Файл: Взаимоотношения участников процесса управления..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По сути способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого воздействия на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.

Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач. Тенденция к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей совокупности путём классификации по определённым критериям. [7]

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.).

Содержание – это специфика приёмов и способов воздействия.

Организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

Одни авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии. Направленность методов управления всегда одна и та же – на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

1. Организационно-распорядительные методы

Задача организационно-распорядительной или организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Организационно-административное воздействие обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе, Искусство менеджера будет проявляться в умении определить оптимальное сочетание организационно-административных и экономических методов.


Организационно-административные методы решают те же задачи, что и экономические методы, но отличаются формами и приемами воздействия. Различие в том, что экономические методы разрешают руководителям выбирать различные формы и приемы воздействия для решения определенной задачи, организационно-распорядительные же методы предполагают однозначное воздействие, продиктованное приказом или распоряжением.[8]

Организационные методы предусматривают разработку организационных решений, определение необходимых ресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц и предполагают контроль исполнения, за которым следуют новые организационно-распорядительные действия.

Организационно-распорядительные (организационно-административные) методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину. Руководитель или менеджер в этом случае является администратором. Не следует путать организационно-административные методы с волевыми и субъективными методами руководства, т.е. с администрированием. [9]

Объективной основой использования ОРМУ являются организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации. Никакие другие методы управления не могут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает чёткость, дисциплинированность и порядок работы коллектива.

ОРМУ – это решения, оформляемые как управленческие команды, обязательные для выполнения объектом управления. Условиями правильного и успешного применения ОРМУ служат: четкое распределение обязанностей и определение прав (делегирование полномочий), установление строгой ответственности руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых подразделений в организации. Все это должно быть закреплено в соответствующих должностных инструкциях, положениях о целях, задачах и функциях различных звеньев и уровней системы управления. По способу воздействия их можно разделить на два вида: организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие представляет собой совокупность приемов и методов создания или совершенствования организационных систем управляющих и управляемых подразделений. В основном оно выступает в форме различного рода нормативных актов длительного действия (положения, уставы, регламент, постановления, правила, инструкции и т.п.), достаточно жестко закрепляющие на определенный срок организационные структуры управления и четко регламентируют порядок, направление и содержание взаимодействия между структурными подразделениями.


Распорядительное воздействие – это единичные оперативные организационные команды. В отличие от организационных воздействий распорядительные воздействия это разовые, хотя и повторяющиеся акты, направленные в основном на ликвидацию отклонений, возникающих в процессе управления. [10]

Таким образом, для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет).

Основное средство воздействия на коллектив – убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива.

Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Успех деятельности руководителя зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете, сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды.


Глава 2. Оценка и анализ стиля управления менеджерского состава ООО «Дик-XXI»

2.1. Характеристика ООО «Дик-XXI»

Организация 'Общество с ограниченной ответственностью "ДИК-XXI"' зарегистрирована 06 февраля 2003 года по адресу 127550, г Москва, шоссе Дмитровское, д 29, корп 1. Компании был присвоен ОГРН 1037739465763 и выдан ИНН 7715319920.

Основным видом деятельности является предоставление услуг по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту приборов и инструментов для измерений, контроля, испытаний, навигации, управления и прочих целей. Компанию возглавляет Корницкий Константин Федорович.

Видами деятельности Общества также являются:

  • Производство прочих машин и оборудования специального назначения, не включенных в другие группировки
  • Предоставление услуг по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту прочих машин и оборудования специального назначения, не включенных в другие группировки
  • Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию электрической распределительной и регулирующей аппаратуры
  • Производство электрооборудования для двигателей и транспортных средств
  • Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего электрооборудования, не включенного в другие группировки
  • Производство навигационных, метеорологических, геодезических, геофизических и аналогичного типа приборов, аппаратуры и инструментов
  • Производство радиолокационной, радионавигационной аппаратуры и радиоаппаратуры дистанционного управления
  • Производство прочих приборов, аппаратуры и инструментов для измерения, контроля и испытаний
  • Производство приборов контроля и регулирования технологических процессов
  • Производство электромонтажных работ
  • Производство изоляционных работ
  • Производство санитарно-технических работ
  • Монтаж прочего инженерного оборудования
  • Оптовая торговля прочими машинами, приборами, оборудованием общепромышленного и специального назначения
  • Прочая оптовая торговля
  • Специализированная розничная торговля офисной мебелью, офисным оборудованием, компьютерами, оптическими приборами и фотоаппаратурой
  • Прочая розничная торговля вне магазинов
  • Деятельность морского грузового транспорта
  • Аренда морских транспортных средств с экипажем, предоставление маневровых услуг
  • Деятельность внутреннего водного грузового транспорта
  • Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук
  • Разработка проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, электронной технике, горному делу, химической технологии, машиностроению, а также в области промышленного строительства, системотехники и техники безопасности
  • Разработка проектов в области кондиционирования воздуха, холодильной техники, санитарной техники и мониторинга загрязнения окружающей среды, строительной акустики и т.п.
  • Геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы
  • Геодезическая и картографическая деятельность
  • Деятельность в области стандартизации и метрологии
  • Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения
  • Технические испытания, исследования и сертификация
  • Испытания и анализ механических и электрических характеристик готовой продукции: моторов, автомобилей, станков, радиоэлектронных устройств, оборудования связи и другого оборудования, включающего механические и электрические компоненты
  • Прочая деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу.

Организационная структура предприятия ООО «Дик-XXI» представлена на рисунке 1.

Данная организационная структура относится к линейно-функциональному типу.

Высшим органом управления Общества является Генеральный директор. Он занимается принятием решений по таким вопросам как:

  1. внесение изменений и дополнений в Устав или утверждение Устава в новой редакции;
  2. реорганизация Общества;
  3. ликвидация Общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов и т.д.;
  4. утверждение программ развития Общества, годового отчета и бухгалтерского баланса и др.

Основные и вспомогательные отделы находятся в зависимости от генерального директора, т.к. он вправе давать распоряжения и указания связанные с руководством производства в ниже зависимые отделы. В обязанности генерального директора входит: осуществления руководства деятельностью предприятия и выполнения решений.

Коммерческому директору подчинены отдел продаж, отдел маркетинга и рекламы а также начальник АТП (функции организации транспортировки как в г. Москва, так и в других регионах страны и ближнего зарубежья, координация деятельности водителей и др.)

Генеральный директор

Технический директор

Финансовый директор

Коммерческий директор

Директор по производству

Начальник АТП

Отдел продаж

Отдел маркетинга

Бухгалтерия

Проектный отдел

Инженерный отдел

склад

цех

Водители

Рис. 1. Организационная структура управления ООО «Дик-XXI»

В функции отдела продаж входят работа с клиентами (консультации), подготовка необходимых расчетных документов и др.

Проектный и инженерный отдел занимается разработкой как типовых проектов, так и проектов по индивидуальным заказам, консультирование клиентов по вопросам ремонта и монтажа.

2.2. Анализ взаимоотношений в процессе управления ООО «Дик-XXI»

Для оценки взаимоотношений в процессе управления были разработаны и предоставлены работникам анкеты двух видов:

1. для руководителей – для определения личностных, деловых и лидерских качеств респондентов;