Файл: Основные функции в системе менеджмента (Функции мотивации и контроля на ОАО «Светлогорский ЦКК»).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1 Понятие, единство и взаимосвязь основных функций менеджмента
1.2 Характеристика основных функций менеджмента
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА НА ОАО «СВЕТЛОГОРСКИЙ ЦКК»
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Светлогорский ЦКК»
2.2 Функции планирования и организации на ОАО «Светлогорский ЦКК»
2.3 Функции мотивации и контроля на ОАО «Светлогорский ЦКК»
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ НА ОАО «СВЕТЛОГОРСКИЙ ЦКК»
ВВЕДЕНИЕ
Современная теория управления все более приобретает характер точной науки. Одновременно управление существует как реальный процесс и является прикладной сферой деятельности человека. Особенности сферы управления определяются конкретной системой более высокого порядка. В то же время существуют общие принципы и закономерности управления, присущие всем его разновидностям управления.
Управленческая работа сложна, многообразна, трудоемка. Около одной десятой трудоспособного населения развитых стран мирового сообщества занято в одной сфере деятельности. Для того чтобы ее осуществлять профессионально и эффективно, необходимо соответствующая организация этой работы, опирающаяся на объективные законы. Одним из главных законов эффективности человеческой деятельности является необходимость разделения и специализации труда. Это положение определяет причину появления в теории и практике управления такой категории, как функция. Функция выступает в качестве части содержания управленческой деятельности, на которые она расчленяется по двум основным признакам. Первый из них – это временная логическая последовательность выполнения управленческих работ, которая объективно вытекает из сущности этой деятельности. Второй признак отражает специфику объекта управления, то есть его характер, отраслевую принадлежность.
Функции управления определяются в менеджменте как виды управленческой деятельности, обеспечивающие целенаправленную деятельность организации для достижения желаемого результата и ее адаптацию к изменению внешней среды. При классификации и рассмотрении функций управления используются два подхода: выделение управленческих функций, определяющих управление в любой организации, и определение системы частных (специфических) функций, характерных для управления конкретными объектами и организациями в определенной сфере деятельности. В менеджменте рассматриваются общие универсальные функции управления предприятием: планирование, организация, мотивация и контроль.
Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом, поэтому тема курсовой работы «Основные функции в системе менеджмента» актуальна. Основные функции управления тесно взаимосвязаны между собой.
Цель написания курсовой работы: раскрытие основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на ОАО «Светлогорский ЦКК».
В качестве предмета исследования выступили основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.
Результатом работы будет анализ функционирования организации с точки зрения выполнения в ней основных функций менеджмента и внесение предложений по улучшению реализации этих функций, что должно повысить эффективность хозяйственной деятельности организации.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
охарактеризовать основные функции менеджмента и их значение в управлении организацией;
проанализировать реализацию основных функций менеджмента в ОАО «Светлогорский ЦКК»
наметить пути повышения эффективности использования основных функций менеджмента в деятельности ОАО «Светлогорский ЦКК».
Для написания курсовой работы были использованы учебники:
Е.Е. Вершигора, А.В. Неверов «Менеджмент». – Минск: Амалфея, в котором рассмотрены основные вопросы теории и практики менеджмента; сущность управления и менеджмента; цели и функции менеджмента; показаны место и роль управленческих решений в менеджменте и т.д.;
В.Р. Веснин «Менеджмент». – М.: Изд-во Проспект, в нем изложен полный курс современного менеджмента в углубленном варианте и использован опыт лучших отечественных и зарубежных изданий;
Н.И. Кабушкин «Основы менеджмента. – М.: Новое знание», в нем изложены основные вопросы по менеджменту, дана характеристика основных функций менеджмента, особое внимание уделено проблемам организации труда менеджера и управления персоналом, принятия управленческих решений и т.д.
А.Н. Кошелев, Н.Н. Иванникова «Основы менеджмента». – М.: Экзамен, полно и на высоком профессиональном уровне в нем рассмотрены основные понятия, сущность и место менеджмента в системе управленческих дисциплин; роль менеджера в деятельности предприятия; методологические основы менеджмента, его функции, мотивационные процессы, контроль в деятельности организации и др.;
З.П. Румянцева «Общее управление организацией. Теория и практика». – М.:ИНФРА-М., в нем рассматриваются современные теории управления, а также раскрывает содержание общих функций управления;
Управление организацией /Под научн. ред. М.В. Петровича. – Минск: Дикта, системно рассмотрены различные стороны управления организацией в современных условиях; раскрыта сущность законов, принципов, функций и методов управленческой деятельности; содержание работы современного руководителя и др.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1 Понятие, единство и взаимосвязь основных функций менеджмента
Большинство людей планирует свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. То есть управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.
Функция менеджмента – это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления. Понятие «организация управления» означает существование на практике таких функций управления, как построение организации и осуществление взаимосвязи в процессах хозяйственной деятельности людей, технологии, информации [11 ,с. 56].
Одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции, то есть для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и совершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.
Функции управления представляют собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда. Они должны обеспечить в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности.
Каждая функция управления характеризуется целевой направленностью и имеет свои особенности, однако все они взаимосвязаны, составляя определенную, тесно увязанную систему. Только совокупность всех функций полностью раскрывает процесс управления, поэтому выполнение их обеспечивает комплексное и системное управление организацией и эффективность ее хозяйственной деятельности.
Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Например, информация, собранная посредством выполнения функции контроля, "говорит" менеджерам, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивирования и организации). В системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.
Функции подразделяются на основные и конкретные. Основные функции присущи любому объекту управления, независимо от характера его основной деятельности, отраслевой принадлежности, величины и т.д. Основными функциями менеджмента являются: планирование, организация, мотивация, контроль.
Каждая из четырех функций менеджмента является для организации жизненно важной. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.
Функции менеджмента находятся в тесной взаимосвязи: функция планирования взаимодействует с функциями организации и контроля, функция организации, в свою очередь, тесно связана с функциями планирования и контроля, а последняя (т. е. функция контроля) взаимосвязана с функцией организации и функцией планирования. Функции планирования, организации и контроля тесно взаимосвязаны с функцией мотивации. Эту взаимосвязь функций управления принято называть внешней. Одновременно существует и тесная внутренняя взаимосвязь рассматриваемых функций, проявляющаяся в том, что элементы всех функций являются составной частью каждой из них. Функция планирования содержит элементы функций организации, контроля и мотивации; функция организации - элементы функций планирования, контроля и мотивации; функция контроля - элементы функций планирования, организаций и мотивации; функция мотивации - элементы функций планирования, организации и контроля.
Таким образом, функции менеджмента можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Ведь управление - это искусство создавать вещи посредством людей. В процессе управления выполняются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала.
1.2 Характеристика основных функций менеджмента
Обоснование основных направлений и пропорций развития производства с учетом обеспечения их ресурсами и спроса рынка дается в планировании. Планирование определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства как объекта, так и субъекта управления, вместе взятого. Являясь активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, оно усиливает темпы развития производства, способствует мобилизации дополнительных резервов, материальных источников, требует применения передовых методов и форм воздействия на весь процесс производства. Чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Краткосрочное планирование способствует созданию единство общей цели внутри организации.
Планирование побуждает руководителей предприятия и его структурных подразделений мыслить перспективно. Оно способствует развитию творческой инициативы работников, обеспечивает четкую взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц и повышает их ответственность за достижение намеченных показателей. Оно позволяет скоординировать усилия предприятия и направить их достижение конечной цели, делает его более подготовленным к внезапным изменениям конъюнктуры рынка и политических условий.
Планирование - это разработка плана, определяющего то, что нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством [2,с. 231].
Уровень и качество планирования определяются:
компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления;
квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях;
наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техники [7,с.132].
Планирование предполагает:
обоснованный набор целей;
определение политики;
разработку мер и мероприятий (образа действий);
методы достижения целей;
обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений [7,с. 132].
Целью планирования является обеспечение достижения целей организации путем:
устранения отрицательного эффекта неопределенности внешней и внутренней сред предприятия;
сосредоточения внимания руководителей на главных задачах предприятия;