Файл: Государственный служащий - топ-менеджер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современное время, время укрепления российской государственности все актуальнее становится проблема становления и развития государственного менеджмента. Формируется законодательство о государственном менеджменте что, в свою очередь, обозначено на уровне конституционном. Исходя из этого, актуальным становится потребность определения как роли государственного менеджмента в системе государственного управления, так и ее места в качестве профессиональной трудовой деятельности в системе общественной организации труда.

Профессиональная подготовка менеджеров государственного и муниципального управления имеет ряд особенностей по сравнению с подготовкой специалистов других профессий. Многообразие и сложность профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления требует от него новых знаний не только в области традиционных специальных дисциплин, но и современных методов, технологий управления, основанных на широком применении разнообразных видов деятельности. Синтез профессионализма и внутренних свойств личности менеджера государственного и муниципального управления, включающий знание современных теорий и инновационных технологий управления, наличие гуманистических, социальных ценностей, способность быть лидером, организатором, уметь стратегически мыслить, определяет результаты социально-экономического развития региональных и муниципальных образований.

Объектом исследования данной работы являются процесс деятельности государственных служащих как топ-менеджеров.

Предмет исследования – государственное администрирование как деятельность менеджера в процессе прохождения государственного менеджмента.

Целью работы является подробное рассмотрение государственного служащего как топ-менеджера.

В соответствии с поставленной целью будут решены следующие задачи:

1. Рассмотреть становление государственного менеджмента в России;

2. Изучить профессию менеджера в области государственного и муниципального управления;

3. Исследовать отличие деятельности менеджера в сфере государственного управления от менеджера-предпринимателя;

4. Выявить направления в развитии и реформировании государственного менеджмента.

Теоретической основой исследования процесса государственного менеджмента как вида менеджмента явились ряд отечественных исследователей, например таких, как Чанов С.Е., Иванкина Т.В., Гарячук И.Н. и др. Г.В. Атаманчук и Ю.А. Тихомиров дают свои определения понятия государственного менеджмента, Граждан В.Д. рассматривает государственную службу как социальный сервисный институт, Болдырев А.Н. изучающий правовые основы становления современной государственного менеджмента в Российской Федерации.


Практическая значимость представленной работы заключается в возможности ее использования для разработки предложений по совершенствованию деятельности государственного менеджмента.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1. Становление государственного менеджмента в России

Государственный менеджмент в России существует уже несколько веков. Она непосредственно связана с возникновением русского централизованного государства, функционирование которого в сложных геополитических условиях во многом обусловливались службой всех социальных групп или так называемых – сословий. Служба государству является особым видом службы. Ее историческое место неразрывно связано с формированием и развитием государства и права.

Государство не может существовать без результативной системы государственного менеджмента, без специально созданного кадрового потенциала. Следует обозначить, что в данный момент нет общей точки зрения на содержание понятия – государственный менеджмент и государственный менеджмент.

В постсоветской России законодательное закрепление этого понятия впервые было дано в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственного менеджмента Российской Федерации», который утратил силу с 1 февраля 2005 г. В данном законе был зафиксирован деятельностный подход, который предполагает, что государственный менеджмент – это «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов власти»[1].

Этот подход позволяет изучить ряд компонентов, которые составляют государственный менеджмент: ее цели и функции, технологии сбора и обработки информации, организации исполнения решений и т.д. Однако одного такого подхода недостаточно для установления сущности государственного менеджмента, и такая формулировка подвергается справедливой критике. Служение государству при таком подходе снизходится до служения государственному органу. Вследствие чего в стороне остаются проблемы использования государственными службами прерогатив государственной власти, реализации законов государства, а также социальные задачи государственного менеджмента. С принятием Федерального закона 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственного менеджмента Российской Федерации» был устранён ряд противоречий в законодательстве.


Воинские должности учреждаются в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, специальных воинских формированиях и органах, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности государства и обороны, а должности правоохранительной службы – в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению общественной безопасности и законности, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод общественности.

Следует отметить, что институт государственного менеджмента прошел свое становление и развитие на различных исторических этапах. Первый этап определяется как дореволюционный этап (со времен Древней Руси), второй этап называется советский этап, третий – это современный этап развития России.[2]

На первом этапе институт государственного менеджмента сформировался в основном в социальном значении и началось формирование института в правовом значении.

Господствующая система коммунистического строительства в советском союзе предполагала, по мере перехода к коммунизму, отмену или сущностное изменение всех институтов государства, сокращение их проявлений, передачу их функций общественной самодеятельности и самоуправлению. Эти обстоятельства требуют ради понимания сущности госслужбы провести экскурс в историю возникновения института государственного менеджмента, где есть необходимость найти закономерности и на их основе в дальнейшем проверять соответствие им действующего законодательства о государственном менеджменте в Российской Федерации.

Обращая внимание к советскому периоду, можно сказать, что непосредственно институт государственного менеджмента находил свое отражение только в социальном значении, становление же института государственного менеджмента в правовом значении не осуществлялось.

Правовое положение государственных служащих в указанный период определялось, по большому счету, трудовым законодательством. Несмотря на резко отрицательное отношение к государственном менеджменте в советский период, в самом начале зарождения власти к служащим, государственный менеджмент все же существовала. К ней относили ту категорию граждан, которые работали в различного государственных учреждениях – государственных органах, предприятиях и организациях.

Государственный служащий, в отличие от простого рабочего или крестьянина, занимал определенную государственную должность, пользовался ее полномочиями. Государственными служащими признавались все лица, работающие в государственных органах, учреждениях, организациях и получающие заработную плату за счет бюджетных средств (в том числе врачи, учителя, работники почты и другие).[3]


Правовая основа государственного менеджмента, сложившаяся в советское время, представляла собой многообразный комплекс актов различной юридической силы и разной отраслевой принадлежности: одни из них распространялись на всех государственных служащих, другие – на отдельные группы лиц, чаще всего занятых в конкретной отрасли управления и принимались эти акты на уровне высших органов представительной и исполнительной власти.

1.2. Профессия – менеджер в области государственного и муниципального управления

В сфере бизнеса еще проще отыскать приемы мотивации: подъем получки, премия и т.д., что упрощает и подбор персонала, и управление им. На госслужбе набор материальных моментов более ограничен. И в данной системе необходимо выискать механизмы, может быть, не связанные конкретно с материальным одобрением, а – косвенного характера. Длительное время надобность в обычном функционировании госаппарата компенсировалась строгими управленческими либо в том числе и репрессивными мерами, и прибегать к данной системе испуга мы в настоящий момент сознательно не желаем. Значит, надлежит выискать другие стимулы, чтоб привлечь людей.

Если сопоставить государственное управление и управление в бизнесе они различаются, до этого всего, уровнем ответственности. В бизнесе человек функционирует на собственный испуг и риск, но отвечает только своим состоянием, собственной репутацией.

Казенный служащий дает страна в целом: от его поступков в окончательном результате находятся в зависимости пафос и репутация всей державы. Обязанность в бизнесе – более точная, управленческая оплошность персонифицирована.

В муниципальном управлении обязанность размыта, что затрудняет оценку чьих бы тогда ни было эффектов работы в данной сфере.

Решения в сфере муниципального управления завлекают интенсивное внимание СМИ и всего общества: муниципальные управленцы пребывают словно под многократным прицелом.

Различаются данные сферы и целями. В бизнесе это прибыль. А как расценить количественно эффективность решения таковых разнообразных муниципальных задач, как обеспечивание устойчивости, гармонизация общественных взаимоотношений, совершенствование репутации державы, ее привлекательности в перспективе иных стран?


Управленческий инструментарий в любой из сфер – помимо прочего собственный. В бизнесе, как правило, он чисто рыночный, финансовый. Государственное управление включает в себя приборы принуждения. Тогда же касается ресурсов. В бизнесе – чисто рыночные механизмы их получения. Ресурсы страны формируются и с помощью принудительного (в рамках закона и системы налогообложения) перераспределения средств для решения общественных и прочих ощутимых задач государства.

Еще одно отличие – в процедуре занятия управленческих должностей. В бизнесе это дело управления точной фирмы. В муниципальном управлении – в явной степени итог демократического процесса, участия в данном общества.

В конце концов, в области бизнеса еще проще сыскать приемы мотивации: подъем получки, премия и т.д., что упрощает и подбор персонала, и управление им. На госслужбе набор материальных моментов значительно более ограничен. И в данной системе надо выискать механизмы, может быть, не связанные лично с материальным одобрением, а – косвенного характера.

Это постоянно вызывало у нас проблему: длительное время надобность в обычном функционировании госаппарата компенсировалась твердыми управленческими или же в том числе и репрессивными мерами, и прибегать к данной системе испуга мы в настоящий момент сознательно не желаем. Значит, надлежит выискать другие стимулы, чтоб заинтриговать людей. Тут суровую роль, на мой взор, обязана играть эта обычная вещь, как характерственная позиция человека, его убеждения.

Какими личными свойствами обязан владеть топ-менеджер в данной сфере?

До этого всего, он обязан быть неравнодушным. Неравнодушие будет генерировать такие качества, как патриотизм, чувство целевого характера работы. Так и чиновник обязан понимать: он не бумажки перекладывает и вовсе не наличные средства наваривает, а «храм строит» – действует на благо страны. Если такие задачки будут преобладать в сознании юных менеджеров, все другое – вещи приобретаемые. И образование вполне возможно наверстать, в случае если есть цель.

Есть это понятие в данной профессии, как профнепригодность – по морально-психологическим качествам. Муниципальный менеджмент – не попросту работа, а служба. Служение государству, народу постоянно понималось как отличительная задача. Еще Плутарх писал: «Не обязано обратиться к публичным делам в надежде на обогащение и наживу», люди, что преследуют такие цели, по его словам, должны «ходить в рабах у тех, над кем они мыслили властвовать». Знаменитый философ заявлял, что «преобразования казенному супругу надлежит начинать с самого себя».