Файл: "Анализ внешней и внутренней среды организации (ОАО «Катерина» )".pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты внешней и внутренней среды организации
Глава 2. Практические аспекты анализа внешней и внутренней среды на примере ОАО «Катерина»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия
Глава 3. Планирование стратегии развития ОАО «Катерина»
2.2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия
В рамках стратегического анализа внутренней среды предприятия были проанализированы организационная структура предприятия, уровень менеджмента, уровень корпоративной культуры и уровень маркетинга и сделаны соответствующие обобщения.
Организационная структура ОАО «Катерина».
- Общее состояние организационной структуры соответствует производственному типу предприятия. Организационная структура ОАО «Катерина» в целом не отвечает уровню современных требований рынка и нуждается в значительной коррекции.
- Отдельные элементы организационной структуры нарушают управленческую логику. В частности, служба продаж и отдел сбыта «разнесены» по подчиненности. В результате «диспетчеризация» заказов в отделе сбыта «оторвана» от подразделения, ответственного за заключение договоров и исполнение обязательств перед клиентами. Это дезориентирует клиентов и в случае сбоев в поставках приводит к бесконечному поиску виноватых.
- В целом холдинговая структура предприятия требует более четкого разграничения полномочий и ответственности между центральным офисом и дочерними предприятиями.
Менеджмент.
1. Менеджмент в целом не удовлетворен ситуацией, сложившейся в управлении предприятием. Особенно негативно воспринимаются отсутствие стратегического планирования в практике работы предприятия, а также информационная закрытость высшего руководства. В результате менеджмент дезориентирован относительно планов высшего руководства и пытается планировать работу своих подразделений в меру своей информированности, что в свою очередь приводит к рассогласованности в их взаимодействии.
2. Весьма противоречивый стиль руководства высшего менеджера, сочетающий административно-командные методы и демократизм в зависимости от настроения, деморализует подчиненных своей непредсказуемостью и создает излишнюю нервозность в среде менеджмента.
Корпоративная культура.
- Уровень корпоративной культуры на предприятии в целом оценивается как низкий. Единодушно отмечается нездоровый моральный климат, порождающий отсутствие доверия между сотрудниками и атмосферу всеобщей подозрительности.
- К основным недостаткам в формировании корпоративной культуры на предприятии можно отнести:
- отсутствие системы внутрифирменных коммуникаций, основанных на двустороннем движении информации и предназначенных для включения персонала в процесс принятия решений;
- низкую осведомленность персонала о планах руководства и мотивах тех или иных управленческих решений (отсутствие обратной связи в управлении фирмой);
- несовершенство системы оплаты и стимулирования труда.
Результаты анализа позволили сформулировать основные преимущества и недостатки предприятия, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Сильные и слабые стороны предприятия[23]
Сильные стороны предприятия: |
Слабые стороны предприятия: |
сильный, авторитарный руководитель - профессионал, задающий жесткий регламент деятельности предприятия. |
отсутствие философии бизнеса, приемлемой и понятной для общества и персонала |
наличие собственной сертифицированной системы «Катерина-К», превосходящей в отношении цена/качество рыночные аналоги. |
отсутствие реальных, продуманных и воспринятых исполнителями стратегических целей |
мобильное, достаточно современное производство полного цикла (от прессования до монтажа готовых конструкций) |
высокие темпы расширения рынков сбыта, превосходящие ресурсные возможности фирмы |
высокий интеллектуальный потенциал руководителей и специалистов. |
недостаточная координация производственных и маркетинговых усилий |
мощная служба продаж, поддерживающая широкую сбытовую сеть: |
нездоровый моральный климат. Плохо мотивированный управленческий персонал |
удачное географическое положение относительно основных рынков предприятия. |
слабые финансовый и управленческий учет и анализ |
снижение стимулирующего значения имеющегося уровня заработной платы. |
В ходе анализа товарной политики были выявлены направления деятельности предприятия: СЗХ 1 «Стандартизированные конструкции из стали»; СХЗ 2 «Материалы и комплектующие системы «Катерина-К»; СЗХ 3 «Алюминиевые конструкции «Катерина-К»; СЗХ 4 «Фурнитура»; СЗХ 5 «Шкафы-купе»; СЗХ 6 «Торговое оборудование»; СЗХ 7 «Офисная мебель»; СЗХ 8 «Кухни».
Проведенный анализ позволил выявить следующие стратегические соответствия между отдельными сферами деятельности предприятия:
- СЗХ 2 «Материмы и комплектующие системы «Катерина-К» - приоритетный вид деятельности:
- СЗХ 3 «Алюминиевые конструкции «Катерина-К» сильно связана с СЗХ 2 «технологически», «по конструктиву» и «по рынку»;
- СЗХ 1 «Стандартизированные конструкции из стати» связана с предыдущей группой «по конструктиву» и «по рынку»;
- СЗХ 4 «Фурнитура» связана с предыдущей группой «по конструктиву» как комплектующее, необходимое для поддержания определенного уровня качества продуктов;
- СЗХ 5 «Шкафы-купе» и СЗХ 6 «Торговое оборудование» связаны с основной группой технологически;
- СЗХ 7 «Офисная мебель» и СЗХ 8 «Кухни» практически не связаны с основными видами деятельности.
Результаты анализа проиллюстрированы на рис. 2.
Для анализа внешней среды проведем PEST-анализ.
1. Политические факторы.
Если говорить о политических факторах в России, то необходимо отметить несколько важных пунктов. Во-первых, это относительная стабильность правительства, имея в виду стабильность по персоналиям. Во-вторых, это сложная геополитическая ситуация. В этом плане отметим, что отечественная оконная промышленность зависит от запада лишь частично. Трудности испытывают фабрики и цеха, использующие европейскую фурнитуру. В то же время многие предприятия оконной промышленности используют китайские комплектующие,
2. Экономические факторы.
Начиная с середины 2014 г. состояние экономики России характеризуется как кризисное. Инфляция по итогам 2015 г. составила 12,91 %. Курс доллара с сентября 2014 г. по январь 2016 г. вырос более, чем в два раза. Национальная валюта на данный конкретный момент слаба и нестабильна. Следовательно, компании чрезвычайно трудно планировать поставки иностранных материалов, и структура себестоимости продукции постоянно колеблется.
3. Социальные факторы.
В 2015 г. существенно снизился уровень жизни в России. Зафиксировано падение доходов трудоспособного населения, по данным официальной статистики, в реальном выражении на 9%, а пенсий — на 4%. За чертой бедности оказалось 21,7 млн граждан. Их число за 2015 г. увеличилось на 15%. За последние полтора года существенно изменилась и структура доходов. Все меньше и меньше места в экономике остается для частного сектора. В первую очередь сокращение доходов населения произошло за счет тех, кто занимался предпринимательской деятельностью. Российский бизнес не справился с ситуацией резкого роста процентных ставок по кредитам, произошедший начиная с декабря прошлого года. Кроме того, негативное влияние оказывает падение спроса на практически любую продукцию из-за кризиса.
4. Технологические факторы.
В оконной промышленности в последнее время активно развиваются современные технологии, применяются новые материалы. Вместе с этим и повышаются требования потребителей, как качеству окон, дверей так к их дизайну.
В целом, подводя итоги PEST-анализа, можно сделать вывод, что влияние внешней среды на развитие ОАО «Катерина» - негативное. Главная причина такой ситуации – экономический кризис в России.
Задачи стратегического анализа внешней среды предприятия включали оценку уровня и структуры сил конкуренции на основных рынках, оценку привлекательности рынков и конкурентных позиций предприятия.
Проведенный анализ выявил определенные различия в уровне и структуре сил конкуренции на рынках алюминиевых и стальных ограждающих конструкций. В частности, более высокая конкуренция на рынках стандартизированных алюминиевых конструкций определялась агрессивностью конкурентов, а также высокими входными барьерами в отрасль.
Оценка уровня и прогноз сил конкуренции проводились для трех основных рынков продукции ОАО «Катерина»: рынка стандартизированных конструкций из стали, рынка материалов и комплектующих системы «Катерина-К» и рынка алюминиевых конструкций системы «Катерина-К». Информация получена в ходе анкетирования менеджеров и ведущих специалистов предприятия.
Фурнитура
Кухни
Офисная мебель
Торговое оборудование
Шкафы-купе
Стальные конструкции
АК Катерина-К
Система Катерина-К
Связность СЗХ:
технологически,
по конструктиву,
по рынку
Рисунок 2 - Связанность стратегических зон хозяйствования ОАО «Катерина» в рамках существующего бизнес-портфеля[24]
Рынок стандартизированных конструкций из стали:
- Рынок стандартизированных конструкций из стали характеризуется как привлекательный, с растущим спросом. Уровень конкуренции на рынке в настоящий момент невысок. Появление крупного конкурента в ближайшее время, по оценкам экспертов, не ожидается.
- К благоприятно проявляющимся факторам, определяющим уровень конкуренции, можно отнести отсутствие влияния потенциальных конкурентов, поставщиков и покупателей.
- К факторам, усиливающим уровень конкуренции, относятся высокие барьеры на выход с рынка, сильная конкуренция в смежных отраслях, сильное влияние со стороны товаров-заменителей.
- Прогноз изменения факторов конкуренции показывает, что в основном в ближайшей перспективе ситуация не изменится, за исключением влияния товаров-заменителей, которое определенно усилится.
- Общий вывод: уровень конкуренции на рынке стандартизированных конструкций из стали невысок и в прогнозируемом периоде не изменится.
Результаты экспертизы выявили значительное совпадение оценок характеристик сил конкуренции для рынка материалов и комплектующих системы «Катерина-К» и рынка алюминиевых конструкций системы «Катерина-К».
Рынок материалов и комплектующих системы «Катерина-К» и рынок алюминиевых конструкций системы «Катерина-К»:
- Рынки материалов и комплектующих системы «Катерина-К» и алюминиевых конструкций системы «Катерина-К» характеризуются как весьма привлекательные, с растущим спросом. На рынках присутствуют превосходящие по мощности, агрессивные соперники. Уровень конкуренции на рынках чрезвычайно высок.
- К благоприятно проявляющимся факторам, определяющим уровень конкуренции, можно отнести отсутствие влияния потенциальных конкурентов, поставщиков и покупателей.
- К. факторам, усиливающим уровень конкуренции, относятся наличие агрессивных мощных конкурентов, высокие барьеры на выход с рынка, сильная конкуренция в смежных отраслях, сильное влияние со стороны товаров-заменителей.
- В перспективе ожидается еще большее усиление неблагоприятно проявляющихся факторов конкуренции.
Общий вывод: уровень конкуренции на рынке материалов и комплектующих системы «Катерина-К» и рынке алюминиевых конструкций системы «Катерина-К» весьма высок и в прогнозируемом периоде будет возрастать.
Факторы конкуренции на основных рынках представлены в Приложении 1. В табл. 2 приведены результаты оценки факторов «привлекательность СЗХ» и «потенциал предприятия» по 10-балльной шкале.
Таблица 2
Зоны хозяйствования[25]
Стратегическая зона хозяйствования |
Оценка привлекательности СЗХ |
Оценка потенциала предприятия |
|
СЗХ1 |
«Стандартизированные конструкции из стали» |
5,50 |
5,75 |
СЗХ2 |
«Материалы и комплектующие системы «Катерина-К» |
5,50 |
6,50 |
СЗХ3 |
«Алюминиевые конструкции «Катерина-К» |
6,00 |
7,00 |
С 3X4 |
«Фурнитура» |
6.25 |
5,25 |
С 3X5 |
«Шкафы-купе» |
6.00 |
6,00 |
СЗХ6 |
«Торговое оборудование» |
6.00 |
6,50 |
СЗХ7 |
«Офисная мебель» |
5,00 |
5,00 |
СЗХ8 |
«Кухни» |
4.50 |
5,50 |