Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Сущность теорий совершенной, несовершенной и монопольной конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Маркс не столько задается вопросом об эффективности конкуренции, сколько выделяет ее в качестве механизма реализации объективного закона движения капитала, выражающего заложенное в капитале внутреннее противоречие. Конкуренция развивается благодаря этому противоречию, то есть под влиянием внутренних факторов. С точки зрения Маркса, конкуренция не может быть более или менее эффективной, так как она представляет собой отношение капиталов. Поэтому, независимо от усилий, предпринимаемых регуляторами в отношении регулирования и ограничения ее деструктивных последствий для общества, она рано или поздно все равно перейдет в качественно новое состояние, при котором результатами своего предшествующего развития подорвет базу, на которой основана, – институт частной собственности.

1.5. Теория практической конкуренции М. Портера

Стратегии поведения фирм в условиях конкуренции стали предметом изучения новой теории практической конкуренции, одним из основных представителей которой можно считать американского экономиста-практика М. Портера[42]. Если часто цитируемые в этом исследовании работы Хайека, Кирцнера и, в меньшей степени, Шумпетера, подготовили теоретическую основу для перехода от ситуационного подхода к конкуренции к поведенческому, то, во многом, именно работы Портера дали ту необходимую практическую базу, обеспечивающую фактическое применение этого метода в реальном бизнесе[43].

Методика Портера, в общем виде, представляет собой анализ конкурентной структуры отрасли, в основе которой лежат пять базовых рыночных сил: внутриотраслевая конкуренция, угроза со стороны потенциальных конкурентов, наличие продуктов-заменителей, рыночная сила поставщиков и потребителей. На базе приведенного анализа он предлагает модели конкурентных действий, ставящих целью сохранение наилучших позиций бизнеса[44].

Как пишет Ю. Рубин, «толчок к развитию теории состоял… в формировании взгляда на конкуренцию глазами не только потребителей и преподавателей университетов, но и предпринимателей»[45].

Следовательно, перед теорией практической конкуренции стоит задача разработки теоретических подходов, способствующих достижению целей предпринимателей - увеличение прибыли. По мнению Строкова В. А., для указанных целей фирма может использовать качество продукта, его цену, каналы сбыта и информационные каналы воздействия на потребителя. В зависимости от факторов, которыми фирма может влиять на спрос, можно выделить следующие виды конкуренции: ценовая, качественная (конкуренция свойствами продукта), сбытовая и коммуникационная[46].


Рассмотрим подробнее подход этого автора к данному вопросу.

Сущность ценовой конкуренции заключается в снижении цены на продукцию в целях увеличения прибыли за счет последующего роста объемов реализации. Увеличение объемов продаж обусловлено как привлечением покупателей, ранее пользующихся аналогичным товаром других производителей, так и привлечением покупателей из рыночного сегмента с более низким доходом. Задачей ценовой конкуренции является обеспечение возросшего спроса необходимым уровнем фирменного предложения. Цель ценовой конкуренции считается достигнутой, если в результате снижения цен произошло увеличение прибыли[47].

Сущность качественной конкуренции заключается в повышении спроса на продукцию фирмы путем предложения рынку товаров более высокого качества. В основу концепции положено правило о том, что более высокое качество является причиной повышенного внимания потребителей к товару. Качество продукции понимается как совокупность реализованных в товаре потребительских свойств (функций), способных удовлетворять потребности покупателей[48]. Это значит, что, к примеру, использование при производстве продукции более современной технологии само по себе не определяет качество товара. Однако при сравнении товара с товарами конкурентов может выражаться в более высоких оценках таким потребительским свойствам, как «надежность», «внешний вид», «функционал». Таким образом, более высокое качество товара может определяться:

– более высокой степенью удовлетворения потребительской функции, реализованной в товаре;

– реализацией в товаре дополнительной потребительской функции[49].

Поэтому качественная конкуренция основана или на создании превосходящего параметра потребительской функции, или на реализации нового потребительского свойства, способного удовлетворить дополнительную потребность. Улучшение качества товара позволяет повысить цену его реализации по сравнению с аналогичными, но менее качественными товарами на рынке. Цель качественной конкуренции считается достигнутой, если в результате улучшения качества товара произошло увеличение спроса и прибыли.

Сущность сбытовой конкуренции заключается в управлении сбытом в целях повышения прибыли. Носителем управляющего воздействия при этом выступает канал сбыта. Концепция сбытовой конкуренции основана на том, что доступность товара для потенциальных покупателей повышает спрос на него. Сбытовая конкуренция направлена на: увеличение количества каналов сбыта; уменьшение числа посредников в канале сбыта. Увеличение количества каналов повышает объем продаж и, тем самым, прибыль фирмы. Сокращение количества посредников увеличивает долю производителя в конечной цене товара. Задачей сбытовой конкуренции является всесторонний охват целевого рынка каналами сбыта. Цель сбытовой конкуренции считается достигнутой, если в результате создания дополнительного канала сбыта произошло увеличение количества продаж с последующим ростом прибыли[50].


Сущность коммуникационной конкуренции заключается в воздействии на потребителя при помощи коммуникационных маркетинговых средств с целью повышения спроса на продукцию фирмы. Цель коммуникационной конкуренции – увеличение прибыли – в данном случае достигается за счет реализации продукции по повышенным ценам. Повышение цен обусловливается как повышенным спросом на товар, так и необходимостью возмещения затрат на использование комплекса маркетинговых коммуникаций. Повышение спроса происходит за счет расширения рынка сбыта.

Цель коммуникационной конкуренции считается достигнутой, если в результате использования маркетинговых средств произошло увеличение прибыли фирмы. Проведение фирмой того или иного вида конкуренции определяется сложившимся рыночным положением и возможностями фирмы. Процесс планирования конкурентной борьбы называется конкурентным планированием. Целью конкурентного планирования является увеличение прибыли, средством достижения цели – конкуренция. Поскольку проведение разных видов конкуренции связано с осуществлением различных затрат, каждому виды свойственны свои расчеты объемов продаж, издержек, прибылей. В общем виде конкурентное планирование включается в себя расчет всех видов конкуренции с последующим сравнением результативных показателей[51].

Таким образом, бытовое понимание конкуренции как соперничества вполне отражает сущность конкуренции. Однако в современной экономической литературе конкуренция рассматривается не как борьба между фирмами, а как соперничество отдельного хозяйствующего субъекта за свою долю прибыли[52].

За полтора-два столетия центр внимания исследователей, изучающих конкуренцию, сместился от состояний рынка к вопросам развития фирмы. Это повлекло смену задач, решаемых экономистами: от объяснения функционирования рыночного механизма к разработке прибыльных стратегий. Как следствие, современная теория конкуренции облекла форму, представленную в виде возможных моделей поведения. В зависимости от различных условий авторы предлагают ту или иную стратегию по обретению конкурентных преимуществ. Перед современной теорией конкуренции стоит цель разработать механизмы, способствующие эффективному развитию компании и обеспечивающие получение прибыли любой фирме в любой отрасли[53]. Следовательно, сама конкуренция выступает неким универсальным средством по достижению главной цели предпринимателей – максимизации прибыли.


Выводы

Обзор основных теоретических подходов к исследованию конкуренции демонстрирует отсутствие однозначного представления о конкуренции как о поведенческом феномене и как об экономическом институте, а также об их соотношении. Конкуренция рассматривается одновременно как негативное явление с точки зрения отдельно взятого производителя и как благо для общества в целом. При этом она, с одной стороны, способствует экономии ресурсов и совершенствованию отдельно взятого производства, но одновременно приводит к растратам ресурсов, диспропорциям и кризисам перепроизводства, с другой стороны.

Таким образом, для исследователей конкуренции остается открытым главный вопрос поиска единой теории, которая непротиворечивым образом увязала бы функции конкуренции как экономического регулятора на микро и макроуровнях.

Глава 2. Современное развитие теорий конкуренции

2.1. Конкуренция как система и как процесс

Современные авторы ставят задачу сформулировать универсальную теорию, которая опираясь бы на единую методологическую базу, определяла то общее, что присуще всем разнообразным формам проявления конкуренции. Опираясь на теорию конкуренции Маркса и применяя системный подход, профессор Тарануха предложил концепцию, которая непротиворечивым образом включает в себя как статические, так и динамические представления о ней. Конкуренция анализируется как сложное многомерное явление, которое, с одной стороны, предстает как процесс рыночного соперничества, связанный с витальными последствиями для его участников, и с другой – как многоуровневая система взаимоотношений между участниками хозяйственной жизни. На наш взгляд, определенное преимущество предлагаемой Ю. В. Таранухой концепции заключается также в том, что автор не только формулирует проблему взаимосвязи макро- и микро-уровней конкуренции, но и предлагает собственное понимание механизма действия этой взаимосвязи.

Конкуренция, с его точки зрения, представляет собой сложную многомерную систему, которая, в свою очередь, является частью другой системы – рыночного хозяйства. Ю. В. Тарануха исходит из динамического ее понимания, рассматривает движение всей системы в целом. «Содержание экономической конкуренции может быть определено как рыночное состязание между продавцами, которое ведется ими за свои частные интересы посредством методов, направленных на ограничение возможностей соперников, и в процессе которого выявляются их способности к выживанию и развитию»[54]. Сложность исследования данного многомерного явления, по мнению автора, заключается в том, что, позволяя увидеть законы капиталистического хозяйства, конкуренция при этом представляет их суть в искаженном виде. На макроуровне – это законы стоимости, прибавочной стоимости и накопления капитала. На микроуровне – законы снижения издержек и концентрации капитала. На мезоуровне – закон выравнивания норм прибыли, который внешне выражается в процессе перелива капитала и в изменении межотраслевых пропорций. «Благодаря конкуренции рыночная цена представляется результатом взаимодействия спроса и предложения, в то время как на самом деле она созидается необходимым для производства продукта рабочим временем, величина которого определяется движением капитала. Прибыль выглядит как результат деятельности капитала, хотя на самом деле она – превращенная форма неоплаченного труда наемного рабочего. Представляясь в качестве фактора приведения рынков в равновесие, конкуренция как раз является той силой, которая не позволяет рынкам прийти в такое состояние» [55].


Ю. В. Тарануха выделяет три подсистемы экономической конкуренции – макроподсистема, мезоподсистема, микроподсистема. Макроподсистема конкуренции (далее макроконкуренция) реализует свою функцию как принцип организации и функционирования рыночного хозяйства. Мезоподсистема конкуренции (далее – мезоконкуренция) проявляется как механизм взаимодействия продавцов. Микроподсистема (далее – микроконкуренция) конкуренции обеспечивает реализацию конкуренции в качестве способа достижения экономических целей[56]. Система взаимосвязей между выделенными тремя уровнями соответствует не иерархическому принципу, как это может показаться, а принципу матрешки: «Действие микроподсистемы, где конкуренция проявляется как метод реализации экономических целей, «упаковано» в сферу действия мезоподсистемы, которая обеспечивает целостность конкуренции, то есть создает условия для осуществления указанного метода в качестве универсального средства борьбы между конкурентами, вне зависимости от сфер и рынков деятельности. В свою очередь, действие мезоподсистемы подчинено общему конкурентному принципу, реализация которого обеспечивается через действие макроподсистемы, вследствие чего мезоподсистема оказывается «упакованной» в сферу действия макроподсистемы» [57].

Макроподсистема конкуренции – самый абстрактный ее уровень, где конкуренция предстает в виде безличной силы, нормы, определяющей и воспроизводящей конкурентный принцип отношений между хозяйствующими субъектами. Благодаря этому свойству макроподсистемы конкуренция идентифицируется как закон рыночной экономики. Макроподсистема конкуренции опосредует все формы движения рыночного хозяйства. Она не является причиной возникновения его законов, а представляет собой механизм их реализации. «Маркс указывает на то, что конкуренция не создает и не устанавливает законы капитализма, а является всего лишь их исполнителем». Какую бы форму ни принимала конкуренция, отменить действия этих законов она не может» [58]. Макроконкуренция в условиях свободы предпринимательской деятельности выступает ограничителем эгоистических интересов участников рынка. «Аморальность рыночного поведения превращается в эффективность функционирования рынков благодаря ограничению, на которое натыкается эгоизм поступков одних участников рынка со стороны других его участников» [59].