Файл: Проблема личности в социальной психологии (Основные понятие и сущность личности в социальной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако личность настолько не простой внутренний механизм, что ее стоит разбирать не только как субъект социального поведения, но и как субъект регуляции этого поведения. Поэтому изучение внутренних факторов, определяющих поведение личности, имеет возвышенное значение.

Выделяют три внутренних регулятора поведения, а именно психические процессы, психические состояния и психические качества личности. С помощью психических процессов личность получает, хранит, воспроизводит и перерабатывает необходимую информацию. На психические процессы оказывают влияние такие явления как внутренняя речь, интуиция, суждения, умозаключения, решения задач. К внутренним регуляторам психического состояния относят аффекты, депрессию, настроения, тревожность, фрустрацию, отчужденность, релаксацию. Психические качества личности обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию поведения. Регуляторами поведения являются установки, оценки, жизненная позиция, статус, чувство любви, ненависти, страха, стыда. Этапом завершающим социальную регуляцию поведения является мотивационная сфера.

Высшим регулятором социального поведения является сама личность как комплексность всех психических процессов и состояний. Осознавая социальные воздействия личность вырабатывает отношение к себе и другим, оценивает и формирует отношение к своему поведению и поведению других членов общности и группы. В самосознании личности осуществляется познание себя и отношение к себе как объекту и субъекту социального взаимодействия и социального поведения. Общественное знание и отношение личности к самой себе содержится в Я-образе, Я-концепции. Они включают в себя представление о своей индивидуальности, идентичности, определенное совокупность интересов, склонностей, ценностных ориентации, определенную самооценку и самоуважение, переживание себя как субъекта деятельности. «Я-концепция» во всех её составных элементах регулирует реальное, планируемое, идеальное социальное поведение личности.

Исходя из выше написанного, социальная регуляция поведения личности является очень сложным внутренним механизмом, который включает огромный спектр внешних и внутренних факторов. Содержанием ее являются: 1. создание внешних регуляторов поведения (норм, правил, инструкций, образцов); 2. регламентация поведения; 3. его оценка; 4. определение санкций. Итоговым результатом социальной регуляции является модификация поведения личности, социальный контроль или манипулирование личностью. Таким образом, он может нести как общественно-положительный, так и отрицательный эффект, противоречащим традициям, установкам, нормам морали.


ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


3.1 Понятие и сущность личности

Одним из самых неустойчивых и спорных понятий в психологической науке считается понятие «личность». Неопределенность заключается в том, что существует огромное количество теорий личности, столько же имеется и определений «личности» и мнений психологов на этот счет. В своей работе я предлагаю рассмотреть несколько определений личности, которые были даны светилами социальной психологии.

И так, начнем с Б.Г. Ананьев, который отмечал, что «личность - прежде всего современник определенной эпохи, и это возводит множество ее социально-психологических свойств». Под этими он подразумевал принадлежность личности к конкретному классу, группе, национальности, профессии и т.д. А.В. Петровский исследовал личность с точки зрения межличностных отношений и вот его основные постулаты на вопрос о личности - интраиндивидный (отражает свойства, присущие определенному субъекту); интериндивидный (рассматривает особенности отношения личности с другими людьми); метаиндивидный (описывает непосредственное какой-либо личности на других людей). На взгляд же Л.И. Анцыферова личность подразумевается «как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений».

Но есть в этом разнообразии мнений и общие мнение, все психологи согласны с выводом, что личностью не рождаются, а становятся в процессе жизненного пути и для этого человек должен немало потрудится. И начать ему стоит с умения разговаривать, то есть овладеть речью, а затем многими моторными, интеллектуальными, социокультурными навыками. Личность изучается учеными как итог социализации индивида, который адаптировал традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных испокон веков. От того насколько человек смог впитать, понять и усвоить информации и опыта в процессе социализации, зависит уровень формирование личности и каким он будет в будущем.

Исследование проблемы личности заинтересованы многие науки, так как в большей или меньшей степени к вопросу относится все сферы жизнедеятельности человека. Этот комплексный подход к изучению вопроса научных дисциплин, которые имеют отношение к делу, будет итог при точном определении области поиска для каждой из вовлеченных дисциплин.


Кроме споров в трактовке понятия личности присутствует также не согласия и о структуре и сущности личности. Психологи имеют множество умозаключительных объяснений, которому можно объяснить личность и каждый из них соответствует своему определенному представлению о сущности личности. Более спорная ситуация возникает по вопросу «включении» или «не включении» в личность индивидуальных психологических особенностей. Начинается полное не согласие между психологами, так как у самых разных авторов гипотез самые разные ответы. И.С. Кон отмечал, многозначность понятия личности приводит обычно к понимаю одних под личностью определенного субъекта деятельности в цельности его индивидуальных свойств и его социальных ролей. Другой подход представляет многогранность иначе: личность «как социальное свойство индивида, как комплексность интегрированных в нем социально важных черт, сформированными в прямом и косвенном взаимодействии определенного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».

Более частый второй подход предполагает больше как социологический, хотя он используется внутри общей психологии. Не согласие идет в вопросе об обязанности личности в психологии, и есть ли смысл ее изучать преимущественно во втором значении или в стратегии данной науки основное – базирующая цепь в личности социально значимых черт и индивидуальных свойств человека.

В границах познание первого подхода рекомендуют определять в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства. При интегративном подходе к личности набор характеристик и параметров значительно расширяется. К.К. Платонов исследовал структуру личности и определил четыре подструктуры или уровня:

  • биологически объясненная подструктура - темперамент, половые, возрастные, чуть реже патологические свойства психики;
  • психологическая подструктура - индивидуальные свойства отдельных психических процессов индивида, ставших впоследствии свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, восприятия, чувств, воли;
  • социального опыта - изученный человеком в процессе социализации знания, навыки, умения и привычки;
  • подструктура целенаправленности личности - внутри которой имеется в свою очередь особый взаимосвязанный (в виде некой иерархии) ряд подструктур: влечения, желания, интересы, идеалы, склонности, стереотипы, индивидуальная картина мира, убеждения.

Представителем этого же течения был К.К. Платонов, который эти подструктуры делил по «удельному весу» социального и биологического содержаний. Исходя из этого, общая психология исследует на основе трех первых подструктурах, социальная психология исследует четвертую подструктуру, так как социальная детерминация личности в социальной науке представлена именно на уровне этой подструктуры. Общей психологии остается исследование таких характеристик, как пол, возраст, темперамент и свойств конкретных психических процессов, таких, как память, различные эмоции, переживания, мышление. В конкретном смысле сюда же относится социальный опыт. Социальная психология в общей психологии в такой схеме получается не представлена.


Психолог-исследователь А.Н. Леонтьевым принципиально по иному решал задачу по данному вопросу. Начальной этап его изучения стало формулирование общих предпосылок для изучения личности в психологии, а именно изучение личности в неразрывной связи с деятельностью. Главная идея подхода заключается в том, что «личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается».

По определению эта система представляется как структура черт характеристик, производных от характеристик деятельности. Идея социальной детерминации проводится в данном случае наиболее последовательно; личность, во-первых, не может быть интерпретирована как интегрирование всего лишь биосоматических и психофизиологических характеристик.

Сущность всей этой концепции воспроизводится в подходе общей психологии к проблеме личности, которая решительно отличается от традиционных концепций. А задача об исключительном подходе к проблеме социальной психологии ещё предстоит решить ученым-исследователям.

Главные трудности выражения специфического социально-психологического круга зрения при этом только начинают преобразовываться. Было бы не сложно подчеркнуть ряд его проблем, если бы на его долю оставалась вся область социальной детерминации личности. Но такой подход был бы не правильным (и он, действительно, имеет далеко не последнее место) лишь в тех структурах психологии, где часто присутствуют только первоначальное изученные и утвержденные личности вне ее социальных связей.

Социальная психология в такой структуре начинает стартовать в том месте, где начинают исследовать эти же социальные связи. При ряде последовательном проведении и изучении идей, которые сформулированы знаменитыми психологами-исследователями Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, такой метод в данной ситуации проще говоря неправомерен. Все разделы этапов психологической науки изучается личность как данную в исходном положении в системе социальных связей и отношений, детерминированную затем ими, и притом выступающую именно в качестве активного субъекта деятельности.

В работах Б.Д. Парыгина модель личности предполагает цепь следующих двух подходов: социологического и общепсихологического. Эта идея не вызывает споров у психологов, но вот более подробную суть каждого из синтезируемых методов вызывает споры. Социологический метод характеризуется тем, что личность изучается непосредственно как объект социальных отношений; общепсихологический метод - внимание сделано «на всеобщих механизмах психической деятельности индивида». Цель социальной психологии – «развить всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений...». В социологии и в общей психологии принимают тезис о том, что человек выступает одновременно и как объект, и как субъект исторического процесса; эта идея не может быть воплощена только лишь в социально-психологическом подходе к личности, и никак не может быть опровергнута.


В частности, выражается отрицания в исследование той модели личности, которая предписана в общей психологии. Это отмечается, когда общепсихологический метод «ограничивается, как правило, интеграцией лишь биосоматических и психофизиологических параметров структуры личности».

Социально-психологический метод в этом случае «объясняется наложением друг на друга биосоматической и социальной программы».

Традиция культурно-исторической обусловленности человеческой психики, которая заложена ещё психологом Л.С. Выготским, направлена прямо противоположно этому утверждению: не только личность, но и отдельные психические процессы изучаются здесь как детерминированные общественными факторами параметры. Поэтому не стоит утверждать, что при моделировании личности принимаются в расчет лишь биосоматические и психофизиологические параметры. Личность не может существовать вне ее социальных характеристик и принципов. Поэтому общепсихологическая установка проблем личности никак не может отличаться от социально-психологического метода по предложенному Выготским основанию.

Так, некоторые психологи-исследователи отмечают, что в основе социально-психологического знания и понимания личности лежит «характеристика социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь...».

Различие социально-психологического подхода от социологического не ощутимы достаточно резко, поэтому характеристика социально-психологического подхода часто дополняется длинным перечнем задач изучения личности.

Перечень составляют: социальная детерминация психического склада личности; социальная мотивация поведения и деятельности личности в разных общественно-исторических и социально-психологических условиях; классовые, национальные и другие особенности личности; закономерности формирования, выражения общественной активности или пассивности, пути и средства повышения или понижения этой активности; проблемы противоречивости личности и пути преодоления; самовоспитание личности и прочие пункты. Список можно продолжать до бесконечности.

И по отдельности каждая из задач является важным пунктом, но выявить определенный принцип в перечне не удастся, так же как и не удается найти ответ на вопрос, в чем же заключается специфика изучения личности в социальной психологии?

Решить вопрос не поможет и вариант, если в социальной психологии личность будет рассмотрена и анализирована в общении и согласовании с другими личностями. Но по моему мнению, что он не имеет место на существование, так как в принципе и в общей психологии имеет место слишком большой пласт изучению личности в общении.