Файл: Проблема личности в социальной психологии (Основные понятие и сущность личности в социальной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также некоторые социологи (например, О. Якуба) заостряет внимание на проблеме внутренней духовной составляющей личности и включают потребности и интересы, ценности и мотивы, социальные нормы и убеждения, мировоззренческие принципы, вкусы и привычки и много других духовных образований.

Одним из наиболее исследуемых вопросов в социологии есть задача побудительных факторов социального поведения личности, к которым принадлежат потребности и интересы. Центр анализа личности являются потребности, то есть внутренние сердцевины ее активности, характеристика объективного в личности. Потребности - это нужда, необходимость для человека того, которое обеспечивает ее существование и самосохранение.

В социологии создателем иерархической теории потребностей, «пирамиды потребностей», является американский социолог А. Маслоу (1908-1970). Суть его теории заключается в том, что он классифицирует потребности, разделив их на базовых (или постоянные) и производных (или изменяемые). Все потребности, по его мнению, являются врожденными образованиями. Базовые потребности располагаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от более низких, преимущественно материальных, к более значимым, преимущественно духовным:

  • физиологичные и сексуальные потребности (в продолжении рода, в еде, дыхании, движению, одежде, жилье, отдыхе);
  • экзистенциальные - это потребности в безопасности своей жизни, уверенности в завтрашнем дне, стабильности, гарантированности труда;
  • социальные - в принадлежности к коллективу, группе или сообществу, в общении, в участии в совместной трудовой деятельности;
  • престижные в уважение со стороны других, их признании и высокое мнение качеств, в повышенной оценке в труде и высоком статусе в обществе;
  • духовные - в самовыражении через творчество.

Осознание и удовлетворение вышестоящих в иерархии потребностей возможно только при условии удовлетворения потребностей, расположенных ниже (хотя возможны отдельные исключения).

Следующая категория социологии личности - интерес - также имеет объективно-субъективную среду и являет собой осознание потребностей. В симбиозе они являются основой ценностного отношения личности к окружающему миру и используются для исследования регуляторов социального поведения. Понятие ценностей широко разбираются в разных науках. С точки зрения социологического подхода к проблеме ценностей являет в его направленности на выявление их роли как соединительного звена между поведением личности, с одной стороны, и социальными группами, сообществами и обществом, - с другой.


Личные ценности являются источником индивидуальной мотивации, они функционально эквивалентны потребностям. Можно сказать, что ценности связаны, с одной стороны, с удовлетворением жизненно важных биологических потребностей, а с другой – они основаны на социальном взаимодействии и выполняют функцию, регулирующую поведение людей. Ценности разделяются людьми и могут сохраняться на протяжении жизни нескольких поколений.

Ценность – это приобретенное, усвоенное из опыта предыдущих поколений людей обобщенное понятие о том, что для человека и сообщества является значимым. Содержание ценностей отражает цели, которыми руководствуются люди, когда думают, принимают решения и действуют.

Ценности отличаются значительной стабильностью и образуют ядро формирования личности. В них выражены мотивирующие цели и соответствующие способы действий для их достижения. Основные человеческие ценностей: семья, благополучие, здоровье, свобода, равенство, справедливость и др. Однако ценности изменяют свою значимость в разные эпохи, так как связаны с условиями жизни и культурой общества. Ценности играют центральную роль в социальном познании и представляют собой ту самую основу, которая необходима для понимания ментальных обобщений.

Таким образом, ценности – это понятия, с помощью которых психологи пытаются обозначить и объединить целый ряд явлений, состояний и целей, достойных того, чтобы к ним стремиться. Поскольку социальная психология изучает отношения людей во всем их разносторонности, задача ценностей имеет принципиальное значение.

Одним из краеугольных понятий в социологии вообще и в социологии личности в частности считаются мотивы, так как характеризуют человека как субъекта. Мотивы рассматривают отношение личности к интересам и ценностным ориентациям, дают им оценку. Мотив - это осознанная потребность личности. В классификации мотивов подчеркивают материальные и духовные, как определяющие, а также экономические, социальные, идеологические, духовные и тому подобное.

Главной из проблем социологического исследования можно выделить проблему социальной типологии личности. Социальный тип личности - это результат переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности человека, комплексность повторяемых качеств и свойств человека как существа социального. Задача заключается в том, что социология имеет дело не с единичным, а массовым, многообразным и делает попытки раскрыть в личности существенное и типичное. Рассмотрим такие типы личности:


  • идеальный (в котором находит проявление требование социального идеала того или другого общества);
  • нормативный (то есть совокупность свойств личности, формирование которых объективно необходимо для развития данного общества);
  • реально существующий (то есть высоко стоящий тип личности на том или другом этапе развития общества, которое может влиятельно отличаться от нормативного и тем более идеального типа).

Отметить, что социологию волнует не только типология личности, но и обстоятельства, благодаря которым движется формирование и развитие типов вообще и отдельной личности в частности. Суть задачи социализации заключается во влияние социальной среды на становление личности. Социализация заключается в воздействии на человека от индивидуального к социальному под влиянием таких факторов социальной среды, как:

- совокупность ролей и социальных статусов, которые общество предлагает человеку;

- социальные сообщества, на границах которых индивид может реализовать определенные социальные роли и приобрести определенный статус;

- система социальных ценностей и норм, которые преобладает в обществе и переходит младшими поколениями от старших;

- социальные институты, которые обеспечивают производство и воссоздание культурных образцов, норм и ценностей и способствуют их передачи и усвоению;

- общая ситуация в стране.

Процесс социализации формирует все сферы жизни и деятельности человека. В социализации принимает участие все окружение индивида. Социализация - не одноразовый или кратковременный процесс; она происходит в течение всей жизни человека. Столь длительный процесс заключается в том, что человек не переставая изменяется, с течением его жизни возникает входить в новые социальные роли.

Стоит отметить важные различия: во время социализации ребенка главное для него выступает социальная адаптация, приспособление к общественной среде, то для социализации молодого и зрелого человека основную роль играет интериоризация, или формирование внутренней структуры человеческой психики, перевода элементов внешнего мира во внутреннее «Я» личности. Результатом интериоризации становится индивидуальность личности.

Механизмы социализации отображены в концепции З. Фрейда, который выделяет основные из них:

  • имитацию (осознанные попытки ребенка копировать и подражать поведению взрослых и друзей);
  • идентификацию (усвоение детьми поведения родителей, социальных ценностей и норм как своих собственных);
  • чувство стыда и вины (или негативные механизмы социализации, которые запрещают и подавляют некоторые модели поведения).

Ресоциализация термин встречающийся в обществах переходного типа и означает он ситуацию коренного изменения социальной среды и необходимость личности приспособиться к измененным социальным обстоятельствам, новым нормам и ценностям. Для человека этот процесс является болезненным, так как полностью меняется мировоззрения и осознание необходимости построения нового миропонимания.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

2.1 Понятие социализации личности

Основателями термина социализации личности введённого в социальную психологию являются А. Бандуры и Д. Кальман было в 40-50 годы XX в.

Социализация - процесс деятельности и общения, вердикт адаптации и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Она развивается как в условиях воспитания, так и стихийно. Социализацию можно вообразить как процесс адаптации и одновременного активного воспроизводства индивидом общественного опыта.

Можно определить три сферы, в которых происходит становление человека: деятельность, общение, самосознание. Теперь подробно рассмотрим эти сферы становления человека. Постоянное расширение опыта человека происходит в процессе деятельности, освоение новых видов деятельности, расширение профессиональных качеств, личностный выбор. В общении происходит расширение и углубление связей человека, определяются различные личностные изменения. Именно межличностное общение дает толчок формированию человека как личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Самосознания способствует становлению «Я-концепции» под влиянием включения человека в различные социальных групп. Самосознание не возникает в одно мгновение, оно формируется по немного, пока личностью не поймет себя как целостность. Изначально стоит поднять свое самолюбие. Иными словами, пропагандируется индивидуализм, который направляется на удовлетворение собственных интересов вместо того, чтобы оправдывать чьи-то ожидания.


На Востоке и странах третьего мира больше ценится коллективизм, когда высшей целью жизни является благополучие групп.

Индивидуализм или коллективизм влияют на личность, социальные отношения и воспитание детей. Индивидуализм сопровождается депрессиями, беспомощностью. Коллективизм способствует безответственности, социальной лени, конформизму.

Социализация - бесконечный процесс становления человека как личности на протяжении всей жизни, состоящий из нескольких стадий, а именно: активное становление человека как общественного существа в первую треть жизни, развитие зрелой личности в процессе функционирования в обществе, социализация взрослого. Также существует другая классификация стадии социализации: пред трудовую, трудовую и после трудовую.

По мнению Е. Гидденса, социализация - это процесс, при котором беспомощный ребенок постепенно превращается в личность, которая понимает и саму себя, и окружающий мир, приобретает знания и привычки, присущие культуре, в которой ребенок родился.

В научной среде существует различных вариантов определения социализации, но большинство из них сводится к пониманию ее как процесса, благодаря которому люди адаптируются и учатся подчинять свое поведение социальным нормам. Социализация изучается как процесс вхождения индивида в мир конкретных социальных связей и его интеграция в различные типы социальных сообществ через культуру, ценности и нормы, на определение которых создаются социальные черты личности.

Знаменитый польский социолог З. Бауман выводит, что в социологии постмодерна нет места понятию "социализация", поскольку нельзя говорить о целеустремленном формировании личности: современный человек в значительно большей мере, чем его предшественники, способен сам себя создавать, самоконструировать.

Теория Т. Парсонс ориентирована на постоянное общество, в котором каждый индивид осознает свою социальную роль, понимает, чего от него ожидают другие. Именно социализация является тем элементом, с помощью которого поддерживается равновесие в социуме. Социализация имеет две фазы - социальное усвоение и интериоризации. По Т. Парсонсу, важными каналами социализации являются семья, школа и молодежная субкультура.

Американский социолог Н. Смелзер выводит, что благодаря социализации люди приобретают опыт и располагают установки, которые отвечают их социальным ролям. Социализация имеет цель способствовать интеракции людей на основе социальных ролей и обеспечивать сохранение общества через усвоение его новыми членами соответствующих убеждений и образцов поведения. Удачный социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения, стремлением к конформизму.