Файл: Стратегия диверсификации компании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стратегия неродственной диверсификации предполагает проникновение в любые отрасли и бизнесы, обещающие финансовые выгоды. Использование взаимоотношений стратегического соответствия является вторичным.

Неродственная диверсификация является принципиальным финансовым подходом, направленным на создание рыночной стоимости акции, в то время как родственная диверсификация - принципиальным стратегическим подходом.

Стратегии исключения и ликвидации.

Даже самая продуманная стратегия диверсификации может привести к приобретению бизнеса, который со временем покажет себя просто неработоспособным. Несоответствие или частичное соответствие не может быть полностью устранено, потому что невозможно точно предсказать, какие последствия вызовет вступление в новый бизнес. Кроме того, с течением времени изменяется долгосрочная привлекательность бизнеса. Правильные сегодня действия по диверсификации в привлекательную отрасль завтра могут оказаться ошибочными. При неудовлетворительной работе какого-либо бизнеса обязательно возникает вопрос, продолжать работу в этой отрасли или уйти из нее. Может оказаться и так, что некоторые бизнесы, несмотря на их хорошее финансовое положение, не могут так работать с другими бизнесами компании, как это первоначально предполагалось.

Стратегии перестройки или сокращения корпорации и реструктуризации портфеля.

Стратегии перестройки, сокращения и реструктуризации портфеля используются, когда руководству необходимо «оздоровить» портфель. Тяжелое положение может быть результатом значительных убытков в одном или нескольких бизнесах, снижающих общие финансовые показатели корпорации, большого числа бизнесов в непривлекательных отраслях, спада в экономике, отрицательно сказывающегося на многих составных частях корпорации, чрезмерного давления долгов или неправильно осуществленных приобретений, не оправдавших ожиданий.

Стратегия перестройки концентрирует внимание на действиях, направленных на превращение убыточных бизнесов в прибыльные, а не на их ликвидацию. Задача состоит в том, чтобы заставить всю компанию работать с прибылью путем решения проблем тех бизнесов, которые в наибольшей степени ответственны за снижение показателей. Стратегии перестройки наиболее приемлемы в ситуациях, когда причины плохой работы являются краткосрочными, испытывающие проблемы бизнесы находятся в привлекательных отраслях и ликвидация убыточных подразделений не имеет долгосрочного стратегического смысла.


Стратегии сокращения включают сужение диапазона диверсификации до меньшего числа бизнесов. Такая стратегия обычно реализуется, когда руководство корпорации решает, что она слишком широко диверсифицирована и что необходимо сконцентрировать усилия на нескольких основных видах бизнеса. Иногда диверсифицированные компании проводят сокращение из-за того, что им в результате многолетних тщетных попыток так и не удается сделать прибыльными некоторые виды бизнеса, или из-за того, что они не обладают фондами, необходимыми для инвестирования во все их дочерние предприятия. Однако чаще всего руководители корпорации решают, что диверсификационные усилия фирмы слишком распылены и для достижения долгосрочного улучшения работы необходимо сконцентрировать их на обеспечении прочных позиций в меньшем числе отраслей. Сокращение обычно осуществляется путем ликвидации тех бизнесов, которые слишком малы, чтобы вносить заметный вклад в прибыли, или тех, которые имеют незначительное соответствие (или вообще не имеют никакого соответствия) с основными бизнесами корпорации. Ликвидация таких бизнесов высвобождает ресурсы, которые могут быть использованы для сокращения долга или расширения основных бизнесов корпорации.

Стратегии реструктуризации портфеля включают радикальную перестройку состава портфеля и доли в нем бизнесов различных типов.

Последние тенденции в среде широко диверсифицированных корпораций, заключающиеся в разделении и децентрализации, являются следствием диверсификации на основе создания прочной конкурентной позиции в небольшом числе тщательно отобранных отраслей.

Стратегии многонациональной диверсификации.

Отличительными чертами стратегии международной диверсификации являются диверсификация в бизнесы и диверсификация в национальные рынки. В такой ситуации от руководства требуются разработка и реализация значительного числа стратегий, по крайней мере, по одной для каждой отрасли с таким числом вариантов для национальных рынков, которое приемлемо для данной ситуации. В то же время руководство диверсифицированных многонациональных корпораций должно знать наиболее выгодные пути координации стратегических усилий своей компании по всем отраслям и странам.

Многонациональные корпорации могут получить конкретное преимущество путем диверсификации в глобальные отрасли, использующие родственные технологии [13,c.253].

Как и любая стратегия, диверсификация имеет преимущества и недостатки. Важнейшими из них являются следующие:


Преимущества:

  • может быть хорошим маршрутом выхода из отрасли, находящейся на спаде;
  • ориентирована на прибыль;
  • помогает снижать зависимость от одного продукта или рынка;
  • при ее использовании возможно возникновение эффекта масштаба и синергии;
  • может значительно усилить рыночную власть компании в отношении покупателей;
  • помогает повысить кредитоспособность компании;
  • уменьшает и распределяет риск.

Недостатки:

  • новая деятельность может потребовать совсем других навыков, которых может не быть в существующей компании (например, технологических навыков);
  • подходит, главным образом, для больших компаний, которые менее чувствительны к перепадам цен;
  • недостаточно внимания уделяется поведенческим аспектам диверсификации (например, каким образом две команды управляющих будут сотрудничать друг с другом);
  • это стратегия высокого риска, обеспечивающая отдачу лишь в долгосрочном плане;
  • требует значительных резервов денежных средств;
  • при ее реализации может возникнуть тенденция переноса усилий с имеющегося предприятия на новые;
  • сложности в нахождении подходящего предприятия для приобретения [10,c. 115].

1.3 Опыт диверсификации производства в России

В нашей стране диверсификация имеет свою специфику. Особенность российских рынков, интересная в данном контексте, — их кризисность. Состояние большинства отечественных предприятий реального сектора и значительного числа компаний сферы услуг по многим показателям можно считать предбанкротным. По многим обстоятельствам предприятие, берущее на себя кредитные обязательства, автоматически переходит в разряд кризисных.

В условиях повышенной рискованности на первый план выходит проблема привлеченных инвестиций — основного двигателя диверсификации компаний. Недаром многие специалисты считают, что лучший способ повысить прибыльность организации — отсечение (продажа в различных формах, полное расформирование или передача в залог с последующей утратой) дочерних структур, чья деятельность находится вне магистрального направления движения материнской компании. В результате чем меньше организация, равно как и целая отрасль, нуждается в привлеченных средствах, тем успешнее проходит и шире распространяется диверсификация.


Однако существует опыт положительного использования стратегий диверсификации на российских предприятиях:

1. Опыт диверсификации через преобразование структурного подразделения в самостоятельное предприятие с правами юридического лица.

ПЭТС и ЖХ — предприятие тепловых и электрических сетей компании «Алмазы России». Это предприятие обслуживает весь жилой массив города Мирного. В период существования в качестве структурного подразделения основная часть его деятельности дотировалась компанией «Алмазы России». Когда же было принято решение о выделении ПЭТС и ЖХ в самостоятельное юридическое лицо, встал вопрос о постепенном уменьшении дотаций и их полном прекращении через 7 лет. В связи с этим руководство ПЭТС и ЖХ осознало необходимость быстрого поиска дополнительных источников дохода.

Для решения этой задачи приняли план диверсификации, учитывающий более 50 предложений по повышению доходности. Был разработан комплекс мер по поиску резервов в рамках интеллектуального, структурного и потребительского капитала самого предприятия.

В сфере интеллектуального капитала был предложен механизм создания заинтересованности работников ПЭТС и ЖХ в выдвижении любых инициатив, приносящих пользу предприятию. А также механизм сбора любых предложений и идей сторонних источников с целью последующего их внедрения и использования в работе ПЭТС и ЖХ.

В сфере структурного капитала наметили комплекс мер по внутрифирменной оптимизации основных бизнес-процессов. Здесь предполагалось задействовать резервы, связанные с совершенствованием внутренней организации и управления, четким распределением компетенции и ответственности, использованием иных рычагов внутрифирменного управления, финансового и налогового планирования и т.д.

В сфере потребительского капитала была поставлена задача усовершенствовать работу с потребителями продукции и услуг предприятия. Наметили комплекс мер, нацеленных на исследование рынка, более тщательное изучение запросов клиентов, активизацию рекламной деятельности и Интернет-маркетинга, развитие контактов со СМИ и пр.

Преимущество большинства предложенных изменений состояло в том, что они не требовали значительных материальных затрат, но могли принести быстрый и ощутимый результат [9].

2. Связанная и несвязанная диверсификация

Один из российских оборонных заводов в Свердловской обл., долгое время производивший артиллерийское вооружение, в связи с резким уменьшением госзаказов вынужден был осваивать производство трамваев на базе существующего технического парка. По сходным технологиям, из сходных материалов. Среди других примеров связанной диверсификации — московский завод «Салют», который наряду с авиационными двигателями производит сеялки и мотокосилки.


Яркий пример многопрофильной несвязанной диверсификации — деятельность ОАО «Альметьевский насосный завод» («АЛНАС»), крупнейшего производителя погружных насосов для добычи нефти.

Первым шагом стало расширение сервисного обслуживания. На базе филиалов и представительств АО «АЛНАС» были созданы самостоятельные дочерние компании в Сургуте, Нижневартовске, Усинске, Когалыме, Нефтеюганске, объединенные в сеть центров по обслуживанию оборудования, производимого заводом. Второе сервисное направление — производство наземных станций управления погружными установками.

Стоимость ремонта погружной электроустановки (подъем из скважины, ремонт, спуск в скважину) равна цене новой. Поэтому выгоднее единовременно потратиться на предлагаемое АЛНАСом наземное оборудование, чтобы потом экономить на ремонте и снижать эту статью затрат.

Третье направление — производство водяных насосов. Оно актуально в связи с постепенным переходом на автономную систему водоснабжения вновь строящихся жилых домов и предприятий, что дешевле и удобнее централизованной системы.

Четвертое планируемое направление — производство заготовок вентилируемых тормозных дисков для АвтоВАЗа, а также для зарубежных автомобильных компаний.

Пятое направление — организация производства тротуарной плитки, которая будет изготавливаться из отработанного формовочного песка литейного цеха [5].

Глава 2 Разработка стратегии развития организации ООО «внешрегионторг»

2.1 Общая характеристика компании

Компания «Внешрегионторг» создана в 1998 году. Ее основной актив — торгово-рыночный комплекс площадью более 20 тыс. кв. м в центральной части Иркутска. В конце 1990-х годов на этом месте находился полуразрушенный завод с отключенными коммуникациями и долгами за коммунальные услуги. После его реконструкции в городе появился один из первых крупных рыночных комплексов.

Следующим этапом стало строительство новых гостиниц и ресторанов. Первым появился отель «Глория». В активах компании также отели «Европа», «Звезда», два новых отеля на Байкале в поселке Листвянка — «Маяк» и «Легенда Байкала».