Файл: Краткая характеристика предприятия (Анализ деятельности частного транспортного унитарного предприятия «ПрибышТранс»).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Применение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧТУП «ПРИБЫШТРАНС» ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ деятельности индивидуального предпринимателя при применении единого налога
Введение
В настоящее время много пишется и говорится о рынке, рыночной экономике и рыночных отношениях. Одни утверждают, что отечественным предприятиям приходится уже работать в жестких условиях рынка; другие, - что данный сектор только приступил к формированию рыночных отношений; третьи, - что национальная экономика с начала 90-х годов истекшего столетия находится в состоянии переходного периода от прежней административной системы к новой рыночной и такой продолжительный этап вызвал многие противоречия и кризисные явления.
Рыночная экономика позволяет наращивать эффективность и укреплять производственно-экономические и торговые отношения, дифференцировать товаропроизводителей по способностям и возможностям, производить своеобразное селектирование предпринимателей, отбирать наиболее способных и деятельных и поднимать их на вершину предпринимательской пирамиды.
Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.
Следовательно, как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства.
В настоящее время предприниматель обязан отдавать государству от 30 до 60% цены реализации производимой продукции, товаров, услуг в виде разнообразных налогов. Это в свою очередь приводит к снижению деловой активность населения, и другим негативным явлениям. Преобразование двух важнейших сфер экономики (участие в малом бизнесе и выплата налогов) в нашей республике сегодня происходит по методу проб и ошибок, что снижает их эффективность в хозяйственной практике, вызывает негативные оценки в различных слоях населения.
Однако в Беларуси принято различать упрощенную систему налогообложения, при которой налоговая база определяется на основе фактических результатов деятельности предприятий, и упрощенное налогообложение, при котором налог рассчитывается исходя из оценок прибыльности определенного вида деятельности.
Актуальность темы: Цель упрощенной системы налогообложения заключается в уменьшении налогового бремени, упрощение налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Достижение указанных целей способствует развитию малого бизнеса в Республике Беларусь и росту эффективности экономики страны в целом.
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь по упрощенной системе налогообложения.
Объектом исследования выступает Частное транспортное унитарное предприятие «ПрибышТранс».
В курсовой работе были решены такие задачи как:
- произведен анализ влияния смены налогового режима ЧТУП «ПрибышТранс» на показатели финансовой деятельности организации;
- так же разработана методика выбора оптимального варианта упрощенной системы налогообложения, минимизирующего величину налогового бремени;
- произведен анализ правильности выбора объекта налогообложения ЧТУП «ПрибышТранс».
При подготовке работы применялись следующие методы исследования:
- изучение действующей нормативно – правовой базы;
- изучение научной литературы;
- анализ и обобщение отечественной практики;
- сравнение и анализ различных видов и форм налоговых режимов.
ГЛАВА 1 . ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛАРУСИ
1.1. Применение упрощенной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица
Для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица свойственны система налогообложения путем применения единого налога.
В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 27.01.2003 г. №4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» плательщиками единого налога являются:
1. индивидуальные предприниматели при оказании потребителям услуг (выполненных работ), перечисленных в перечне.
2. индивидуальные предприниматели при розничной торговле товарами в магазине и торговых местах на рынке. При условии, что в магазине, торговая и общая площадь не превышают соответственно 15 и 100 кв. метров (включительно);
3. физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Они могут осуществлять деятельность не более 5 дней в каждом календарном месяце и не более 60 дней в календарном году (с 1 января по 31 декабря включительно).
Плательщики единого налога вправе привлекать не боле трех членов семьи и близких родственников, и использовать не более четырех торговых объектов, транспортных средств.
Плательщики единого налога освобождаются от уплаты:
- подоходного налога с предпринимательской деятельности;
- налога на добавленную стоимость, за исключением налога, уплачиваемого за товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь;
- налога за пользование природными ресурсами (экологического налога);
- местных налогов и сборов [4]
Налог взимается по установленным местными исполнительными органами ставкам. Ставки единого налога устанавливаются в зависимости от:
1. населенного пункта, в котором осуществляется деятельность (г. Минск, города областного, районного подчинения, поселки городского типа, сельские населенные пункты);
2. места осуществления деятельности этих лиц в пределах населенного пункта (центр, окраина, транспортные развязки и др.);
3. режима работы плательщиков единого налога;
4. типа пункта продажи;
5. иных условий осуществления видов деятельности, указанных в Перечне.
Льготы применяются только по одному торговому объекту по выбору плательщика. Данные льготы не применяются при исчислении налога в отношении физических лиц, привлекаемых индивидуальными предпринимателями. При наличии у индивидуального предпринимателя права на несколько льгот ставка понижается на общую сумму процентов по льготам.
Ставка налога с учетом льготы (понижения) определяется как произведение налога на коэффициент льготы, по формуле:
Кл = (100 – Л) / 100, (1)
где Кл – коэффициент льготы;
Л- размер льготы в процентах.
От уплаты единого налога освобождаются индивидуальные предприниматели и иные физические лица, реализующие продукцию животноводства (кроме пушного звероводства), пчеловодства и растениеводства (за исключением цветов и семян цветов), при условии предъявления справки, подтверждающей что продаваемая этими гражданами продукция произведена на земельном участке, предоставленном им для ведения личного, подсобного хозяйства, а также реализующие лекарственные растения, ягоды, грибы, орехи, другую дикорастущую продукцию.
ИП самостоятельно исчисляют налог к уплате [4].
При реализации товаров в пунктах продажи, к установленным ставкам единого налога, в зависимости от общей занимаемой площади пункта продажи, применяются повышающие коэффициенты: 1,2 – свыше 15 до 25 м2 (включительно); 1,5 – свыше 25 до 50 м2 (включительно); 2,0 – свыше 50 до 75 м2 (включительно); 2,5 – свыше 75 до 100 м2 (включительно).
Сумма доплаты определяется по формуле: Д = С*К, где (2)
Д - сумма доплаты за счет повышающего коэффициента;
С – установленная ставка единого налога;
К – повышающий коэффициент.
При продаже товаров на рынках вне стационарной торговой сети, размер которых превышает размер одного торгового места, определенного на рынке, в установленной ставке единого налога применяется коэффициент 0,5 за каждое дополнительное торговое место.
В случае реализации не произведенных в Республике Беларусь товаров к установленной ставке налога применяется повышающий коэффициент 1,5 независимо от удельного веса этих товаров в ассортименте.
При реализации товаров, отнесенных к различным товарным группам, указанным в Перечне, уплата единого налога производится по тому виду товаров, по которому установлена наиболее высокая ставка налога.
Индивидуальные предприниматели при реализации работ (услуг) дополнительно уплачивают 60% от установленной ставки.
В случае, если необходимо применить несколько повышающих коэффициентов, размер доплаты определяется по каждому виду.
В случае реализации товаров в нескольких пунктах продажи, единый налог уплачивается по каждому пункту продажи;
При продаже товаров на рынках, развозной или разносной торговле менее 15 дней в календарном месяце, единый налог исчисляется с учетом следующих коэффициентов в зависимости от продолжительности периода реализации товаров в пункте продажи: 0,2 – менее 3 дней; 0,3 – от 3 до 4 дней; 0,5 – от 5 до 10 дней; 0,8 – от 11 до 14 дней.
В случае, если в периоде, за который уплачен единый налог, изменяются условия осуществления деятельности, производится доплата разницы между суммой единого налога, исчисленной исходя из новых условий, и уплаченной суммой налога.
Единый налог уплачивается в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком курса евро к белорусскому рублю, действующего на первое число месяца, в котором осуществляется уплата налога. Налоговая декларация должна быть представлена в МНС не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности.
Перерасчет (возврат либо зачет) единого налога производится в случаях:
- временной нетрудоспособности;
- утраты налогоплательщиком права пользования пунктами продажи;
- неосуществления деятельности вследствие принятия государственными органами решений, препятствующих ее осуществлению;
- неосуществления деятельности в результате чрезвычайных ситуаций;
- временного неосуществления деятельности индивидуальным предпринимателем (продолжительностью не более 30 календарных дней в году);
Сумма единого налога, подлежащая возврату или зачету, определяется путем умножения уплаченной за месяц (дни месяца) суммы налога на отношение количества дней, в течение которых деятельность не осуществлялась.
По окончании календарного года ИП – плательщики единого налога представляют в налоговый орган отчет о размере полученной в отчетном календарном году выручки по утвержденной форме.
Индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог, вправе осуществлять хранение и реализацию в пунктах продажи (кроме магазинов) товаров без документов, подтверждающих их приобретение (поступление) [4].
Документы представляются индивидуальными предпринимателями по письменному предписанию должностных лиц Министерства по налогам и сборам.
Кроме налоговой декларации по единому налогу, ИП – плательщики единого налога должны вести:
1. учет движения товаров – в книге учета движения товаров. Эта книга обязательна только для ИП, осуществляющих розничную торговлю;
2. учет начисленных и выплаченных доходов физическим лицам, привлекаемым по трудовым договорам – в расчетно-платежной ведомости, карточках лицевого счета;
3. учет удержанных с доходов физических лиц и перечисленных в бюджет соответствующих налогов, сборов и пошлин; обязательных взносов в ФСЗН (в произвольной форме);
Не вправе применять расчет единого налога следующие ИП:
1. осуществляющие реализацию товаров ИП и юридическим лицам;
2. осуществляющие деятельности в рамках простого товарищества;
3. реализующие потребителям товары (работы и услуги), по которым не установлен единый налог;
4. осуществляющие розничную торговлю товарами в магазине, торговая площадь которого превышают соответственно 15 и 100кв. метров; в торговом объекте, общая площадь которого превышает 100 кв. метров.
Эти ИП вправе применять упрощенную систему налога:
- исчислять подоходный налог от предпринимательской деятельности – от чистого дохода;
- исчислять единый налог из чистой прибыли предпринимателя.