Файл: "Анализ внешней и внутренней среды организации (ОАО «Катерина» )".pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты внешней и внутренней среды организации
Глава 2. Практические аспекты анализа внешней и внутренней среды на примере ОАО «Катерина»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия
Глава 3. Планирование стратегии развития ОАО «Катерина»
Фактор конкуренции |
Признак проявления фактора на рынке |
Оценка (прогноз) фактора |
||
Стальные стандартные конструкции |
Алюминиевые стандартные конструкции |
Алюминиевые конструкции «Катерина» |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Конкуренция на рынке |
||||
1. Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке |
Имеется группа сравнимых по мощности фирм или имеется одна (или более) фирма, явно превосходящая по мощности |
Слабо про- является |
Четко проявляется (определенно усилится) |
|
2. Изменение платежеспособного спроса |
Платежеспособный спрос на товар падает |
Не проявляется |
||
3. Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке |
Фирмы-конкуренты не специализированы по видам товара. Товар и товары-конкуренты практически взаимозаменяемы |
Слабо про- является |
Четко проявляется |
|
4. Издержки переключения клиента с одного производителя на другого |
Издержки переключения клиента с одного производителя на другого минимальны, то есть вероятность перехода клиентов к конкурентам (и наоборот) велика |
Четко про- является |
Четко проявляется (определенно усилится) |
Слабо проявляется |
5. Унифицированность сервисных услуг по товару |
Набор сервисных услуг фирм-конкурентов в отрасли по товару в целом идентичен |
Слабо проявляется |
Четко проявляется |
Слабо проявляется |
6. Барьеры ухода с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование) |
Издержки ухода фирмы с рынка данного продукта велики (переподготовка персонала, потеря сбытовой сети, ликвидация основных фондов) |
Четко проявляется |
Слабо проявляется |
Продолжение приложения 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7. Барьеры проникновения на рынок |
Начальные затраты для развертывания работ на рынке данного товара невелики. Товар на рынке стандартизирован |
Слабо проявляется |
Не проявляется |
Слабо проявляется |
8. Ситуация на смежных товарных рынках (с близкими технологиями и сферами применения) |
Уровень конкуренции на смежных товарных рынках высок (например, для рынка мебели смежными являются рынки стройматериалов, домостроения и др.) |
Четко проявляется (определенно усилится) |
||
9. Стратегии конкурирующих фирм (поведение) |
Отдельные фирмы осуществляют или готовы к осуществлению агрессивной политики укрепления своих позиций за счет других конкурентов |
Слабо проявляется |
Четко проявляется (определенно усилится) |
|
10. Привлекательность рынка данного продукта |
Имеются явно расширяющийся спрос, большие потенциальные возможности |
Четко проявляется (определенно усилится) |
||
II. Влияние потенциальных конкурентов |
||||
1. Трудности входа на отраслевой рынок |
Величина требуемого капитала для входа на рынок отрасли невысока. Эффективный масштаб производства может быть достигнут достаточно быстро. Фирмы отрасли не склонны применять агрессивные стратегии против «новичков» и не координируют свою деятельность в рамках отрасли для отражения экспансии в отрасль |
Слабо проявляется |
||
2. Доступ к каналам распределения |
На рынке отрасли большое число торговых посредников, слабо связанных с производителями. Создание собственной сети распространения или привлечение имеющихся посредников к сотрудничеству не требует существенных затрат со стороны «новичков» |
Слабо проявляется |
||
3. Отраслевые преимущества |
Предприятия отрасли не обладают перед новыми конкурентами значительными преимуществами, связанными с доступом к источникам сырья, патентами и ноу-хау, основным капиталом, удобными местами расположения предприятия |
Слабо проявляется |
||
III. Влияние поставщиков |
||||
1. Уникальность канала поставок |
Степень дифференциации продукции поставщиков настолько высока, что перейти от одного поставщика к другому трудно или дорого |
Слабо проявляется |
Не про- является |
Слабо проявляется |
2. Значимость покупателя |
Предприятия отрасли не являются важными (основными) клиентами для фирм-поставщиков |
Слабо проявляется |
||
3. Доля отдельного поставщика |
Доля одного поставщика определяет затраты на поставки при производстве продукта (монопоставщик) |
Слабо проявляется |
||
IV. Влияние покупателей |
||||
1. Статус покупателей |
Покупателей в отрасли не много. В основном это крупные покупатели, которые покупают товар большими партиями. Объем их потребления составляет значительный процент от всех продаж в отрасли |
Слабо проявляется |
Не проявляется |
|
2. Значимость товара, покупателя |
Наш товар и аналогичные товары конкурентов не являются важной составляю- щей в номенклатуре закупок покупателя |
Слабо проявляется |
Не про- является |
Слабо проявляется |
3. Стандартизация товара |
Товар стандартизирован (низкая степень дифференцирования). Стоимость перехода покупателей к новому продавцу незначительна |
Четко проявляется |
||
V. Влияние товаров-заменителей |
||||
1. Цена |
Более низкие цены и доступность товаров-заменителей создают потолок цен для продукции предприятий нашей отрасли |
Четко проявляется |
||
2. Стоимость «переключения» |
Стоимость «переключения» на товар-заменитель (затраты на переобучение персонала, коррекцию технологических процессов и др. у клиента при переходе от нашего товара к товару-заменителю) низка |
Четко проявляется |
||
3. Качество основного товара |
Поддержание требуемого качества нашего товара требует издержек более высоких, чем для товара-заменителя |
Четко проявляется |
Слабо проявляется |
Приложение 2
Стратегический план на 2017 г.
Принцип |
Оценка |
Мероприятия стратегического плана, период |
---|---|---|
1 |
2 |
3 |
1. Определенность миссии фирмы |
Представление о стратегических целях фирмы размыто и неконкретно, не внедрено в сознание исполнителей |
Корректировка формулировки миссии фирмы в соответствии с принятыми стратегическими целями. Доведение и разъяснение персоналу фирмы смысла формулировки миссии фирмы с точки зрения ее практической полезности. Январь 2017 г. |
2. Определенность целей и стратегии фирмы |
На фирме нет утвержденного и доведенного до сведения персонала документа, содержащего гласно обсужденную и принятую концепцию стратегического поведения фирмы |
Принятие и оформление стратегической концепции фирмы в виде руководящего документа. Разработка плана мероприятий и назначение ответственных за внедрение положений стратегической концепции в практику. Широкое ознакомление персонала с основными положениями стратегической концепции фирмы. Январь 2017 г. |
3. Способность своевременного распознавания проблем и механизмов их решения |
На фирме только начинается работа по организации оперативных информационных потоков о состоянии внешней среды и распределении информации из них по принадлежности среди менеджеров |
Организация и ведение баз маркетинговых данных. Ежемесячно. Выявление информационных потребностей специалистов. Ежемесячно. Разработка форматов представления маркетинговых данных по подразделениям. Ежемесячно. Разработка стандарта о распределении маркетинговой информации на фирме. Январь-февраль 2017 г. |
4. Работа по повышению конкурентоспособности фирмы |
На фирме нет четкого и единого понимания ее конкурентных преимуществ и слабостей, работа по повышению конкурентоспособности не имеет идеологической основы, а потому ведется несистемно |
Выявление конкурентных преимуществ и слабостей фирмы. 1 раз в 3 месяца. Формирование единого и четкого понимания менеджментом конкурентных преимуществ и слабостей фирмы. Ежемесячно. Планирование деятельности фирмы с учетом ее конкурентоспособности. 1 раз в 3 месяца. |
5. Адаптируе- мость фирмы к открывающимся возможностям |
Фирма в целом ориентирована на рынок одного продукта в различных формах его использования. Поэтому можно считать, что ее потенциал в достаточной мере ориентирован на имеющийся рынок |
Проведение мониторинга рынков фирмы на предмет имеющихся коммерческих возможностей. 1 раз в 2 месяца. Периодическая отчетность маркетологов перед руководством о рыночных возможностях фирмы. Ежемесячно. Разработка планов мероприятий использования выявленных возможностей. 1 раз в 2 месяца. |
Продолжение приложения 2
1 |
2 |
3 |
6. Ориентированность текущего управления на выполнение стратегических задач фирмы |
В силу неопределенности стратегических установок и несовершенности организационной структуры фирмы текущее управление слабо ориентировано на выполнение стратегических задач фирмы |
Разработка четких и понятных стратегических целей и задач фирмы. В течении года на следующий год. Изменение организационной структуры фирмы в соответствии с выбранными стратегическими установками. Раз в год. |
7. Организационное разделение задач стратегического управления от задач оперативного управления |
Высшее руководство фирмы в значительной степени «стягивает» на себя оперативные вопросы низшего уровня принятия решений, лишая средний менеджмент возможности принимать самостоятельные решения |
Делегирование полномочий и ответственности по оперативному управлению среднему менеджменту. 1 раз в 3 месяца. Усиление ответственности высших менеджеров за процесс принятия стратегических решений. Январь 2017 г. |
8. Наличие штабных подразделений, осуществляющих внутрифирменное консультирование по вопросам стратегического развития |
На фирме отсутствуют штабные подразделения, занимающиеся только вопросами стратегической значимости |
Создание в структуре службы маркетинга подразделения со штатом 2-3 единицы с задачами подготовки и анализа информации о состоянии маркетинговой среды, оценки реализуемости и корректировки стратегических целей и задач фирмы. Январь-март 2017 г. |
9. Приглашение сторонних консультантов для решения неспецифических задач фирмы |
Работа по привлечению внешних консультантов для решения специфических задач, например для оценки состояния вопросов стратегического управления, только началась и требует систематического ведения |
Систематическое приглашение внешних консультантов. 1 раз в 3 месяца. |
10. Постоянное информирование персонала о стратегических целях и планах фирмы |
Отсутствие определенности по поводу формулирования стратегии в сознании высшего менеджмента не позволяет проводить работу по постоянному информированию персонала о миссии, стратегических целях и планах |
Использование собраний, совещаний, СМИ, газеты предприятия для провозглашения и напоминания миссии, стратегических целей и задач ОАО. Ежемесячно. |
Продолжение приложения 2
1 |
2 |
3 |
11. Высокий уровень корпоративной культуры |
Существующий уровень корпоративной культуры не обеспечивает единства в понимании стратегических целей фирмы в среде менеджмента, а также должной лояльности персонала к руководству |
Образование службы управления персоналом и развития предприятия во главе с директором. Февраль-апрель 2017 г. Придание службе управления персоналом и развития предприятия функции внутрифирменного пиара (PR) (контакты с общественностью). Апрель 2017 г. Совершенствование системы оплаты труда и морального стимулирования. Раз в квартал. Информирование персонала о планах руководства и мотивах управленческих решений. Регулярно в течении года. |
12. Наличие полноценного, маркетингового подразделения |
Имеющееся на фирме маркетинговое подразделение по своему количественному и квалификационному составу не вполне соответствует предъявляемым требованиям |
Преобразование отдела маркетинговых исследований в отдел маркетинга в составе: бюро маркетинговых исследований и инновационной политики, бюро по продвижению (рекламы и выставочной деятельности), бюро по совершенствованию сбытовых сетей. Февраль-март 2017 г. |
-
Фурсов С.В. Анализ факторов внешней и внутренней среды промышленного предприятия в процессе стратегического управления / С.В. Фурсов, Е.Д. Стрельцова // Экономика и предпринимательство. – 2014. - № 5-1. – С. 394-399. ↑
-
Учаева Т.В. Управление внутренними факторами предприятия влияющие на его потенциал // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. - № 6. – С. 27.; ↑
-
Шадрина Ж.А. Вопросы управления внутренними факторами экономической безопасности современного предприятия / Ж.А. Шадрина, Г.А. Кочьян, М.А. Тлепцеруков // Экономика и предпринимательство. – 2014. - № 11-3. – С. 404-406. ↑
-
Фурсов С.В. Анализ факторов внешней и внутренней среды промышленного предприятия в процессе стратегического управления / С.В. Фурсов, Е.Д. Стрельцова // Экономика и предпринимательство. – 2014. - № 5-1. – С. 394-399. ↑
-
Фурсов С.В. Анализ факторов внешней и внутренней среды промышленного предприятия в процессе стратегического управления / С.В. Фурсов, Е.Д. Стрельцова // Экономика и предпринимательство. – 2014. - № 5-1. – С. 394-399. ↑
-
Учаева Т.В. Управление внутренними факторами предприятия влияющие на его потенциал // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. - № 6. – С. 27.; ↑
-
Шадрина Ж.А. Вопросы управления внутренними факторами экономической безопасности современного предприятия / Ж.А. Шадрина, Г.А. Кочьян, М.А. Тлепцеруков // Экономика и предпринимательство. – 2014. - № 11-3. – С. 404-406. ↑
-
Шадрина Ж.А. Вопросы управления внутренними факторами экономической безопасности современного предприятия / Ж.А. Шадрина, Г.А. Кочьян, М.А. Тлепцеруков // Экономика и предпринимательство. – 2014. - № 11-3. – С. 404-406. ↑
-
Учаева Т.В. Управление внутренними факторами предприятия влияющие на его потенциал // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. - № 6. – С. 27.; ↑
-
Вартанова М.Л. Базовые понятия и особенности установления миссии и целей современной организации // Проблемы теории и практики современной науки : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. : сб. науч. тр. / Науч.-образовательное учреждение «Вектор науки», науч. ред.: С.В. Галачиева. - М., 2015. – С. 136-142. ↑
-
Экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М. : Институт новой экономики, 2007. ↑
-
Экономическая стратегия фирмы : учебное пособие / Под ред. А.П. Градова. – 3-е изд., испр. – СПб. : СпецЛит, 2000. ↑
-
Экономическая стратегия фирмы : учебное пособие / Под ред. А.П. Градова. – 3-е изд., испр. – СПб. : СпецЛит, 2000. ↑
-
Мильнер Б.З. Теория организации : учебник. – 3-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2002. ↑
-
Акимова Т.А. Теория организации : учеб. пособие для вузов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. ↑
-
Вартанова М.Л. Базовые понятия и особенности установления миссии и целей современной организации // Проблемы теории и практики современной науки : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. : сб. науч. тр. / Науч.-образовательное учреждение «Вектор науки», науч. ред.: С.В. Галачиева. - М., 2015. – С. 136-142. ↑
-
Фурсов С.В. Анализ факторов внешней и внутренней среды промышленного предприятия в процессе стратегического управления / С.В. Фурсов, Е.Д. Стрельцова // Экономика и предпринимательство. – 2014. - № 5-1. – С. 394-399. ↑
-
Поташева Г.А. Стратегическое управление организациями на основе проектных методов // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Экономика. – 2014. - № 4. – С. 115-119. ; ↑
-
Рогачева Л.И. Оперативное и стратегическое управление организацией / Л.И. Рогачева, О.М. Фадеева // Теоретические и практические исследования ХХI века : тр. междунар. науч.-практ. конф. (Дедовск, 20-23 октября 2014). - М., 2014. – С. 87-93. ↑
-
Рогачева Л.И. Оперативное и стратегическое управление организацией / Л.И. Рогачева, О.М. Фадеева // Теоретические и практические исследования ХХI века : тр. междунар. науч.-практ. конф. (Дедовск, 20-23 октября 2014). - М., 2014. – С. 87-93. ↑
-
Поташева Г.А. Стратегическое управление организациями на основе проектных методов // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Экономика. – 2014. - № 4. – С. 115-119. ; ↑
-
Рогачева Л.И. Оперативное и стратегическое управление организацией / Л.И. Рогачева, О.М. Фадеева // Теоретические и практические исследования ХХI века : тр. междунар. науч.-практ. конф. (Дедовск, 20-23 октября 2014). - М., 2014. – С. 87-93. ↑
-
Авторская разработка. ↑
-
Авторская разработка. ↑
-
Авторская разработка. ↑