Файл: Проблема личности в социальной психологии (Основные понятие и сущность личности в социальной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Основой социальных образований является человек с его творческой деятельностью, последствием которой является социальный конгломерат. Группы, коллективы, объединения, а в дальнейшем сообщества создаются человеком на основе социальных связей и взаимосвязанность.

«Социология личности» - это одна из специальных социологических теорий, предметом исследования которой является личность как объект и субъект социальных отношений на уровне ее взаимосвязей с социальными группами. Именно личность соединяет все звенья общественной жизни: макро-, мезо- и микросреду.

Философия рассматривает личность с точки зрения его положения в мире, прежде всего как субъекта познания и творчества. Наука психология изучает личность как устоявшуюся монолитность психических процессов, свойств и отношений – стабильные характеристики психики: характера, темперамента, способностей, волевых свойств, и тому подобное. Историки отслеживают, как под воздействием культурно-исторических факторов изменяется человеческое существо. Экономика подразумевает, что личность способна на рациональный выбор.

В социальной психологии личность рассматривается как чрезвычайно гибкое существо, способное социально приспособиться, но также данная наука предполагает, что человек обладает социально-типичными характеристиками.

Изучение человека в социальной психологии рассматривается как личность, как элемент социальной жизни, раскрываются механизмы становления личности под воздействием социальных факторов, а также обратное воздействие личности на социальную среду.

Социально-психологический метод исследования человека заключается в выяснении в человеке того, что непосредственно связано с социальной жизнью, включенностью человека в систему социальных отношений.

Цель работы - раскрыть сложности личности с точки зрения социальной психологии.

Объектом исследования является личность как социально-психологический феномен.

Предметом исследования является научно-практическое изучение социально-психологических особенностей личности.

Задачи исследования:

  • проанализировать исследование личности в социальной психологии;
  • рассмотреть формирование и развитие психолого-социологических концепций личности;
  • проанализировать основные противоречия социальной психологии личности;
  • изучить понятие социализации личности;
  • охарактеризовать институты социализации;
  • рассмотреть механизмы социальной регуляции поведения личности.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что избранная для рассмотрения тема находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Информационной базой для написания работы по теме курсового исследования послужили фундаментальные теоретические труды крупнейших ученых в сфере социальной психологии, психологии личности, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ

1.1 Исследование личности в социальной психологии

Социальная психология является относительно юной наукой, сформированной на грани психологии и социологии. Задачи, а так же вопросы изучаемые этой наукой является не взаимодействием двух методов исследования или механическим сближением систем, а самобытной наукой как по проблематике, так и по логике ее исследования.

Социальная психология изучает поведение человека в обществе, психические явления, происходящие во время взаимодействия различных групп людей. То есть можно сказать, что при помощи данной науки исследуется закономерности поведения людей, входящие в состав различных групп, их раздумье друг о друге, влияние друг на друга при этом, расположение друг к другу.

Уникальность социальной психологии заключается в том, что она находится между социологией и психологией. Отнести ни к одному из этих направлений ее нельзя, так как она является объединяющей наукой. Разница заключается в том, что психология рассматривает больше внутриличностные аспекты и социальные ситуации, социология - внеличностные и социальные процессы, которые определяют поведения человека.

Три основные проблемы социологии личности заключаются в: изучении личности как элемента, представителя социальных сообществ и социальных институтов; исследование личности как объекта социальных отношений и постижение личности как субъекта общественных отношений.

Предмет социальной психологии - изучение закономерностей и механизмов возникновения, функционирования и проявления реальности, которая формируется в процессе субъективного отображения человеком объективных социальных отношений и социальных общностей.


Это установление содержит первостепенные сущностные признаки социальной психологии:

- изучение феномена сольватация людей, мыслительного обмена;

- массовые психические явления;

- социально-психологические характеристики социальных групп как монолитность структур;

- механизмы социальных реакций на человека и его соучастие к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;

- возникновение теоретических и практических действий для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:

- дальнейший онтогенез социальной психологии как многоуровневой системы знаний;

- исследование и вердикт задач в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);

- исследование и вердикт задач в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);

- исследование социально-психологической деятельности личности в обществе.

1.2 Формирование и развитие психолого-социологических концепций личности

Во времена античности начали проявляться и развиваться представления о человеке. У древних греков не сложилось ощущение личности, так как человек еще не отделялся от Космоса и всеобщей субстанции. Антропологическую проблематику поднимает Сократ исследуя индивидуальные человеческие черты и свойства, которого в современной западной литературе считают основатель философии человека в ее первоначальной версии.

Способность человека к мышлению и всю человеческую субъективность выделяет древнегреческий философ Протагор (ок. 480 - ок. 410 гг. до н.э.); человек рассматривается как определенный индивид. В учении Аристотеля охватывает уже две антропологические тенденции. С одной стороны, в его концепции человек и природа впервые разъединяются, требуя непохожие подходов и непохожего толкования как качественно отличные реальности. С другой же стороны, акцент относится на неразрывной связи человека со всем миром.

Древнегреческими философами создают концепцию «человека разумного» - «homo sapiens», цель которой заключается в определение мысли об различие человека и животного по признаку разумности.

Человек принципиально по новому начинает рассматриваться в христианстве, происходит высвобождение человека от власти Космаса, но поставило его в регрессию от Бога.


Со времен принятие христианства радикально изменилось отношение к человеку, он получил определенную самоценность; зарождается представление о нем как о непоколебимо и наивысшей цели мироздания; все явления мира воспринимаются с точки зрения опыта и ценностей человека. В христианстве содержится трактовка человека в качестве безусловной ценности.

Третья антропологическая концепция основывается на натуралистических, позитивистских и прагматичных учениях. Название концепции «человека деятельного» - «homo faber», которая опровергает способности и особенности человеческого ума, различия между человеком и животным отсутствуют; человек исследует как различие животного, которое имеет просто огромную комплексность естественных признаков. Все психические и духовные аспекты утверждены в чувственных ощущениях, инстинктах и влеченьях. Со временем данная концепция формируется в мощное теоретическое направление и находит свое воплощение в учениях Конта и Спенсера.

Четвертая концепция в понимании человека и личности решительно не согласна с верой в прогрессивность «человека разумного», «человека божественного» и «человека деятельного». В этой версии человек - существо стремящееся, предпочитающее и желающее; ум определяется как тупик эволюции, как последствие потери «воли к жизни». В этой версии первостепенные иррациональные мотивы и субъективистские ориентации.

Вследствие этого, теперь мы видим, как по немного появляются, усложняются и изменяются представления о человеке и личности. Различные модификации этих подходов находят свое проявление в социологических учениях. Всех их охватывает одна общая цель: они признают человеческую личность специфическим образованиям.

Во времена существования СССР личность понимали исключительно через утверждение Маркса «главное в человеке не его абстрактная физическая природа, а его социальное качество».

Главные положения концепции: хочешь иметь представление о конкретном человеке - изучи социальное положение; образ жизни - основа личности; изменение общественных времен, условий - изменение и в человеке; личность создавать в соответствии с основополагающими принципами коммунизма. Индивид - существо бесплотное; процесс становления личности о всем богатстве ее сознательных и стихийных устремлений, субъективной уникальности не брался к почтению.

Также среди социологических учений имеются концепции, которые вместе «естественное (биологическое) - социальное», то есть в человеке абсолютизируют его первую или вторую составляющую.


Разберем соотношение рационального и иррационального, которое принимается также одним из обсуждению в трактовке личности. Концепция О. Конта предполагала веру во всемогущество человеческого ума и интеллекта (рацио). Основой данной концепции является, что социальный прогресс является следствием умственной деятельности человека; социальное продвижение зависит от его интеллектуальной основы. М. Вебер исходит от убеждения в переходе от аффектной и традиционной деятельности личности к ценностно - и целерациональности ее поведения.

Совсем по иному рассматривает ситуацию В. Парето, по мнению которого, основа социальных действий и поведения личности заложено в нелогичных поступках, которые делаются на фундаменте не сознательного мышления, а чувственного состояния человека, продукта иррационального психического процесса. Он дает определение таким нелогичным действиям «резидуями». Следовательно, по представлению В. Парето истинными движущими силами истории отдает главенство чувствам личности.

В продолжении разберем инстинктивизм как одно из направлений социологического психологизма, а также социология фройдизму, которые близки концепции Парето. З. Фройда (1856-1939) считал стартом и основой жизни индивида являются инстинкты, влеченья и желания присущие человека, которые делятся на противостояние двух сил - Эроса (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатоса (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт разрушения). Они, по мнению Фройда, являются сердцевиной прогресса, значительно оказывая, влияние на деятельность разных социальных групп, народов и государств.

Синтезированный подход к рассмотрению этих двух сторон внутренней жизни личности и ее социального поведения начинает развиваться в настоящее время в социологии.

В конце XX ст. все более явными становятся кризис «голой» рациональности человека социального, и невозможность возведения социальных характеристик личности лишь к ее иррациональным проявлениям. Личность во всей ее изобилии, в совокупности рациональных и чувственных сущностных свойств все четче становится центральной социологического понимания и исследования.

1.3 Основные противоречия социальной психологии личности

Не смотря на разносторонность социологических методов к исследованию человека - существует устоявшаяся совокупность задач, которые проявляются в качестве предмета изучению социологии личности, к которым определяется проблема выделения основных характерных черт личности, такие как самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, определенную автономность относительно общества, ответственность за свои действия, и тому подобное.