Файл: Основные функции в системе менеджмента (Функции мотивации и контроля на ОАО «Светлогорский ЦКК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из таблицы 3.1 видно, что выручка от реализации продукции должна уменьшиться, снизится также себестоимость реализованной продукции, но получить прибыль от реализации продукции.

Функции планирования, организации, мотивации и контроля использованы на ОАО «Светлогорский ЦКК» достаточно эффективно.

Регулярно составляются бизнес-планы развития комбината, разрабатываются ежегодно бизнес-планы на инвестиционные проекты, составляются ежемесячные производственные планы. Из анализа планирования на комбинате видно, что не всегда планируемые показатели были выполнены. В 2014-2015 гг. значительно были снижены показатели: объем производства промышленной продукции, выручка реализации продаж, прибыль, чистая прибыль, значительно снизилась рентабельность, в 2016 году планируется незначительный рост прибыли от реализации продукции и рентабельности реализации промышленной продукции и рентабельности продаж. При планировании на ОАО «Светлогорский ЦКК» нужно постоянно корректировать планы, учитывая изменения внешней и внутренней среды.

Комбинат крупный экспортер своей продукции, поэтому на его работу и показатели влияет очень внешняя и внутренняя среда: кризис, инфляция, конкуренты, цены и т.д. а также отсрочка запуска завода по производству беленой целлюлозы по вине китайской инжиринговой компании «Самс», возникшей в связи с использованием китайской стороной несертифицированной кабельной продукции.

На комбинате не проводится анализ эффективности, экономичности управления. Эффективность управленческого труда определяются: четко поставленными целями; уровнем правого обеспечения процесса управления; совершенствованием организационной структуры; уровнем дисциплины и ответственности; совершенствованием технологии управления; уровнем использования техники управления; творческим характером труда исполнителей; квалификацией кадров; социально-психологическим климатом и т.д. Предлагается проводить регулярно анализы эффективности управления.

Успешность достижения плановых показателей текущей деятельности определяет, насколько реализуемая стратегия является адекватной потенциалу предприятия. Можно предложить комбинату составлять стратегические планы развития на 3-5 лет, потому что стратегическое планирование обеспечивает руководству средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствующих снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач структурных подразделений предприятия. Основное преимущество стратегического планирования состоит в большей степени обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.


Эффективность работы любой организации зависит от обеспеченности ее потребности в персонале, наиболее рациональном использовании, оптимальном соотношении различных категорий работников по профессионально-квалификационному уровню. Имеющийся состав аппарата управления комбината обладает необходимыми знаниями и практическим опытом, обеспечивающим хозяйственную деятельность предприятия. Комбинат в основном укомплектовано высококвалифицированными рабочими и службами инженерно-технических работников. На момент пуска завода численность работников существенно возрастет. Дополнительно будет создано 500 рабочих мест. Подбираются молодые специалисты, особенно по автоматизированным системам управления технологическим процессом, потому что предприятие будет полностью автоматизировано.

Организационная структура предприятия имеет четко выраженное линейное управление с функциональными службами, обслуживающими и влияющими на работу производственных цехов и участков. Управление предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом Общества на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества.

Организационная структура комбината постоянно дорабатывается, изменяется. Например, вместо управления по социальной, идеологической и информационной работе был создан отдел по общим вопросам; создан отдел и введена должность зам. генерального директора по внедрению новой техники и технологии.

В работе с кадрами и их мотивации можно предложить следующие приоритетные направления:

осуществление сбалансированной кадровой политики, стабилизация кадрового потенциала общества, обеспечение его своевременного обновления и пополнения, предотвращение оттока кадров, расширение практики применения контрактной формы найма на работу;

повышение престижа работы на основе решения вопросов социальной поддержки и защиты работников, создания стимулов карьерного роста, совершенствования управленческой культуры и укрепления трудовой, исполнительной и производственной дисциплины;

совершенствование системы мер по укреплению дисциплины и ответственности кадров, предотвращению и пресечению коррупции и других негативных проявлений;

продолжить работу по оптимизации организационной структуры и рационализации численности работающих.

Для повышения эффективности контроля на ОАО «Светлогорский ЦКК» можно предложить:

применять реальные стандарты, критерии и цели. Люди должны знать, что стандарты, используемые для оценки их деятельности, действительно достаточно полно и объективно отражают их работу;


организовывать двустороннее общение. Если у подчиненного возни­кает недовольство по содержанию контроля, у него должна быть возмож­ность открыто обсудить, не опасаясь, что руководству не понравится;

уменьшить чрезмерный контроль, потому что он неэффективен. Руководство не должно перегру­жать подчиненных многочисленными формами контроля, иначе это бу­дет поглощать все их внимание и не обеспечит эффективной работы;

нужны жесткие, но достижимые стандарты. Если стандарт восприни­мается как нереальный или чересчур высокий, он разрушает мотивацию людей;

стимулировать достижение стандартов. Если руководство нацелено на эффективную мотивацию и полную самоотдачу работников, оно дол­жно вознаграждать их за достижение установленных стандартов;

использовать демократический стиль управления, при котором возможен самоконтроль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Функция менеджмента – это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала. Функции менеджмента можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на уп­равляемый объект. В про­цессе управления выполняются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Функции менеджмента находятся в тесной взаимосвязи.

Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Планирование бывает стратегическим, тактическим и оперативным. Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим планам, или бизнес-планом функционирования организации. Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры используют для плани­рования, прогнозирования и контроля будущих событий.

Функция организации представляет совокупность действий управленческого персонала, направленных на создание организационных условий для обеспечения наиболее эффективного достижения желаемого результата. Организация как функция управления обеспечивает упо­рядочение технической, экономической, социально-психологи­ческой и правовой сторон деятельности любой организации.


Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью реализации им определенных действий путем пробуждения тех или иных мотивов. Человек, получивший в процессе обучения и повышения квалификации, накопления производственного опыта знания и навыки, хочет применить свое умение в труде. И чем больше ему это удается, тем больше степень его удовлетворенности, а соответственно и степень выраженности мотивов. В данном случае сотрудник считает цели организации своими целями. Мо­тивировать сотрудников - это затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности.

Функция контроля может быть определена как процесс, при помощи которого руководство получает информацию о действительном состоянии дел по выполнению плана и о ходе решения задач, направленных на достижение целей организации. Реализация контроля включает также оценку отклонений от плана, определение их причин и принятие управленческих решений.

Основной задачей контроля является своевременное принятие корректирующих действий для обеспечения достижения организацией своих целей. И именно эта деятельность является главной в содержании функции контроля. Различают следующие виды контроля: предварительный контроль, текущий, заключительный.

В рыночных условиях хозяйствования главным показателем эффективности управления комбинатом является ориентация на развитие персонала, качество выпускаемой продукции, обслуживание потребителей выпускаемой продукцией и производные от них – конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках и получение прибыли от своей деятельности.

Для повышения функции планирования на ОАО «Светлогорский ЦКК» можно предложить:

‑ повышения технической оснащённости труда в системе планирования и управления;

‑рационализация информационных потоков и состава информационного обеспечения;

‑ рационализация работ, выполняемых различными подразделениями организации, участвующими в процессе планирования;

‑ оптимизация материальных, трудовых и иных ресурсов, в результате процесса планирования;

‑ рационализация функциональных связей управленческого звена;

‑применения прогрессивных методов и технологии в процессе планирования.

Для повышения мотивации персонала можно предложить:

более эффективно и действенно стимулировать более производительную и качественную работу;

сочетание материальных и моральных стимулов;

продвижение подчиненных по служебной карьере, предоставление всем равных возможностей карьерного роста исходя только из способностей, результатов и опыта;


постоянное обучение и переподготовка персонала, развитие его потенциала;

создание в коллективе взаимного уважения, доверия, поддержки.

Для улучшения функции контроля можно предложить:

своевременно и постоянно контролировать реализацию планов, заданий;

контроль должен быстро реагировать на изменения, происходящие во внешней и внутренней среде организации;

вести контроль за осуществлением стимулирования деятельности работников;

контролировать работу и трудовое поведение своих подчиненных;

улучшать методы и средства контроля;

развивать самоконтроль персонала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Брасс, А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: Пособие / А.А. Брасс. – Минск: Современная школа, 2006. – 348с.

2.Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие / Е.Е. Вершигора, А.В. Неверов. – Минск: Амалфея, 2008. – 496с.

3.Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник /В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2004. – 504с.

4.Гончаров В.И. Менеджмент: Учебное пособие / В.И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2010. – 640с.

5.Гончаров В.И. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2006. – 281с.

6.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие / Н.И. Кабушкин. – М.: Новое знание, 2009. – 336с.

7.Кошелев А.Н. Основы менеджмента: Учебник // А.Н. Кошелев, Н.Н. Иванникова. – М.: Экзамен, 2007. – 510с.

8.Липский А. Запуск завода откладывается / А. Липский // Ранак плюс. — 2016. — 3 февраля. — С.2.

9.Липский А. Кто поможет светлогорскому комбинату? /А. Липский// Ранак плюс. — 2014. — 3 марта. — С.2.

10.Малевич Е. Кабель, но не тот / Е. Малевич // Гомельская праўда. — 2016. — 2 лютага. — С.3

11.Переверзев М.П. Менеджмент: Учебник / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2002. 288с.

12.Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник /З.П. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 304с.

13. Управление организацией / Под научн. ред. М.В. Петровича. – Минск: Дикта, 2008. – 864с.

14.Хомицевич Д. О строительстве завода беленой целлюлозы/ Д. Хомицевич // Светлагорскія навіны. — 2013. — 19 сент. — С.6.

15.Хомицевич Д. Проблемный вопрос / Д. Хомицевич // Светлагорскія навіны. — 2016. — 4 лютага. — С.1—2.

16.Янчевский, В.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.Г. Янчевский. - Минск: ТетраСистемс, 2004. – 224с.

Приложение 1

Таблица 3

Основные показатели развития ОАО "Светлогорский ЦКК" на 2016 год

№ п/п

Наименование показателей

Единица измерения

2014 год (отчет)

2015 год

2016 год (прогноз)

январь- март

январь-июнь

январь-сентябрь

январь-декабрь

1

Объем производства продукции (работ, услуг) в отпускных ценах за вычетом начисленных налогов и сборов из выручки

млн. рублей

761,511.0

689,286

116,283

239,530

402,050

638,350

2

Темп роста объема производства продукции (работ, услуг) в отпускных ценах за вычетом начисленных налогов и сборов из выручки

%

96.5

90.5

62.2

65.5

77.1

85.1

3

Объем производства промышленной продукции (работ, услуг) в фактических отпускных ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов и платежей из выручки

млн. рублей

736,010.0

664,335

110,854

239,530

402,050

638,350

4

Темп роста объема производства промышленной продукции (работ, услуг) в фактических отпускных ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов и платежей из выручки

%

95.8

90.3

61.6

65.5

77.1

85.1

5

Стоимость перерабатываемого давальческого сырья

млн. рублей

318.0

317.0

0.0

158.5

237.8

317.0

6

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг с НДС

млн. рублей

863,806

817,634

142,041

281,800

473,000

751,000

191675

401024

628935

7

Темп роста выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг

 %

83.6

94.7

72.4

67.0

75.3

91.9

8

Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг

млн. рублей

828,458

825,227

158,874

312,256

463,964

635,268

9

Темп роста себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг

%

90.4

99.6

76.8

74.8

74.6

77.0

10

Прибыль, убыток (-) от реализации продукции, товаров, работ, услуг

млн. рублей

-67,313

-109,702

-38,418

-72,726

-61,914

3,082

11

Чистая прибыль, убыток (-)

млн. рублей

-197,736

-969,216

-102,655

-220,020

-330,030

-438,365

12

Рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг

%

-8.1

-13.3

-24.2

-23.3

-13.3

0.5

13

Рентабельность продаж

%

-7.8

-13.4

-27.0

-25.8

-13.1

0.4

14

Удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями в общем объеме отгруженной продукции

%

-

-

-

-

-

-

15

Запасы готовой продукции на конец соответствующего периода

млн.руб.

25,822

9,268

8,380

17,965

20,103

23,938

16

Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства промышленной продукции

%

40.7

16.1

21.6

45.0

45.0

45.0

17

Удельный вес материальных затрат в затратах на производство продукции (работ, услуг)

%

69.9

74.3

67.5

67.5

67.1

67.4

18

Снижение уровня материалоемкости продукции (работ, услуг) в организациях промышленности (в фактических ценах)

%

-0.3

14.0

2.3

8.3

-6.6

-20.8

19

Показатель по энергосбережению*

%

-0.5

-0.2

0.0

0.0

0.0

0.0

20

Среднесписочная численность работников

чел.

2,315

2,180

2,228

2,257

2,262

2,275

21

Среднемесячная заработная плата

тыс. рублей

5,404.1

5,564.8

5,215.5

5,138.0

5,139.0

5,210.0

22

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг на одного среднесписочного работника

млн. рублей

373.1

375.1

63.8

124.9

209.1

330.1

23

Темп роста выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг на одного среднесписочного работника

%

107.9

100.5

68.9

63.4

72.0

88.0

24

Соотношение темпов роста выручки на одного работника и заработной платы

коэф.

0.9

1.0

0.8

0.7

0.8

0.9

25

Добавленная стоимость

млн. рублей

183,157

91,872

8,549

22,199

80,855

197,010

26

Добавленная стоимость на одного среднесписочного работника

млн. рублей

79.1

42.1

3.8

9.8

35.7

86.6

27

Темп роста добавленной стоимости на одного среднесписочного работника

%

130.1

53.3

40.4

32.8

93.7

205.5

28

Соотношение темпов роста производительности труда по добавленной стоимости на одного работника и заработной платы

коэф.

1.1

0.5

0.4

0.4

1.0

2.2

29

Использование инвестиций в основной капитал

млн. рублей

4,697,486

2,988,000

96,419

781,092

2,070,382

2,072,669

30

Прямые иностранные инвестиции

тыс. долларов США

-

-

-

-

-

-

31

Соотношение затрат на исследования и разработки новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов к объему отгруженной продукции (работ, услуг)

%

-

-

-

-

-

-

32

Удельный вес экспорта в выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг за вычетом налогов и сборов, исчисляемых из выручки

%

32.7

37.3

9.3

6.0

5.2

4.4

33

Соотношение экспорта товаров и объема промышленного производства

%

31.0

27.6

9.9

6.0

5.2

4.4

34

Удельный вес использованных импортных сырья, материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива в затратах на производство продукции (работ, услуг)

%

16.8

12.9

9.0

7.9

8.0

10.4

35

Экспорт товаров

%

50.4

54.8

14.9

7.4

8.1

9.8

тыс. долларов США

22,804

12,486

499

631

917

1,226

36

Импорт товаров

%

220.8

1,694.1

5.9

7.4

9.3

1.3

тыс. долларов США

34,137

578,313

1,682

3,740

5,535

7,380

37

Сальдо внешней торговли товарами

тыс. долларов США

-11,333

-565,827

-1,183

-3,109

-4,618

-6,154

38

Внешняя дебиторская задолженность без учета задолженности по авансам

тыс. долл.США

113.0

254.0

0.0

0.0

0.0

0.0

39

Соотношение внешней дебиторской задолженности без учета задолженности по авансам и экспорта товаров (из расчета 12 месяцев)

%

0.3

1.5

0.0

0.0

0.0

0.0

40

Сумма просроченной кредиторской задолженности

млн. рублей

204,172

282,264

360,136

400,000

450,000

500,000

41

Удельный вес просроченной кредиторской задолженности в общей сумме кредиторской задолженности

%

13.0

12.4

15.7

12.5

11.5

10.5

42

Сумма просроченной дебиторской задолженности

млн. рублей

14,459

14,995

21,805

18,000

17,000

16,000

43

Удельный вес просроченной дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности

%

2.3

5.1

7.9

6.3

6.0

5.8

44

Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности

коэф.

250.4

766.6

828.7

1,120.0

1,381.0

1,726.2

45

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

коэф.

-4.13

-16.76

-6.46

-7.49

-6.15

-6.88

46

Коэффициент текущей ликвидности

коэф.

0.19

0.06

0.13

0.12

0.14

0.13

47

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

коэф.

0.95

0.82

0.99

0.98

0.99

0.95

48

Показатель по снижению затрат

%

7.30

10.42

19.35

4.39

-12.71