Файл: Проблема личности в социальной психологии (Основные понятие и сущность личности в социальной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задача найти эти самые основания порождается тогда, когда мы начинаем отказываться от понимания личности как некоей целостности, единства, охватывающего совокупность всех особенностей человека. Из множественности свойств и особенностей человека совсем не следует определять, что психологическая теория личности обязана стремиться именно к глобальному их охвату. Это происходит потому, что человек как эмпирическая целостность выражает свои свойства во всех формах взаимодействия, в которые он тем или иным образом вовлечен.

Когда мы охарактеризовываем личность человека, то мы включаем в нее такие «общие» черты, как, силу воли ("сильная личность", "слабохарактерный человек"); общее отношение к людям ("доброжелательный", "равнодушный") и другое. Но чаще всего мы даже не задумываемся относительно таких личностных особенностях, как, разрез глаз или умение играть на инструменте. Когда мы проводим этот анализ, мы не пользуемся совершенно никакими критериями для различения «личностных» и «не личностных» особенностей.

Если идти путем своеобразного поиска и сравнения отдельных психологических и иных особенностей, то такой критерий вообще не может быть найден ни в каких критериях. Одни и те же особенности человека могут находится в разном отношении непосредственно к его личности. В одном случае характеристики проявляются как безразличные, в другом - те же особенности существенно входят в ее характеристику. Вследствие широко распространенных взглядов никакое эмпирическое дифференциальное исследование не способно подать решения какой-либо психологической проблемы личности. Точнее дифференциальное изучение возможно только на базирующейся платформе общепсихологической теории личности. Любое дифференциально-психологическое исследование личности проходит тестологическим (происходящим в виде тренинга, теста) или клиническим способом – в основе которого всегда лежит четко или нечетко выраженная, общетеоретическая концепция.

Несмотря на многообразие и даже некую взаимную непримиримость современных психологических теорий личности, большинство из них имеет характерную черту для домарксистской и внемарксистской психологии - диадическую схему анализа, так называемой «теории двух факторов формирования личности», основными аспектами которой являются наследственность и среда. Согласно этой теории можно объяснить любую особенность, характерную черту человека. Все объясняется воздействием наследственности, которые заложены в генотипе инстинктами, способностями или какими-то другими категориями, а с другой - влиянием и воздействием на неё внешней. Однако более обыденный здравый рассудок, по остроумному замечанию психолога-исследователя Энгельса, «почтенный спутник в домашнем обиходе переживает самые удивительные приключения, как только он отважится выйти на простор исследования».


На основе теории двух факторов возникают дискуссии ученых мужей, затрагивающие главным образом важность каждого их этих факторов. Полярные мнения в этой дискуссии настаивают на том, что основной детерминантой личности является наследственность и что внешняя среда, социальные воздействия лишь обусловливают возможности и формы проявления нужной программы. Другие же в этом споре выводят важнейшие особенности характеров личности непосредственно из особенностей социальной среды, из так называемых «социокультурных матриц». Однако, при всем своем различии смысла суждений, все они тем или иным образом сохраняют позицию двойной детерминации личности.

Взгляды на некоторые соотношения биологического и социального факторов как на простоте их скрещивания или делящие психику человека на сосуществующие эндосферу и экзосферу уже уступили свое место все более сложным представлениям. Главной стала проблема внутренней сущности самой личности, которые образуют ее уровни, их соотношения.

Психолог Зигмунд Фрейд развивает представление о характеризующем личность соотношении сознательного и бессознательного. Выраженное им «либидо» представляет собой совсем не только биоэнергетический источник активности, но и особую сущность в личности – «оно» (id), которое в свою очередь противостоит «я» (ego) и «сверх-я» (super-ego).

А генетические и функциональные связи между этими сущностями, инстанциями, осуществляемые посредством специальных механизмов (вытеснения, цензуры, символизации, сублимации), и создают образующую структуру личности.

В этом случае совершенно нет необходимости вдаваться в какую-либо критику фрейдизма, взглядов таких психологов, как Адлер, Юнг и их современных продолжателей. Ведь совершенно ясно, что их взгляды не только не преодолевают, но, напротив, даже обостряют эту теорию двух факторов, превращая саму идею их конвергенции в смысле В. Штерна или Д. Дьюи в идею своеобразной конфронтации между ними.

Помимо направлению конвергенции существовало другое направление, в котором развивался подход к личности со стороны внутреннего осуществления, и представлен подход некими культурно-антропологическими концепциями. Точками отчета для них стали этнологические данные, которые показывали, что существующие психологические особенности определяются довольно резкими отличиями не человеческой натуры, а человеческой культуры. Система и структура личности представляет собой индивидуализированную систему культуры, в которую включается человек в процессе его непосредственной «аккультуризации».


При этом необходимо сказать, что в этой связи производится множество наблюдений, начиная с известных работ М. Мид, которая доказала, что такое явление, как психологический кризис в переходном возрасте, не объяснено наступлением полового созревания, потому что в некоторых культурах этого кризиса вообще не существует. Аргументы черпаются также из некоторых обследований и тестирований лиц, которые внезапно перемещены в новое культурное окружение, и, наконец, из экспериментальных исследований таких специальных явлений, как влияние преобладающих в данной культуре объектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Предметом многих наук является исследование личности. Трудности выделения социально-психологического аспекта личности состоят в том, что он в равной степени сталкивается с социологическим и общепсихологическими подходами к личности. Социология исследует личность со стороны ее деиндивидуализированных свойств как определенный социальный тип. Она изучает общее, что «привязывает» личность к социальной группе, а не то особенное, индивидуальное, что отличает ее от других членов группы. Получается, что социологическое рассмотрение личности с социологической точки зрения в определенной степени является противоположный психологическому, которое исследует в личности ее субъективное начало, внутреннюю природу, детерминированную социальными условиями, которые сами по себе не являются предметом изучения психолога.

При исследовании личности в социальной психологии акцент делается на конкретно-исторических особенностях психологических свойств и внутренних структурах личности как субъекта социальных отношений.

Социальная психология является пограничной наукой осуществляет синтез социологического и общепсихологического подходов в исследовании личности. Она исследует процесс становления человека как личности - социализацию, которая начинается с первых минут его жизни. Человек вычеркнутый из системы социальных связей, останется на уровне животного существования.

Каждый человек как единичное природное существо - это индивид; но такая характеристика, конечно, неполная, поскольку не дает представления о реальном человеке. Каждый человек приобретает особые «сверхчувствительные» качества, которую называют личностью, сосуществуя в обществе.

Личность есть социализированный индивид, который воплощает существенные социально значимые свойства. Личностью является человек, имеющий свою жизненную позицию, которая утвердилась в результате длительной и кропотливой сознательной работы, имеющий свободу воли, способность к выбору, ответственность.


Личность - субъект собственной жизнедеятельности, общественное существо, наделенное сознанием и представленная психологическими характеристиками, которые являются стойкими, социально предопределенными, оказываются в общественных связках, отношениях с окружающим миром, другими людьми, определяют поведение человека.

Личность выражает принадлежность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке, традиций.

Взгляд на личность как функциональную характеристику человека опирается на понятие «социальная функция человека», «социальная роль». Такое понимание личности не дает возможность полностью раскрыть ее внутренний, глубинный мир, поскольку внешнее поведение не всегда выражает настоящую сущность индивида.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 2011.

Андреева Г. М. Психология социального познания. - М.: Аспект-Пресс, 2010.

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2011.

Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.вузив / Е.В. Андриенко. - М.: Просвещение, 2010.

Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - М.: Прайм-Еврознак, 2009.

Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект пресс, 2008.

Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. М.: ЭКСМО-пресс, 2010.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008

Еникеев М. И. Общая, общая, социальная и юридическая психология. - Спб.: Питер, 2009.

Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М.: НОРМА - ИНФРА, 2010

Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теории личности. - Ростов-на Дону: «Феникс», 2009.

Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. - СПб.: Питер, 2007

Куликов В.К. Проблемы социальной психологии. - Иваново: Изд-во ИвГУ, 2009.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010.

Кэлвин Х., Гарднер Л. Теория личности. М.: ЭКСМО-пресс, 2009.

Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.- 3-е изд. - М.: Смысл: Академия, 2005

Личность // Википедия. [2013-2013]. Дата обновления: 28.02.2013. URL: #"justify">.Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы регуляции поведения. - М.: Наука, 2011.