Файл: "Классификация логистических систем".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для четкой и слаженной работы данной подсистемы важнейшее значение имеет высокая квалификация обслуживающего персонала в области их трудовой деятельности, четкое выполнение служебных обязанностей, слаженная работа коллективов обслуживающих различные подсистемы всей системы вцелом.

Внутрисистемные связи между компонентами в логистической системе намного крепче, чем внесистемные. Как правило, они имеют циклический характер, так как отражают последовательность передачи материального и информационного потоков между звеньями цепи.

Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Любая система для производства начинается с закупки средств для производства товара подлежащего реализации. Они же и будут являться материальным потоком, который поступит в логистическую систему. Для сохранения товара он складируется в определенных помещениях с требуемыми условиями, обрабатывается. Снова хранится и уходит из логистической системы в обмен на финансовые ресурсы, которые опять же поступят в логистическую систему. Наглядное представление о работе логистической системы представлено на рисунке 1.

________________________________

4Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник/ И.Л. Акулич.-7-е изд., перераб. и доп.-Минск: Выш.шк., 2010.-525с.

Рисунок 1 – Движение материальных потоков и финансовых средств в логистической системе

Выделения границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства носит название принципа «уплата денег – получение денег».

Каждое предприятие с устойчивой логистической системой проходило поэтапное ее формирование. Рассмотрим данные этапы на рисунке 2.

1

2

3

Факторы, влияющие на выбор канала сбыта

4

5

6

7

Потреби-

тели

Посредники

Конкуренты

Макросреда

Особенности товара

Цели и стратегия фирмы

Производствен-ные ресурсы

фирмы

Рисунок 2 – Факторы выбора вида логистической системы

1

2

3

Факторы, влияющие на выбор канала сбыта

4

5

6

7

Потреби-

тели

Посредники

Конкуренты

Макросреда

Особенности товара

Цели и стратегия фирмы

Производствен-ные ресурсы

фирмы

1

2

3

Факторы, влияющие на выбор канала сбыта

4

5

6

7

Потреби-


тели

Посредники

Конкуренты

Макросреда

Особенности товара

Цели и стратегия фирмы

Производствен-ные ресурсы

фирмы

1

2

3

Факторы, влияющие на выбор канала сбыта

4

5

6

7

Потреби-

тели

Посредники

Конкуренты

Макросреда

Особенности товара

Цели и стратегия фирмы

Производствен-ные ресурсы

фирмы

При организации сбыта большинство производителей пользуется услугами различных посредников, чтобы представить свой товар на рынке. Посредники сокращают объемы работы, которую необходимо выполнить производителю по сравнению с тем, когда покупка совершается без него.

Экономическая суть посредника заключается в трансформации ассортимента продукции, выпускаемой производителями, в ассортимент товаров, требующихся покупателю.

Такая организация сбыта дает возможность сокращения затрат конкретного производителя, выпускающего большой объем продукции при ограниченном ее ассортименте, и покупателя при покупке нужных ему в ограниченных объемах, но в ассортименте, позволяющем удовлетворить его потребности. Таким образом посредники являются важным звеном в установлении соответствия между спросом и предложением на рынке. В качестве посредников обычно выступают снабженческо-сбытовые организации и компании, оптовые базы и биржевые структуры, торговые дома и магазины, другие организации.

1.2 Классификация логистических систем

Отличительными свойствами логистической системы являются наличие потокового процесса и системная целостность.

По масштабу сферы деятельности логистических систем их подразделяют на макрологические и микрологические.

Макрологическая система – это крупная система охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств. Их связь основана на товарно-денежных отношениях. При формировании макрологической логистической системы межгосударственного масштаба необходимо налаживание правовых и экономических связей.

В основу классификации макрологических систем положены используемые в этих системах логистические цепи. В зависимости от логистической цепи макрологические системы делят на логистические системы с прямыми связями, эшелонированные и гибкие.


Логистические системы с прямыми связями - это системы, в которых материальный поток доводится до потребителя без участия посредников.

Логистическая система эшелонированная, или многоуровневая, - логистическая система, в которой материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит через посредников (дилеров, дистрибьюторов и других).

Логистическая система гибкая - система, в которой доведение материального потока до потребителя может осуществляться как по прямым связям, так и с участием посредников5.

Микрологические системы являются структурными элементами макрологических систем. К ним относятся различные торговые и производственные предприятия.

Микрологическую систему можно представить в виде совокупности следующих подсистем: закупка, производство и сбыт.

Закупки – подсистема обеспечивающая поступление материального потока в логистическую систему путем поставки средств производства.

Планирование и управление производством – подсистема принимающая материальный поток от отдела закупок и в результате технологических операции превращает предмет труда в продукт труда.

Сбыт – подсистема обеспечивающая вывод продукта из логистической системы.

_________________________

5Мясникова, О. Маркетинговые каналы, сбытовые сети, логистические цепи.....А деньги где?/ О. Мясникова, Л. Гринцевич: [Логистические сбытовые сети(ЛСС), продвижение маркетингового потока, маркетинговый канал, распределение продукции.]// Маркетинг: идеи и технологии.-2015.-№2.

Так как сбытовая деятельность лежит в основе логистической системы рассмотрим данный вид деятельности предприятия более подробно.

Основой сбыта являются маркетинговые исследования: изучение спроса на продукцию данного вида, изучение емкости рынка данного региона, выявление доли предприятия – изготовителя в общем объеме выпускаемой продукции данного вида, оценка действующей ситуации на рынке, определение возможности выхода продукции на внешний рынок, изучение динамики объема продаж, определение новых каналов сбыта,изучение мнения потребителя и выяснение его предпочтении.

Основной базой в области управления сбытом на предприятии выступают маркетинговые исследования6.

Не лишним будет определить, на каком месте находится управление сбытом маркетинговой службы предприятия при различных видах ее организации.

Основными видами организации маркетинговой службы выступают: организация «по функциям», «по видам товаров», «по рынкам», «по территориям». Рассмотрим каждую из них более детально.


Организация по" функциям" - производимые товары и внешние рынки рассматриваются как нечто общее, для управления ими создаются специализированные отделы, среди которых и управление сбытом.

Для создания организация "по видам товаров" требуется создание специфических условии для производства и сбыта, так как производится большой ассортимент товаров в больших количествах. Для создания должной организации на каждый конкретный вид товара создана определенная группа работников, которая обслуживает сбыт только этого товара. И это правило предусмотрено для каждого производимого товара.

_________________________

6Борушко, Н. В. Маркетинговые коммуникации: курс лекций / Н. В. Борушко. - Минск: БГТУ, 2012. - 306с.

Для организации " по рынкам" требуется наличие специальных квалифицированных знании в обслуживаемой отрасли промышленности (знание характеристик выпускаемого оборудования и тонкостей технологического процесса, например) или части покупателей из разных отраслей. Здесь имеют место работники с определенными группами покупателей и занимающиеся только этой группой.

Организация " по территориям" – это объединение проживающих на одной территории покупателей в группы со схожими демографическими и культурными характеристиками. Для предприятия считается выигрышной в том случае, если ассортимент выпускаемого товара не велик и различия между самими покупателями незначительны.

На каждом предприятии существует определенная стратегия маркетинга на соответствовать которой должна структура службы сбыта. Определяющими характеристиками для этого являются: масштабы и специализация производства, размещение предприятия в регионе и хозяйственную самостоятельность каждого из подразделении предприятия, специфику выпускаемой продукции, условия производства и его характер7.

В большинстве случаев производство и потребление продукции не совпадает ни во времени, ни в пространстве. Поэтому, какими бы разнообразными потребительскими свойствами ни обладал готовый продукт, на реальный коммерческий успех фирма может рассчитывать только при условии рационально организованного его (продукта) распределения и обмена, т.е. сбыта. Фирмы имеют альтернативы в организации распределения своего продукта. При этом в её основе лежат принципиальная ориентация удовлетворения многообразных запросов конечного потребителя (либо на построение такой системы распределения, которая была бы эффективна, как для самой фирмы, так и для посредников) запросов потребителей и составляет суть фирменной «политики» фирмы в области сбыта.


___________________________

7Производственно-практический журнал: Маркетинг: идеи и технологи №6-2014.

Сбыт продукции, как правило, может производится предприятиями тремя основными путями: через разработанную собственными силами сбытовую сеть; через систему независимых или зависимых агентов, джобберов, дистрибьюторов и брокеров.Отличие сбыта через собственную сеть в том, что сбывается только свой продукт для достижения целей предприятия в рамках избранной стратегии. Этим предприятие наблюдает за реализацией свой стратегии на рынке. К преимуществу также можно отнести то, что благодаря данной системе сбыта предприятие осуществляет прямой контакт с потребителями продукции.

Для современного этапа развития маркетинга более выигрышным будет осуществлять сбыт через собственную сеть. Так как ее разработкой занимаются сотрудники предприятия связанные с ним должностными обязательствами и в случае возможных неправильных решении могут получить поддержку со стороны руководства предприятия. Как правило, расходы на персонал по сбыту ниже, а эффективность их работы выше8.

Но следует учесть, что создание собственной сбытовой сети целесообразно только при достаточно высоких объемах продаж9.

Выделяют следующие основные свойства логистических систем:

  1. Целостность. Система – целостная совокупность элементов взаимодействующих друг с другом. Все составляющие систему элементы могут полноценно существовать только в системе, но вне системы они существуют только как объекты стремящиеся к созданию системы.

Данное свойство можно рассматривать как на макроуровне так и на микроуровне. Макроуровень – это входящие в состав системы предприятия, связанные транспортом. Микроуровень – входящие с состав одного предприятия структурные подразделения.

___________________________

8 Управление маркетингом: [учебник для вузов: перевод с английского] / Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Лидер, 2010. – 832 с.

9 Синица,Л.М. Организация производства:учебник/ Л.М. Синица.-3-е изд., доп. и перераб.-минск: ИВЦ Минфина,2014.-608с.

  1. Наличие связей. Между элементами системы должны существовать прочные связи, более сильные, чем сдругим объектами внешней среды. Иначе системы не сможет существовать. Связи могут быть вещественными, информационными, прямыми и обратными10.

Для макрологических систем основой связей являются договоры. В микрологических элементы связаны внутрипроизводственными взаимоотношениями.