Файл: Стратегия диверсификации компании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В компанию «Внешрегионторг» входят восемь ресторанов: «Европа», «Глория», «Узбекистон», «Старина Фихтель», «Маяк», «Байкал», «Ресторан охотников», а также клуб «Эстрада» и кафе «Снежинка».

Сегодня это группа компаний, которая стабильно обеспечивает на Иркутском рынке труда три тысячи рабочих мест. Все без исключения предприятия отличаются четкой организацией труда, это социально ответственный бизнес.

Исходя из специфики деятельности компании с точки зрения сферы услуг рассмотрим портфель компании по следующим направлениям.

Таблица 2.1

Характеристика бизнес-портфеля ООО «Внешрегионторг»

Наименование СЕБ

Характеристика СЕБ

Услуги общественного питания

В состав компании входит 8 ресторанов и кафе с различной направленностью кухонь (узбекская, специализация на блюдах из рыбы и дичины, пивной ресторан), а также дополнительные услуги (развлекательный клуб)

Оказание гостиничных услуг

Большой номерной фонд (отели «Глория», «Европа», «Звезда», два отеля на Байкале в поселке Листвянка — «Маяк» и «Легенда Байкала»)

Стратегические единицы бизнеса, охарактеризованные в таблице являются прибыльными для компании за счет конкурентных преимуществ среди подобного типа компаний и высокого качества услуг.

2.2 Анализ внутренней и внешней среды организации

В менеджменте под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение, либо на приспособление к ним. Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю. Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на микросреду (или рабочую, или непосредственное окружение, или среду косвенного воздействия) и макросреду (или общую, или непосредственное деловое окружение, или среду прямого воздействия).

Рассмотрим рынок общественного питания и его специфику для дальнейшего анализа конкурентных сил в данном сегменте бизнеса, а также кратко охарактеризуем гостиничную отрасль Иркутска.

Иркутский ресторанный бизнес и рынок общественного питания в целом находятся на подъеме. За пять лет количество заведений общепита увеличилось в несколько раз. Это связано и с ростом благосостояния горожан, и с увеличением туристского потока в байкальский регион. Перспективы более чем радужные: осваиваются новые форматы заведений, повышается качество услуг. По оценкам экспертов, несмотря на жесткую конкуренцию, рост числа ресторанов и кафе продолжается.


По состоянию на 1 июля 2015 г. на потребительском рынке города Иркутска осуществляют деятельность 893 предприятия общественного питания с числом посадочных мест 34,4 тысячи. Прирост сети по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составляет 4,2%. Рост сети произошел в основном за счет открытия таких типов предприятий питания, как кафе, бары и закусочные. Доля сетевых предприятий составляет 4% и продолжает активно увеличиваться. На каждую тысячу горожан приходится 36,8 посадочных мест предприятий питания при нормативе 40.

Оборот общественного питания  в 2014 году составил 2 381,3 млн. рублей (1869,7 млн. рублей в 2013г.) Всестороннее развитие услуг питания и их востребованность способствовали увеличению оборота общественного питания на душу населения с 3209,8 руб. в 2013 г. до 4135,2 руб. в 2014г.

Оборот общественного питания в 1 полугодии 2015 года составил 1557730 тыс.рублей или 117,3% в сопоставимых ценах.

Отрасль общественного питания является одним из лидеров в сфере малого бизнеса, как по числу предприятий, так и по числу занятых работников. На сегодняшний день в ней работает более 9 тыс. человек и эта цифра продолжает расти.

Предпринимательская и инвестиционная активность в сфере общественного питания оценивается, как одна из самых высоких.

За прошлый год в городе открылось 28 предприятий. Объем инвестиций из негосударственных источников на развитие и реконструкцию предприятий общественного питания составил около 92 млн. рублей. Дополнительно создано 250 рабочих мест. По расчетным данным обеспеченность предприятиями общественного питания открытой сети составляет 35,3 места на одну тысячу жителей.

В I  полугодии 2015 г. открылось 22 новых предприятия с общим числом посадочных мест – 747, из них: ресторанов – 1, кафе – 15, баров – 3, закусочных – 3.

Из наиболее крупных инвестиционных проектов следует выделить: ресторан «Урга», кафе «Райский Сад», «Светофор», кафе в гостиничном комплексе «Альпари», кафе «Стриж», бар «Таежный», бар «Калин» и т.д.

Динамично развивается сеть стационарных предприятий быстрого питания, передвижных точек стрит-фуда и цехов по выработке полуфабрикатов, кулинарных и  кондитерских изделий. Их насчитывается более 250. При этом заметно выросло число предприятий, применяющих передовые технологии производства и формы обслуживания клиентов.

В Иркутске большая доля рынка принадлежит людям, имеющим по несколько заведений и продолжающих вкладывать средства в новые проекты. Рынок развивается, не стоит на месте, рестораторы приглядываются к новым форматам.


В перспективе ожидается развитие таких сегментов, как фаст-фуд, стрит-фуд (уличные сети). Единственный ограничитель все тот же: осталось мало свободных мест с большим потоком посетителей.

Как новое направление можно отметить фуд-корты в торговых и бизнес-центрах. Все более популярным становится кейтеринг (выездное обслуживание). В нем можно выделить два основных направления — празднично-официальное (проведение фуршетов, кофе-брэйков, банкетов) и повседневное (доставка обедов в офисы). Сегодня кейтеринг рассматривается участниками рынка общепита, как одно из конкурентных преимуществ ресторана, влияющих на прибыльность бизнеса в целом [3,c.10-12].

Что касается конкуренции в гостиничной отрасли, то здесь можно привести следующие данные: за последние годы в Иркутске наблюдается прирост предприятий гостиничного бизнеса, на сегодняшний момент зарегистрировано порядка 48 гостиниц, почти 70% которых относится к «некатегорийным гостиницам». Пятизвездочных гостиниц в областном центре вообще нет, а к разряду четырехзвездных относятся только 7%. Добровольную сертификацию имеет 44% гостиниц города.

В рамках реализации «Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Иркутске на 2012-2015 годы» Иркутское агентство развития бизнеса провело исследование малых предприятий гостиничного бизнеса города. В ходе исследования было опрошено 72% управляющих гостиницами.

Возраст большинства гостиниц колеблется в пределах от 1 до 3 лет (56%). Гостиниц старше 15 лет всего 6% (Рис.2.1).

Рисунок 2.1 - Возраст гостиниц-респондентов

О положительной динамике развития гостиничного рынка в городе свидетельствует тот факт, что ни одна из гостиниц-респондентов не заявила о намерении закрытия компании либо приостановлении деятельности. 38% респондентов отмечает тенденции к расширению бизнеса и 56% рассматривают свое финансово-экономическое состояние как стабильное. 38% предпринимателей отмечает увеличение спроса на гостиничные услуги в 2005-2006 годах, аналогичный прирост рынка респонденты прогнозируют и на ближайшие годы (Рис.2.2.).

Рисунок 2.2 - Финансово-экономическое состояние гостиниц

Ценовой диапазон в сфере гостиничного бизнеса весьма широк. У малых гостиниц минимальная стоимость проживания в сутки составляет 300 рублей, максимальная достигает 8000 рублей. Что касается больших отелей, то их стоимость колеблется от 1 500 руб. до 18 000 сутки. Стоимость номера зависит от его категории и, соответственно, условий проживания.


На гостиничном рынке Иркутска среди представителей малого бизнеса преобладают номера категорий люкс, студия, также номера 1-ой и 2-ой категории.

На текущий момент на рынке гостиничного бизнеса г.Иркутска наблюдается средний уровень конкуренции [14].

Определим ключевые факторы успеха в данной отрасли (Таблица 2.2).

Таблица 2.2

Основные факторы ключевых факторов успеха в области гостиничного бизнеса и общественного питания

Ключевые факторы успеха (КФУ)

Типы факторов успеха

КФУ в области технологии

Возможность постоянной разработки новых видов услуг, новых блюд

КФУ в области производства

Низкая себестоимость продукции, высокое качество услуг и продукции, высокая рентабельность, доступ к квалифицированной рабочей силе, возможность выполнения заказов потребителей

КФУ в маркетинге

Привлекательность оформления продукции, налаженные каналы сбыта, возможность использования методов стимулирования сбыта, квалификация сотрудников отдела сбыта

КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам

Особый талант, постоянный контроль качества продукции общепита, способность создавать эффективную рекламу

КФУ в области организации

Быстрая реакция на рыночные изменения, постоянный поток информации

Другие КФУ

Выгодное месторасположение, хороший имидж предприятия, приятные в общении, доброжелательные служащие

Большую роль среди КФУ в отрасли гостиничного бизнеса и общественного питания играет прежде всего качество услуг и продукции, а также навыки обслуживания и имидж предприятия, кроме того всегда есть возможность разработки новых видов продукции и услуг.

Согласно методологии Портера рассмотрим влияние пяти конкурентных сил в гостиничной отрасли и общественном питании.

Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации.

Таблица 2.3

Оценка конкурентных сил

Наименование конкурентной силы

Оценка конкурентной силы

Орудия конкурентной борьбы

1. Производители аналогичной продукции

Сильная

Постоянный рост конкурентов в отрасли общественного питания, разнообразие предлагаемых кухонь, кроме того влияет наличие дополнительных услуг в гостинице и ресторане

2. Поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов

Сильная

От качества сырья зависит вкус конечной продукции, также большую роль играет используемое оборудование в общепите и комплектация гостиниц

3. Покупатели

Сильная

Изменение потребительских предпочтений, образа и уровня жизни

4. Потенциальные производители аналогичной продукции

Сильная

Постоянная конкуренция и новые услуги

5. Производители товаров-заменителей

Нет заменителей услуги

Слабая


Анализ конкурентных сил показывает, что отрасли достаточно конкурентны и всегда есть возможность появления новых фирм, также большую роль играет уровень доходов населения и их предпочтения.

Рассмотрим анализ конкурентов ООО «Внешрегионторг» в отрасли общественного питания, так как на рынке гостиничных услуг они вне конкуренции.

Чтобы ресторан считался успешным, необходимо учитывать все факторы, влияющие на конкурентные позиции его продукции: качество товара, ассортиментный набор, поэтому товарная политика занимает важное место в повышении конкурентоспособности всей ресторанной сети.

Основными критериями формирования ассортиментной политики являются спрос и предложение на рынке продуктов, специй и напитков. Анализируя предложение, можно определить так называемые слабые места в меню, определить в каком из ресторанов его следует доработать. Оптимизация номенклатуры блюд позволяет гарантировать предприятию относительно стабильные объемы реализации, покрытие расходов и уровня прибылей.

Проведем сравнительную оценку фирм-конкурентов по ассортименту услуг, их качеству, а также ценовой политики (таблица 2.4). Для сравнения берутся рестораны с классической европейской кухней, так как наша компания имеет много разнопрофильных точек общественного питания.

Таблица 2.4

Сравнительные характеристики фирм-конкурентов

Фирма

Показатель

«Ланселот»

«Разгулофф»

«Нежный бульдог»

Качество блюд

Высокое

Высокое

Среднее

Технические характеристики продукции

Используются только свежие продукты, соблюдается технология приготовления блюд

Используются только свежие продукты, есть отклонения от рецептуры по наличию специй

Используются только свежие продукты, но есть отклонения от готовой рецептуры блюд

Услуги

Высокое качество обслуживания

Высокое качество обслуживания

Среднее качество обслуживания, зачастую официант не может объяснить состав блюд и сочетаемость с напитками

Реклама

Постоянная с использованием всех видов носителей

Периодическая (радио, печатные СМИ, региональное телевидение)

Периодическая с использованием всех видов носителей

Менеджмент

Достаточно гибкая структура управления, высокий профессионализм менеджеров

Структура управления усложнена, нет профессионально обученных официантов

.Структура управления неоправданно усложнена, профессионализм управленцев на низком уровне

Цены

Цены соответствуют качеству продукции и услуг

Цены соответствуют качеству продукции и услуг

Высокие цены. Отсутствие гибкости в ценообразовании.

Имидж

Высокое качество обслуживания и продукции, благодаря чему большой процент повторно приходящих клиентов

За счет дополнительных услуг (музыкальная программа) большой приток новых посетителей, а также большой процент постоянных клиентов

Единоразовое посещение ресторана