Файл: "Анализ внешней и внутренней среды организации (ОАО «Катерина» )".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и, в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Эволюция современного менеджмента ставит вопрос о целесообразности системного подхода в рамках исследования среды организации. Анализ факторов, препятствующих успеху организации, должен осуществляться постоянно, так как результат должен находиться на достаточно высоком уровне компетентности. Изучение данных вопросов актуально, поскольку именно их результаты являются основополагающими для принятия управленческого решения.

Цель курсовой работы – проанализировать внешнюю и внутреннюю среду организации.

Задачи курсовой работы:

  • исследовать понятия внешней и внутренней среды на предприятии;
  • провести анализ деятельности ОАО «Катерина»;
  • провести анализ внешней и внутренней среды ОАО «Катерина»;
  • разработать стратегию развития ОАО «Катерина».

Объект исследования - ОАО «Катерина».

Предмет исследования – внешняя и внутренняя среда организации.

Теоретической и методологической основой курсовой работы являются основные положения стратегического менеджмента, маркетинга, экономического анализа.

При проведении исследований в курсовой работе применялись как методы общенаучного анализа: системное исследование, обобщение, сравнение и пр., так и специальные методы, в частности, методы анкетирования, экспертного исследования качества продукции.

Информационная основа выполнения курсовой работы – текущая и отчетная документация ОАО «Катерина», результаты проведенных опросов и оценок.

Глава 1.Теоретические аспекты внешней и внутренней среды организации

Состав внутренней среды фирмы

Внутренняя среда организации представляет собой часть среды, находящейся в пределах организации. Внутренняя среда включает цели и задачи организации, её структуру, работников, технику и технологии, применяемые на производстве, внутреннюю информацию, организационную культуру и другие элементы[1].


Внутренняя среда предприятия формируется под влиянием факторов внешней среды, государственного регулирования, а также принятия множества управленческих решений внутри самого предприятия с целью достижения наилучших результатов хозяйственно- финансовой деятельности[2].

Внутренняя среда находится под непосредственным контролем руководителей предприятия и специалистов аппарата управления. Внутренняя среда предприятия состоит из множества взаимосвязанных групп факторов. Одними из наиболее важных являются производственно-технические факторы, обеспечивающие непосредственно процесс изготовления товара, объединяющие всю производственную мощь предприятия, что в совокупности помогает достичь желаемого успеха в деятельности предприятия[3].

К внутренней среде предприятия относятся следующие подсистемы:

1) кадровая подсистема, характеристиками которой является:

- характеристики персонала предприятия;

- эффективность использования кадрового потенциала;

2) управленческая подсистема, характеристиками которой являются:

- аппарат управления;

- механизм, методы, функции управления;

3) организационная подсистема, характеристиками которой являются:

- организационная структура;

- формальные и неформальные коммуникации между сотрудниками и подразделениями;

4) имущественная подсистема, характеристиками которой являются:

- наличие и состояние основных производственных фондов, эффективность их использования;

- наличие, состояние основных непроизводственных фондов, эффективность их использования;

5) технологическая подсистема, характеристиками которой является[4]:

- используемые технологии, их новизна, характеристики;

- эффективность использования технологий;

6) научно-исследовательская подсистема, характеристиками которой являются:

- результаты разработок новой продукции и услуг;

- результаты разработок новых технологий;

- результаты разработок в области подбора, обучения, переподготовки кадров;

- результаты разработок по совершенствованию организации производства и труда;

7) финансовая подсистема, характеристиками которой являются:

- наличие денежных средств у предприятия;

- ценные бумаги других предприятий, приобретенные данным;

8) информационная подсистема, характеристиками которой являются:

- организация сбора, обработки, контроля информации;


- количество и качество поступающей информации;

- организация движения и использования информации;

9) маркетинговая подсистема, характеристиками которой являются:

- методы и результаты исследований рынка;

- разработанность путей реализации продукции, подход к установлению цен, формированию ассортимента;

- разработанность путей, схем снабжения предприятия необходимыми ресурсами[5].

Рисунок 1.Внутрення среда предприятия[6]

На все составляющие внутренней среды большое влияние оказывают технологии, которые применяются на предприятии[7]. Социальные условия и составляющие − комплекс социальных отношений между работниками предприятия: их способности и отношение к труду, мотивация, организационная и производственная культура, профессиональная и деловая этика в процессе выполнения партнерами взаимных обязательств, взаимоотношения с властными структурами. Данное понятие рассматривается очень широко, оно объединяет весь комплекс взаимодействий между людьми, которые работают на предприятии, ведь от их умения, навыков и работоспособности в большинстве случаев зависит благосостояние всего предприятия[8].

В более развитых предприятиях все больше стали обращать внимание на такой значимый фактор, как деловые отношения и поведение сотрудников. Данный фактор очень важен в современных условиях, он оказывает большое воздействие на взаимоотношение и поведение людей, способствует установлению контактов с коллегами, эффективно влияет на выбор потребителей.

Немаловажны и экономические факторы включающие движение капитала и денежных средств, уровень производительности труда, показатели эффективности использования основного и оборотного капитала и нематериальных активов, и прежде всего рентабельности ресурсов. Рассматриваемый фактор объединяет процессы обеспечения эффективного использования и движения денежных средств на предприятии[9].

Особое значение в ряду факторов внутренней среды предприятия занимает информационная составляющая. Она включает в себя весь состав организационно- технических средств предприятия. Информационные технологии помогают работникам предприятия избавиться от стандартных трудоемких операций по подготовке информации для принятия решения. Все это способствует эффективному управлению предприятием. Маркетинговый фактор имеет важное значение среди факторов внутренней среды предприятия. Данный фактор объединяет процессы, которые связаны с реализацией продукции это и стратегия продукта, ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке, а так же выбор рынков сбыта и систем распределения[10].


Таким образом, маркетинговый фактор осуществляет удовлетворение потребностей покупателей в товарах или услугах предприятия. Все переменные внутренней среды тесно переплетаются с факторами внешней среды и влияют друг на друга.

Для анализа внутренней среды организации часто используется SWOT - анализ.

В 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес политики проф. K. Andrews впервые публично озвучил акроним SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats), что означает «Сила», «Слабость», «Возможности», «Угрозы». С 1960-х годов и по сей день SWOT- анализ широко применяется в процессе стратегического планирования. С появлением SWOT модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. SWOT-анализ применяется в любой отрасли народного хозяйства, в том числе и в агропромышленном комплексе.

SWOT-анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке, это сжатый анализ маркетинговой информации на основании которого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Результатом анализа является разработка маркетинговой стратегии или гипотезы для дальнейшей проверки.

Благодаря своей концептуальной простоте SWOT- анализ стал легко применимым для менеджеров и столь же подверженным неправильному применению. Для его проведения не требуются ни обширные базы данных, ни формальная подготовка. Любой, кто хоть немного знаком с компанией и имеет представление о рынке, может составить простой SWOT — анализ.

Успешная деятельность предприятия во многом зависит от внешнего окружения.

1.2.Внешняя среда организации

Внешняя среда организации выступает основным источником поступления ресурсов, необходимых для функционирования организации. Различают две относительно автономные части внешней среды, которые по-разному влияют на организацию - макроокружение и непосредственное окружение. Макроокружение - часть внешней среды, общей для всех организаций.

Среду, которая окружает организацию, в том числе предприятие, Азрилиян А.Н. определяет следующим образом: «Среда организации внешняя – все, что воздействует на организацию из окружающей среды». Отличие внутренней среды от внешней довольно точно отражено в формулировке того же авторского коллектива под руководством А.Н. Азрилияна, который считает, что внутренняя среда – есть «факторы, поддающиеся управлению со стороны предпринимателя»[11]. Градов А.П. считает, что все, что можно назвать вне фирмы, может быть включено в понятие среды[12].


В экономической литературе часто высказывается мнение, что факторами внешней среды наиболее важными с точки зрения положения фирмы на рынке, являются экономические факторы: уровень доходов, ставка ссудного процента, курс валюты, уровень безработицы. Остальные факторы такие, как социальные, юридические, технологические, политические факторы являются второстепенными. Градов А.П. предлагает разделить среду предприятия на микросреду, то есть внутреннюю среду предприятия и макросреду (внешнюю среду), которая, в свою очередь, может быть разделена на среду ближайшего окружения и отдаленную (общую среду фирмы): «внешняя среда включает все силы и организации, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности». Внутреннюю среду данный автор представляет в виде функциональных областей: кадры, финансы и бухгалтерский учет, маркетинг, распространение продукции, исследования, развитие и изобретения, обеспечение поставками. Отдаленную среду предлагается делить на социальную, правовую, государственную, политическую, технологическую и экономическую.

К среде ближайшего окружения Градов А.П. относит поставщиков, то есть организации или лиц, способствующих материально-техническому обеспечению предприятия; конкурентов; потребителей; контактные аудитории, к которым относятся финансовые круги (банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, инвесторы), средства массовой информации (рекламные агентства, пресса, радио - и телестанции); государственные учреждения, занимающиеся надзором и регулированием; общественные организации; местные контактные аудитории (общины, религиозные организации); собственные работники, имеющие определенные суждения, мнения[13].

На наш взгляд, применение данного подхода на практике будет иметь определенную сложность, так как каждая из трех разновидностей среды состоит из элементов, не сопоставимых друг с другом: микросреда – это функциональные области, среда ближайшего окружения – это экономические агенты, отдаленная среда – силы влияния, носителями которых является либо общество, либо государство.

У Мильнера Б.З. несколько иной подход: внешнюю среду он предлагает разделить на пять составляющих: политическая, социальная, ресурсная, технологическая, экономическая[14]. О сущности и составляющих внешней среды высказывают мнения и другие авторы, признавая многосторонность данной категории, наличие множества взаимосвязанных и взаимозависимых составляющих.