 г.– 18,28 р. прибыли от реализации. Положительная динамика наблюдается и в изменениях рентабельности реализованной продукции по чистой прибыли. Рентабельность продаж (оборота), рассчитанная по прибыли от реализации, в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 11,73 п.п. и составила 14,39%. Однако в 2014 г. данный показатель снизился на 2,03 п.п. и составил 12,37%.
Подведем итоги.
В 2012 и 2013 гг. наибольший объем выпуска приходится на швейное производство. Однако в 2014 г. ситуация меняется и увеличивается объем деятельности по производству и продаже рекламной продукции.
Наблюдается рост практически всех показателей прибыли и рентабельности. Исключение составляет прибыль и рентабельность от операционных доходов. Рост показателей рентабельности свидетельствует об улучшении результатов хозяйственно–финансовой деятельности ОАО «Гомельоблреклама». Наибольший процент в структуре выручки занимает прибыль от реализации , что свидетельствует об увеличении производства и сбыта продукции предприятия, а также, что немаловажно о росте себестоимости и, соответственно, реализуемой цены.
3 Резервы и пути улучшения результатов деятельности ОАО «Гомельоблреклама»
С учетом достаточно развитой конкуренции в отрасли рекламной деятельности одним из важнейших направлений улучшения эффективности деятельности ОАО «Гомельоблреклама» необходимо предпринять следующие действия:
– развитие системы наружного информационного обеспечения и ориентирования потребителей;
– активизация работы по расширению рынков сбыта продукции: расширение сети магистральных щитов;