Файл: Основные функции в системе менеджмента (Функции мотивации и контроля на ОАО «Светлогорский ЦКК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современная теория управления все более приобретает характер точной науки. Одновременно управление существует как реальный процесс и является прикладной сферой деятельности человека. Особенности сферы управления определяются конкретной системой более высокого порядка. В то же время существуют общие принципы и закономерности управления, присущие всем его разновидностям управления.

Управленческая работа сложна, многообразна, трудоемка. Около одной десятой трудоспособного населения развитых стран мирового сообщества занято в одной сфере деятельности. Для того чтобы ее осуществлять профессионально и эффективно, необходимо соответствующая организация этой работы, опирающаяся на объективные законы. Одним из главных законов эффективности человеческой деятельности является необходимость разделения и специализации труда. Это положение определяет причину появления в теории и практике управления такой категории, как функция. Функция выступает в качестве части содержания управленческой деятельности, на которые она расчленяется по двум основным признакам. Первый из них – это временная логическая последовательность выполнения управленческих работ, которая объективно вытекает из сущности этой деятельности. Второй признак отражает специфику объекта управления, то есть его характер, отраслевую принадлежность.

Функции управления определяются в менеджменте как виды управленческой деятельности, обеспечивающие целенаправленную деятельность организации для достижения желаемого результата и ее адаптацию к изменению внешней среды. При классификации и рассмотрении функций управления используются два подхода: выделение управленческих функций, определяющих управление в любой организации, и определение системы частных (специфических) функций, характерных для управления конкретными объектами и организациями в определенной сфере деятельности. В менеджменте рассматриваются общие универсальные функции управления предприятием: планирование, организация, мотивация и контроль.

Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом, поэтому тема курсовой работы «Основные функции в системе менеджмента» актуальна. Основные функции управления тесно взаимосвязаны между собой.


Цель написания курсовой работы: раскрытие основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на ОАО «Светлогорский ЦКК».

В качестве предмета исследования выступили основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.

Результатом работы будет анализ функционирования организации с точки зрения выполнения в ней основных функций менеджмента и внесение предложений по улучшению реализации этих функций, что должно повысить эффективность хозяйственной деятельности организации.

При написании курсовой работы ставились следующие задачи:

охарактеризовать основные функции менеджмента и их значение в управлении организацией;

проанализировать реализацию основных функций менеджмента в ОАО «Светлогорский ЦКК»

наметить пути повышения эффективности использования основных функций менеджмента в деятельности ОАО «Светлогорский ЦКК».

Для написания курсовой работы были использованы учебники:

Е.Е. Вершигора, А.В. Неверов «Менеджмент». – Минск: Амалфея, в котором рассмотрены основные вопросы теории и практики менеджмента; сущность управления и менеджмента; цели и функции менеджмента; показаны место и роль управленческих решений в менеджменте и т.д.;

В.Р. Веснин «Менеджмент». – М.: Изд-во Проспект, в нем изложен полный курс современного менеджмента в углубленном варианте и использован опыт лучших отечественных и зарубежных изданий;

Н.И. Кабушкин «Основы менеджмента. – М.: Новое знание», в нем изложены основные вопросы по менеджменту, дана характеристика основных функций менеджмента, особое внимание уделено проблемам организации труда менеджера и управления персоналом, принятия управленческих решений и т.д.

А.Н. Кошелев, Н.Н. Иванникова «Основы менеджмента». – М.: Экзамен, полно и на высоком профессиональном уровне в нем рассмотрены основные понятия, сущность и место менеджмента в системе управленческих дисциплин; роль менеджера в деятельности предприятия; методологические основы менеджмента, его функции, мотивационные процессы, контроль в деятельности организации и др.;

З.П. Румянцева «Общее управление организацией. Теория и практика». – М.:ИНФРА-М., в нем рассматриваются современные теории управления, а также раскрывает содержание общих функций управления;

Управление организацией /Под научн. ред. М.В. Петровича. – Минск: Дикта, системно рассмотрены различные стороны управления организацией в современных условиях; раскрыта сущность законов, принципов, функций и методов управленческой деятельности; содержание работы современного руководителя и др.


Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

1.1 Понятие, единство и взаимосвязь основных функций менеджмента

Большинство людей планирует свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потре­буются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. То есть управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конк­ретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функция менеджмента – это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления. Понятие «организация управления» означает существование на практике таких функций управления, как построение организации и осуществление взаимосвязи в процессах хозяйственной деятельности людей, технологии, информации [11 ,с. 56].

Одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции, то есть для выполне­ния той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организо­вать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника уп­равления и совершенствовалась, основополагающие управлен­ческие функции остались сравнительно неизменными.

Функции управления представляют собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда. Они должны обеспечить в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности.

Каждая функция управления характеризуется целевой направленностью и имеет свои особенности, однако все они взаимосвязаны, составляя определенную, тесно увязанную систему. Только совокупность всех функций полностью раскрывает процесс управления, поэтому выполнение их обеспечивает комплексное и системное управление организацией и эффективность ее хозяйственной деятельности.


Функции управления имеют специфический характер, осо­бое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Напри­мер, информация, собранная посредством выполнения функции контроля, "говорит" менеджерам, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивирования и организации). В системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Функции подразделяются на основные и конкретные. Основные функции присущи любому объекту управления, независимо от характера его основной деятельности, отраслевой принадлежности, величины и т.д. Основными функциями менеджмента являются: планирование, организация, мотивация, контроль.

Каждая из четырех функций менеджмента является для организации жизненно важной. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, моти­вации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

Функции менеджмента находятся в тесной взаи­мосвязи: функция планирования взаимодействует с функциями организации и контроля, функция организации, в свою оче­редь, тесно связана с функциями планирования и контроля, а последняя (т. е. функция контроля) взаимосвязана с функцией организации и функцией планирования. Функции планирова­ния, организации и контроля тесно взаимосвязаны с функцией мотивации. Эту взаимосвязь функций управления принято называть внешней. Одновременно существует и тесная внут­ренняя взаимосвязь рассматриваемых функций, проявляющая­ся в том, что элементы всех функций являются составной ча­стью каждой из них. Функция планирования содержит элемен­ты функций организации, контроля и мотивации; функция организации - элементы функций планирования, контроля и мотивации; функция контроля - элементы функций плани­рования, организаций и мотивации; функция мотивации - элементы функций планирования, организации и контроля.

Таким образом, функции менеджмента можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на уп­равляемый объект. Ведь управление - это искусство созда­вать вещи посредством людей. В про­цессе управления выполняются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала.


1.2 Характеристика основных функций менеджмента

Обоснование основных направлений и пропорций развития производства с учетом обеспечения их ресурсами и спроса рынка дается в планировании. Планирование определяет перспективу развития и бу­дущее состояние системы производства как объекта, так и субъ­екта управления, вместе взятого. Являясь активным управленче­ским процессом оказания воздействия на систему, оно усиливает темпы развития производства, способствует мобилизации допол­нительных резервов, материальных источников, требует примене­ния передовых методов и форм воздействия на весь процесс про­изводства. Чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Краткосрочное планирование способствует созданию единство общей цели внутри организации.

Планирование побуждает руководителей предприятия и его структурных подразделений мыслить перспективно. Оно способствует развитию творческой инициативы работников, обеспечивает четкую взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц и повышает их ответственность за достижение намеченных показателей. Оно позволяет скоординировать усилия предприятия и направить их достижение конечной цели, делает его более подготовленным к внезапным изменениям конъюнктуры рынка и политических условий.

Планирование - это разработка плана, определяющего то, что нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством [2,с. 231].

Уровень и качество планирования определяются:

компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления;

квалификацией специалистов, работающих в функциональ­ных подразделениях;

наличием информационной базы и обеспеченностью компь­ютерной техники [7,с.132].

Планирование предполагает:

обоснованный набор целей;

определение политики;

разработку мер и мероприятий (образа действий);

методы достижения целей;

обеспечение основы для принятия последующих долгосроч­ных решений [7,с. 132].

Целью планирования является обеспечение достижения целей организации путем:

устранения отрицательного эффекта неопределенности внешней и внутренней сред предприятия;

сосредоточения внимания руководителей на главных задачах предприятия;