Файл: Взаимоотношения участников процесса управления..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение 


Глава 1.Организационно-экономические основы руководства и управления в современной организации 5

1.1. Понятие, сущность процесса управления в современной организации 5

1.2. Анализ существующих методов управления 8

Глава 2. Оценка и анализ стиля управления менеджерского состава ООО «Дик-XXI» 20

2.1. Характеристика ООО «Дик-XXI» 20

2.2. Анализ взаимоотношений в процессе управления ООО «Дик-XXI» 23

2.3. Разработка мероприятий по совершенствованию взаимоотношений в процессе управления в ООО «Дик-XXI» 34

Заключение 42

Список использованной литературы: 44

Приложения 80

Введение

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Одной из предпосылок эффективного менеджмента на предприятии является наличие лидерских качеств у руководителей, формирование адекватного стиля управления. Каждый менеджер должен стремиться к балансу качеств лидера и управленца для повышения результативности, успешности и качества своей деятельности, а следовательно, и деятельности всей организации.

Интерес к руководству возник еще в глубокой древности. Феномен руководства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 1930 - 1950 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе. Начиная с 1970-х годов интерес к изучению руководства и лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак-Грегора Бернса, Р. Такера, Б. Келлермана, Дж. Пейджа.

Однако в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы руководства и лидерства. ( Например, книга Р. Л. Кричевского «Если вы – руководитель» об элементах психологии менеджмента в повседневной работе руководителя и лидера в организации, а по технологии лидерства – коллективная работа авторов московского центра политических исследований «Никколо М» «Имидж лидера»).


Актуальность темы работы обусловлена следующими факторами:

- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах руководства;

- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.

Изучение проблемы руководства необходимо для выработки методов эффективного управления, отбора и формирования руководителей. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.

В связи с большой ролью стиля управления в повышении эффективности деятельности современных предприятий, данная работа направлена на изучение природы стиля управления, теорий эффективности руководства в зависимости от характерных черт лидеров, их поведения и организационной ситуации.

Целью выполнения работы является – анализ и оценка взаимоотношений участников процесса управления и разработка мероприятий по его совершенствованию.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть подходы к изучению взаимоотношений участников процесса управления на предприятии.

2. Провести оценку взаимоотношений участников процесса управления ООО «Дик-XXI».

3. Сделать заключительные выводы по работе и разработать мероприятия по совершенствованию стиля управления на предприятии.

Объект исследования - ООО «Дик-XXI».

Предмет исследования – социально-экономические отношения, возникающие в процессе управления в организации.

Научная новизна работы отражена в ее практической значимости для исследуемого предприятия и других предприятий данной отрасли.

Глава 1.Организационно-экономические основы руководства и управления в современной организации


1.1. Понятие, сущность процесса управления в современной организации

В своем влиянии на людей руководитель не может полагаться только на полномочия, которые дает ему занимаемая должность. Один из его заместителей, имеющий меньшую формальную власть, начнет пользоваться большим авторитетом среди сотрудников, например, в конфликтных ситуациях или в решении важных для выживания организации задач. Такой заместитель получает поддержку, доверие, уважение за свою компетентность, уверенность, отношение к людям, а может быть, за другие качества, которых нет у шефа. Поэтому быть руководителем и лидером не одно и то же. Лидерству свойственно нечто большее, чем формальный статус. В зависимости от этого «нечто» существуют различные теории, концепции и типы лидерства.[1]

Процесс влияния, выходящий за рамки занимаемой должности, получил название неформального лидерства. Такое лидерство обусловлено личностными и ситуационными особенностями использования власти. Источники питания этой власти различны по своему происхождению и содержанию. Поэтому существуют различные определения самого лидерства:

  • воздействие на группы людей для достижения общей цели;
  • межличностное взаимодействие с помощью коммуникаций;
  • индивидуальное влияние на отдельных людей.

Руководство — это такое состояние управленческих отношений, которое основано на рациональном для их участников в конкретной ситуации сочетании различных источников власти и целей.[2]

Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — чтобы люди делали правильные вещи (табл. 1.).

Таблица 1.

Различия между лидером и менеджером

менеджер

лидер

администратор

инноватор

поручает

вдохновляет

работает по целям других

работает по своим целям

основа действий — план

основа действий — видение

полагается на систему

полагается на людей

использует доводы

использует эмоции

контролирует

доверяет

поддерживает движение

дает импульс движению

профессионал

энтузиаст

делает дело правильно

делает правильное дело

уважаем

обожаем


Менеджер свое взаимодействие с сотрудниками строит в основном на контрактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им ориентироваться на новое.

Менеджер обычно занимает пассивную позицию по отношению к целям: ориентируется на кем-то установленные цели и практически не использует их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Опираясь на свой профессионализм, способности и умения, менеджер концентрирует усилия в области принятия решений, пытаясь сузить выбор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе опыта. Лидер, в противоположность, предпринимает попытки разработать новые и неоднозначные решения проблемы. А самое главное, после того, как проблема решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существует возможность для получения соответствующего вознаграждения.[3]

Исследования показывают, что многие менеджеры обладают лидерскими качествами, однако на практике они редко проявляются. Для того чтобы это прояснить, еще раз подчеркнем отличия лидерства и руководства, имея в виду, что руководитель большую часть времени вынужден отдавать выполнению текущих, часто рутинных работ. Руководство неразрывно связано с организацией (предприятием, фирмой) и теми процессами, которые там происходят. Лидерство может существовать и вне организации. Функции управления осуществляются официальным руководством (начальством), а сами руководители (менеджеры или управляющие) обеспечивают выполнение заданий остальными работниками (сотрудниками) потому, что это положено им делать по должности. Сослуживцы следуют за руководителем в силу формальных причин, которые называются служебными обязанностями. За лидером же последователи идут в силу субъективных причин, часто неформального характера. У руководителей есть подчиненные, у лидеров — сторонники, признающие целеустремленность лидера или его личное обаяние. Лидер превращает сотрудников, сослуживцев, независимо от того, подчиненные они или нет, в последователей по убеждению.[4]

Лидеры прививают остальным чувство значимости выполняемых заданий и тем самым любовь к работе. Они являются проводниками миссии организации.

Управляющий, руководитель, администратор становятся во главе группы в результате намеренного действия формальной организации — делегирования полномочий. Лидером же можно стать либо по воле организации, либо вопреки ей. При этом члены организации, как правило, всегда знают, кто является руководителем, а вот ведомые не всегда знают, что их ведут. Действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур.


Реальная жизнь не всегда разводит руководителя и лидера по противоположным углам, часто руководитель является лидером вне зависимости от его формальной должности в организационной иерархии. Наибольший интерес для нас представляет именно этот идеальный вариант, когда руководитель, эффективно управляющий своими подчиненными, признан ими и как лидер организации.

Разногласия между исследователями организационного лидерства существуют не по поводу лидерства, как такового, а по поводу его эффективности. Эффективное лидерство зависит от взаимовлияния лидера и его последователей, а также от распределения власти между нами. В идеальном случае руководство как администрирование и лидерство сливаются[5].

Далее рассмотрим стили руководства на предприятии.

Составной частью и главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер.

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя. [6]

1.2. Анализ существующих методов управления

Реализация функций и принципов управления осуществляется путём применения различных методов.

Метод управления – это совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.