Файл: Основные функции в системе менеджмента (Основные функции в системе менеджмента на примере ПАО «Вымпел Ком»).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Природа и состав функций менеджмента.
1.1. Понятие функций менеджмента
1.2 Основные функции менеджмента
2. Основные функции менеджмента на примере ПАО «Вымпел Ком»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Реализация основных функций менеджмента в ПАО «Вымпел Ком»
3. Рекомендации по совершенствованию функций менеджмента
3.1 Совершенствование планирования
ВВЕДЕНИЕ
Сегоднянашеобществоосуществляетнаиболеетрудную,вомногомпротиворечивую,ноисключительнонеизбежнуюипротиворечивуюперестройку.Всоциально-политическойжизниэтотпериодоттоталитарногорежимакдемократии,вэкономике от административно-командной системы крынку.Такиеизменениявобществе,вэкономикеивжизниобществасложны,темчтоонитребуютизменениянассамих.Важнойчастьюэтогоизменения,какпозываетмировойопыт–постижениенаукииискусстваменеджмента.
Актуальностькурсовойработызаключаетсявтом,чтоуправлениесегодняпредставляетсобойсложный,динамичный,целенаправленныйпроцесс,осуществляемыйпоопределеннойтехнологиинаосновечеткогоразграниченияобязанностейиправ,сиспользованиемразличныхметодовитехническихсредств,результатомкоторогоявляютсядостижениепоставленныхцелейиреализациязадач,стоящихпередегоучастниками.
Цельюкурсовойработыявляетсяизучениеосновныхфункцийвсистемеменеджмента.Определивцелькурсовойработы,определимзадачи,которыенеобходимобудетизучатьвкурсовойработе.Задачикурсовойработыявляются:
-рассмотрениепонятияфункцийменеджмента,
-изучениеосновныхфункциименеджмента,
-рассмотрениеобщейхарактеристикипредприятия,
-изучениерекомендацийпосовершенствованиюменеджментанапредприятии.
Объектомкурсовойработыявляетсяисследованиеосновныхфункцийвсистемеменеджмента.
Предметомкурсовойработыявляютсяфункциименеджмента.Научнаяипрактическаязначимостьработызаключаетсяввозможностипримененияеерезультатовнапрактике.
Методамиисследованиявкурсовойработеявляются:
-анализнаучныхисточниковиихобработка;
-анализнаучнойлитературы,учебниковипособийпоисследуемойпроблеме.
Вработе,применялисьтрудытакихотечественныхизарубежныхученых,как:ВиханскийО.С,ДафтРичардЛ.имногиедругие.
ВиханскийиО.С.иДафтРичардЛ.далиопределениеуправлениюирассмотрелипроцессуправлениявменеджменте.
БалашовА.П.иВердиеваЮ.Н.рассмотрелисоставиприродуменеждмента.
Курсоваяработасостоитизвведения,трехглавизаключения.Впервойглавекурсовойработыизучаетсяприродаисоставфункцийменеджмента.Вовторойглаверассматриваютсяосновныефункциивсистемеменеджментанапримерепредприятия.Втретьейглавеприводятсярекомендациипосовершенствованиюфункцийменеджмента.
1. Природа и состав функций менеджмента.
1.1. Понятие функций менеджмента
Слово«менеджмент»впереводесанглийскогоязыкаозначает«умениеруководить»,
Менеджментпредставляетсобойсовокупностьдействий,мериметодовуправлениялюдьминапредприятии,направленныхисключительнодлядостиженияпоставленныхзадач.
Несложнодогадаться,чтопоставленнымицелямисчитается–увеличениеприбыли,повышениеконкурентоспособностиипрочее.Успешноесуществованиепредприятиявсовременныхрыночныхусловиях,говоритотом,чтоегоруководительвполноймерепонимаетсутьменеджмента[9].
Понятие«менеджмент»включаетвсебя:
- Умениеуправлять.Важнонаметитьпутьразвитиякомпании,разработатьконкретныезадачи,инайтиспособыихвыполнения;
- Контрольнадвыполнениемзадач.Онможетбытьосуществленввиденазначениянадолжностьинаделениемопределенногокругаобязанностей,мотивацияинаказаниесотрудниковзавыполненнуюработу,направлениеихдействий,запросотчетовопроделаннойработеипрочее;
- Умениеорганизоватьисплотитьколлектив;
- Уметьправильнораспределятьивыявлятьважностькакчеловеческих,такиматериальныхресурсов;
- Постоянноеизучениерынкаиегопрогнозирование,умениебыстроприниматьрешения,причемихрезультатомдолжныстать–минимумзатрат,максимумвыгоды.
Менеджментимеетопределенныезадачи.Книмотносятся:
- Принятиерешений,которыебудутнаправленынасохранениеиразвитиефирмы,иподдержаниеееконкурентоспособности;
- Зарекомендоватьпредприятиенарынкевкачествеуспешногопартнера,стремитьсяклидерству,освоениеновыхнаправленийразвития;
- Поискновыхпутейиспособовдляразвитияорганизации;
- Постояннаяработасперсоналом,направленнаянастимулированиеихработыпутемвсяческихпоощрений;
- Производитьпостоянныйанализпотребностейпредприятия,наладитьбесперебойноеобеспечениевсемнеобходимым;
- Достигатьопределенногоуровняприбыли.Суметьоставатьсянадостигнутыхпозициях,иприменятьмерыдляулучшениярезультата;
- Рассчитатьриски,преодолеватьвозникшиетрудностибезпричиненияущербакакпредприятию,такиперсоналу;
- Проводитьежедневныйанализвыполненнойработы,осуществлениеконтроляипостановкадополнительныхзадачкакдляукреплениядостигнутого,такидлявыходанановыйуровеньразвития.
Кглавнымпринципамменеджментаотносятся:
- Разделениеобязанностей.Каждоепредприятиеимеетопределенныеотделы,которыевыполняютсвойственныеимзадачи.
Например,юридическийотделзанимаетсярешениемправовыхвопросов,втовремякакфинансовыйотвечаетзаденежныесредства.Каждоеизтакихзвеньевимееткругобязанностейисвоюспециализацию,ноихработанаправленанадостижениеоднойцели.Правильноеразделениетрудапозволитрешитьмаксимумзадач;
- Несмотрянато,чтонапредприятиисуществуетогромноеколичествоотделов,указанияпоработедолжныисходитьотодногоруководителя.Путаницавуказанияхначальниковможетсущественноснизитьпроизводительностьтруда;
- Соблюдениерегламентапредприятия.Успехнапредприятиизависитотдисциплиныипорядка.Каждыйслужащийобязанзнатьистрогособлюдатьдолжностнуюинструкцию.Неопаздыватьнаработу,находитьсянарабочемместе.Материальныеценностипредприятиятакжедолжныхранитьсястрогопорегламенту.Задачаруководителявэтомнаправлении–осуществлениеконтролянадисполнениемобязанностей.Провинившиесядолжныбытьнаказаны,аотличившиесяпоощрены;
- Умениеправильнораспределитьинаделитьнеобходимымиполномочиямисотрудников.Ответственностьзавыполненнуюработулежитнепосредственнонаруководителе,атакженатех,комубылипорученызадания;
- Справедливость.Важноприниматьрешениясточкизрениясправедливости.Особенноэтотфактордолженучитыватьсяприопределениинаказанияилипоощрения.Еслидействияруководителябудутсправедливыми,тоэтопозволитработникамбольшедоверятькакначальству,такикомпании;
- Важнопоказыватьпримерперсоналу.Например,интересыколлективадолжныстоятьпревышеличных[4];
- Необходимовсегдапомнитьтотфакт,чтопреданнаяидобросовестнаяработавоблагопредприятиядолжнабытьвознаграждена;
- Поддержаниеинициативы.Умениевыслушатьпредложениеработника,поможетпредприятиюнайтиновыерешения;
- Умениеподдержатькорпоративныйдух.Созданиедружногоколлектива,путемсовместноговремяпровождения,проведениемпраздников,позволитоблегчитьработупредприятия,атакжеизбавитоттекучестикадров.
1.2 Основные функции менеджмента
Функциямиуправленияназываетсясовокупностьобъективнонеобходимых,устойчивоповторяющихсядействий,объединенныходнородностьюсодержанияицелевойнаправленностью,необходимыхдлярешениязадачпредприятия.Основныевидыфункцийсистемуправленияявляются:
1)макрофункции–выработкаобщейполитикиповедениясистемыуправления,обеспечениецелостностисистемы,разработкадеревацелейиструктурысистемыуправления,направленийееразвития,определениефункций,степенииерархичностииавтономностиподсистемуправления,формированиекадровойполитики(особенновотношениивысшегоменеджмента)ит.п.;
2)общиефункцииуправления–предварительноеуправление(планированиеипрогнозированиеконкретныхпараметровсистемы),оперативноеуправление(организация,координация,регулированиеимотивация)изаключительноеуправлениеилиобратнаясвязь(контроль,учет,анализ);
3)частныефункцииуправления–организацияработпопланированиюипрогнозированию,техническаяподготовкапроизводства,организацияпроизводства,оперативноеуправлениепроизводством,организацияработыскадрами,материально-техническоеснабжение,экономическийанализит.д.
Рассмотримсодержаниенаиболееважныхфункцийуправления.
Функцияцелеполаганияобеспечиваетреализациюосновногопринципауправления─системности,когдакаждаяподсистемауправленияимеетособенную,главнуюцель,которая,всвоюочередь,опосредуетсяцельювышестоящейподсистемыуправленияиглавнойцельюобщества.
Целеполаганиемназываетсяопределеннаянаправленностьпоразвитиюобъектауправлениясцельюдостиженияконкретногорезультата.
Посколькууправлениеявляетсяцеленаправленнымвоздействиемсубъектауправлениянаегообъект,то,преждечемосуществитькакой-либоплан,программу,определитьпутииметодырешениятехилииныхсоциальных,экономическихилиорганизационныхзадач,необходимосформулироватьцели.
Функцияцелеполаганиякакспецифическийвидуправленческойдеятельностипредставляетсобойпроцессформированияиобоснованияцелиразвитияуправляемогообъекта[6].
Вуправлениицелеполаганиевыступаеткакпредвосхищениеконечногорезультатауправленческойдеятельности,надостижениекоторогонацеливаютсяуправленческиепроцессы,осуществляемыеперсоналомуправления.Функцияцелеполаганияреализуетсявтеснойвзаимосвязисдругимифункциямиуправления.
Планированиемявляетсяразработкаиустановлениеруководствомпредприятиясистемыколичественныхикачественныхпоказателейегоразвития,вкоторыхопределяютсятемпы,пропорцииитенденцииразвитияданногопредприятиякаквтекущемпериоде,такинаперспективу.Планированиеявляетсяцентральнойфункциейуправленияпроизводством.
Планированиеявляетсянеединовременнымактом,апроцессом,которыйнедостигаетзавершенияподвумпричинам.
Во-первых,существуетвозможностьбесконечнопересматриватьранеепринятыерешения.Однаконеобходимокогда-тоначинатьдействовать,иэтозаставляетраноилипоздноостановитьсянакаком-товарианте.
Во-вторых,покаведетсяпланирование,изменяетсяисистема,длякоторойонопроизводится,иокружающаясреда,авсетакиеизмененияучестьневозможно.Такимобразом,планынуждаютсявпостояннойкорректировкеиобновлении.
Существуетнесколькометодовпланирования:балансовый,расчетно-аналитический,экономико-математический,графоаналитическийипрограммно-целевой.Посрокамразличаютперспективное,текущееиоперативно-производственноепланирование.
Перспективнымпланированиемназываетсяосновастратегическогоуправленияпредприятием.
Посодержаниюперспективноепланированиепредприятиявновыхусловияхобычновключаетдолгосрочныйпрогнознапятьилипятнадцатьлет(обоснованноевероятностноепредположениеобизмененияхвструктуреизапросахрынка,техникеитехнологиипроизводства,иихсоциально-экономическихпоследствиях),планразвитиянатрипятьлетсразбивкойпогодамицелевыепрограммырешенияважнейшихпроблем.
Предприятияпрогнозируютспросиценынаразличныхсегментахрынка,конкурентоспособностьзонхозяйствования,объемреализациипродукции,анаэтойосновевыдаютструктурнымединицамключевыеориентирыпообновлениюпродукцииитехнологии,базовуюинформациюонеобходимомкачествеиассортиментепродукции.
Цельтакогопланированияявляетсясогласованиеразличныхнаправленийразвитияпредприятия,структурныеизменения,расширениеэффективныхисвертываниенерентабельныхпроизводств.
Вцеломжепроцедурапланированияможетбытьпредставленаследующимиосновнымистадиями:
а)созданиеисходнойинформационнойбазыпланирования,включаяпроведениепредплановыханалитическихисследований,вт.ч.прогностическогохарактера;
б)разработкапроектапланаисогласованиеегоположенийсзаинтересованнымиорганами(подразделениями,сотрудниками);
в)корректировкапроектапланасучетомзамечанийипредложений,уточнениенамечаемыхмероприятийпосрокам,объектамиисполнителям;экспертнаяоценкаплана(визированиесоответствующимируководителями);
г)утверждениеплана.
Организациейназываетсяфункцияуправления,задачейкоторойявляетсяформированиеструктурыпредприятия,атакжеобеспечениевсемнеобходимымдляегонормальногофункционирования:персоналом,материалами,основнымифондами,денежнымисредствамиит.д.
Неменееважнымсодержаниемфункцииорганизацииявляетсяиспользованиесовокупностиприемов,способов,направленныхнасозданиеисовершенствованиевзаимосвязеймеждуэлементамихозяйственнойсистемыкакповертикали,такипогоризонтали.
Основныетребованиякорганизациикакфункцииуправлениясостоятвобеспечениивсехпринимаемыхрешенийорганизационнымимерамипоихвыполнению;вповышенииперсональнойответственностииисполнительскойдисциплины;совершенствованииорганизациитрудовойдеятельности;целесообразномразграниченииобязанностейсотрудниковидр.