Файл: "Анализ внешней и внутренней среды организации (ОАО «Катерина» )".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Акимова Т.А. предлагает разделить внешнюю среду на макроокружение организации: государственное устройство, экономические условия, политические условия, правовая сфера, уровень технологий, международные связи, социально- культурная сфера, природно-географические условия, рынок; и деловую среду организации: потребители, поставщики, конкуренты, инфраструктура, муниципальные органы, международные связи[15]. Некоторые авторы разделению внешней среды на составляющие не уделяют много внимания, считая, что среда «включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям организации».

Заметим, что в последнем случае к объектам внешней среды отнесены источники трудовых ресурсов, чего не наблюдалось у других авторов. Можно выделить также мнение, что к составляющим внешней среды следует отнести: государственную экономическую политику, законодательство, общественные приоритеты и ценности, характер состояния и развития мировой и национальной экономики, а субъектами из ближайшего окружения предприятия являются конкуренты, покупатели и поставщики ресурсов (для производственного предприятия)[16].

Из содержания вышеприведенных мнений следует, что перечень составляющих внешней и внутренней среды требует определенного упорядочения[17]. Во-первых, перечень составляющих внешней и внутренней среды предприятия следует определять в сопоставимых формулировках: либо это должны быть «составляющие среды» или ее подсистемы (в случае рассмотрения внешней и внутренней среды как систем), либо «субъекты среды».

Большое влияние на предприятие могут оказывать внешние политические условия. Основой для них являются федеральные и местные законодательные акты, которые направлены на установление контроля над деятельностью компании. Именно поэтому руководитель должен постоянно изучать и анализировать эти условия. Ведь политическая обстановка страны может благоприятно влиять на развитии предприятия или, наоборот, создавать проблемы для него[18].

К внешним правовым составляющим относятся степень правовой урегулированности общественных отношений, состав действующих законов и подзаконных актов, гарантии обеспечения безопасности предприятий и граждан, четкость формулировок правовых норм. Все эти составляющие оказывают значительное воздействие на деятельность предприятия[19].


Определяющее значение на эффективность функционирования предприятия оказывают внешние научные и технические факторы. Благодаря своевременному использованию этих факторов происходит обновление материально-технической базы предприятия, новой продукции и повышается эффективность производства. Наконец, немаловажное воздействие на деятельность предприятия оказывает уровень природно-климатических факторов. Любое предприятие должно заботиться о решении проблем по обеспечению экономики природными ресурсами и способствовать предотвращению загрязнению окружающей среды. Отдельного внимания со стороны руководителя заслуживает изучение части внешней среды предприятия – микросреды или деловой среды.

Микросреда – это совокупность факторов, имеющих прямое и непосредственное влияние на благосостояние предприятия. Сюда относят такие факторы, как поставщики, конкуренты, потребители, инфраструктура, государственные и муниципальные предприятия и международный сектор. Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, поставляющие ресурсы для продажи, осуществления производства товаров (услуг). Предприятие в большой степени зависит от поставщиков. Недостаток материалов, поставка некачественной продукции и повышение цен на сырье могут нарушить работу всего предприятия в целом[20].

Большое значение на предприятие оказывает такой фактор деловой среды, как конкуренция. Конкуренция — это соперничество предприятий, функционирующих в одной отрасли, за завоевание большей части рынка и получения наивысшей прибыли. Руководителю предприятия необходимо постоянно изучать возможности своих конкурентов для того, чтобы обезопасить себя от всевозможных угроз с их стороны. Важное место в составе микросреды предприятия занимают потребители. Исследование спроса потребителей помогает понять, какие товары и услуги им необходимы, и по какой цене их реализовывать[21].

Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры зачастую значительно. В настоящее время стали организовываться многочисленные ассоциации потребителей, которые оказывают свое влияние на имидж и репутацию всего предприятия. Значительную часть деловой среды предприятия составляет инфраструктура - банки, фондовые биржи, кадровые агентства, страховые компании, аудиторские и консультационные фирмы, различные транспортные организации и др., оказывающие предприятию широкий спектр услуг. Государственные и муниципальные организации, а так же органы власти составляют неотъемлемую часть микросреды предприятия.


Государственная власть при помощи принятия законов оказывает большое влияние на функционирование предприятия. В современных условиях влияние этой части деловой среды на работу предприятия очень велико, ведь она часто подвергается внезапным изменениям, что затрудняет деятельность предприятия. Особое воздействие на деятельность предприятия оказывает международный сектор микросреды предприятия. Создание совместных предприятий, выполнение общих проектов, покупка акций отечественных предприятий зарубежными инвесторами все это в наибольшей степени проявляет влияние международного сектора[22].

Руководители предприятий, которые действуют на международном рынке, должны систематически контролировать перемены, происходящие в этой сфере. Изменения внешней среды оказывают действие на фирмы, заставляя их менять свое поведение, адаптироваться к внешним изменениям и в дальнейшем поддерживать их. Изучив теоретические основы внутренней и внешней среды предприятия, можно сделать вывод, что внутренние факторы в сочетании с факторами внешней среды предприятия оказывают решающее воздействие на жизнедеятельность организации.

Внешняя среда характеризуется совокупностью различных факторов, находящихся за пределами предприятия и влияющих на его деятельность. Основная задача стратегического анализа внешней среды состоит в мониторинге тенденций, появляющихся возможностей и угроз, прямо или косвенно воздействующих на хозяйствующий субъект. Следует заметить, что осуществление анализа внешней среды является достаточно сложной задачей из-за быстроменяющихся условий, неопределенности влияния различных факторов на ее состояние.

Таким образом, задачей стратегического управления является обеспечение сбалансированного взаимодействия организации с окружающей средой, способствующего успешному ее функционированию в долгосрочной перспективе.

Однако, границы внешней среды для отдельно взятой организации весьма условны. Как правило, это зависит от вида ее деятельности, размеров, от того взаимодействует ли она с зарубежными компаниями и других факторов. Условно внешнюю среду разделяют на макроокружение (макросреду) и микроокружение (микросреду). Макроокружение характеризует наиболее общие условия для функционирования предприятия во внешней среде. Несмотря на это степень его воздействия на отдельно рассматриваемые организации различна, что в основном связано с особенностями деятельности, с ее внутренними возможностями.


Макросреда представляет собой сложную сферу влияния на предприятие, поскольку информация об ее составляющих может быть наименее достоверной. В связи с чем, одной из главных задач в процессе ее анализа является сужение участка исследований, направленное на выделение критических факторов среды, имеющих особое значение для хозяйствующего субъекта.

Факторы внешней среды должны регулярно диагностироваться и оцениваться. Это необходимо для своевременного выявления: макроэкономических изменений и их влияния на работу предприятия; сдвигов в рыночной конъюнктуре; возможностей, отрывающихся в результате внедрения достижений науки и практики; доступности ресурсов, необходимых для стабильной работы организации.

Таким образом, анализ окружающей среды должен осуществляться постоянно, поскольку на основе полученной информации оценивается занимаемое организацией положение на рынке. С его помощью руководители исследуют и по мере возможности контролируют влияние факторов по отношению к организации. Стратегический анализ внешней среды предоставляет важнейшую информацию для прогнозирования возможностей, выявления угроз, составления стратегического плана.

Все составляющие внутренней и внешней среды тесно взаимодействуют между собой и оказывают влияние друг на друга. Внутренняя и внешняя среда предприятия должна подвергаться постоянному изучению и анализу со стороны руководителя, для того чтобы в последствии принять верное решение и стабилизировать экономическое положение предприятия.

Глава 2. Практические аспекты анализа внешней и внутренней среды на примере ОАО «Катерина»

2.1. Краткая характеристика предприятия 

ОАО «Катерина» создано в 1991 г.

Основная продукция и услуги компании: оконные блоки различных видов; двери и входные группы; ограждения веранд и балконов; витрины и витражи; комплексные фасады зданий; металлопластиковые окна по технологии REHAU; торговое оборудование; системный алюминиевый профиль и комплектующие; изготовление конструкций; проектирование; монтаж «под ключ».


Основой для развития предприятия стала разработанная универсальная система алюминиевых профилей и конструкций «Катерина-К», применение ко­торой в строительных проектах дает качественно новый уровень возможнос­тей. Конструкции соответствуют развивающимся требованиям архитектуры: современный внешний вид, актуальные характеристики энерго­сбережения, долговечность. Внутренняя свобода системы позволяет проекти­ровщику оптимизировать затраты заказчика, сделать «прозрачным» механизм расчета стоимости проекта, не замыкаться в рамках традиционных решений. Реализация гармоничного объемного дизайна позволяет изменить функциональность пространства, повысить имидж предприятия, выразить его особенный стиль.

Развивая производство алюминиевых конструкций и профиля, ОАО «Катерина» сотрудничает со многими регионами России. Более 20 дилеров ОАО «Катерина» в совместной работе с предприятием увеличивает общий партнер­ский потенциал. Результат - реальные сроки выполнения проектов любой сложности, гибкая форма оплаты, согласованный подход в вопросах модифи­кации проекта.

Рассмотрим целевые установки развития предприятия.

На 1-2 года вперед:

  • количественные цели по основным продуктам: обеспечить продажи алюминиевых конструкций, комплектующих и профилей системы «Катерина-К» в объеме 15 млн. руб., сохранив долю рынка 12% по РФ; обеспечить прибыль до выплаты налогов в объеме 18 млн. руб.;
  • качественные цели: в течение года провести доработку всех систем производства и управления предприятием, что должно обеспечить его дальнейшее устойчивое разви­тие и увеличение объема продаж в 2016 г. не менее чем на 50%; завершить формирование стратегических предпосылок дальнейшего развития предприятия, обеспечить ознакомление с ними и принятие их коллективом.

На 3-5 лет вперед:

  • количественные цели по основным продуктам: занять устойчивое положение на российском рынке металлических ог­раждающих конструкции с долей рынка не менее 20-25%; обеспечить продажи алюминиевых конструкций, алюминиевых профилей, материалов и комплектующих для их производства в действующих ценах в объеме 3 тыс. тонн; обеспечить прибыль до выплаты налогов в действующих ценах в объе­ме и средней рентабельностью до 15%, в том числе за счет достижения качественных целей;
  • качественные цели: сформировать сильную команду высокопрофессиональных менеджеров; стать лидером в области проектирования, технологии и продажи систе­мы ограждающих светопрозрачных строительных конструкций из ме­талла; обеспечить максимально эффективное использование потенциала фир­мы за счет оптимизации всех маркетинговых и производственных про­цессов; обеспечить сглаживание сезонных колебаний в сбыте за счет повыше­ния качества маркетингового прогнозирования и совершенствования логистических процессов на предприятии (например, создание оптово­го склада готовой продукции). Таким образом, сформулированные притязания собственников и целевые установки на ближайшую и среднесрочную перспективу позво­лили определить основной вектор желаемого развития предприятия.