Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации «Белорусский металлургический завод».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Теоретические основы политики мотивации в системе стратегического управления организации

1.1. Сущность и факторы мотивации труда персонала

1.2. Взаимосвязь мотива и стимула в системе управлении трудовыми ресурсами

1.3. Теория мотивации

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕУПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «БЕЛОРУССКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД»

2.1.Краткая характеристика Республиканского унитарного предприятия   «Белорусский металлургический завод»

2.2.Анализ формирования и управления мотивационным механизмом на Республиканском унитарном предприятии «Белорусский металлургический завод»

2.3.Исследование удовлетворенности трудом персонала на примере отдельных структурных подразделений

Глава 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА И СТИМУЛИРОВАНИЯ НА РУП «БЕЛОРУССКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир характеризуется увеличением неопределенности и риска во внешней среде организаций. Большая часть рисков связана с частыми и быстрыми изменениями в законодательстве, в области разработки и использования новейших технологий, в возросшей конкуренции на рынках труда, продукции, сырья и материалов. В этих условиях четко обозначилась мировая тенденция перемещения  конкуренции в сферу управления персоналом, выступающего наиболее мобильным и важным ресурсом организаций. Доказательством этого является то, что наиболее эффективно работающие компании располагают лучшими специалистами и структурами управления, используя при этом гибкие системы мотивации творческого потенциала своих сотрудников.  В целом ряде таких фирм разработаны и активно внедряются в деловые и межличностные отношения правила и нормы организационной культуры, ориентирующие всех сотрудников на достижение общезначимых целей.

      Использование профессиональными командами менеджеров современных информационных технологий позволяет согласовать стратегию организации со стратегиями повышения квалификации и качества трудовой жизни персонала. Особенности развития современного бизнеса заставляют пересмотреть прежние теории, принципы и методы управления персоналом с тем, чтобы развить их, а также выработать новые, отвечающие вызовам быстро меняющейся экономики в условиях скачкообразного характера научно-технической революции. Искусство управления персоналом становится основным параметром, определяющим конкурентоспособность субъектов хозяйствования. Результат деятельности субъектов экономических отношений в значительной мере зависит от имеющихся ресурсов и эффективности их использования, которая в свою очередь определяется отношением людей к труду, т.е. формами и методами мотивации трудовой деятельности. Необходимо заинтересовать работников в результативности и качестве своего труда, росте квалификации и профессионализма через тесную взаимосвязь их трудового вклада, конечных результатов предприятия и размеров вознаграждений за трудовую деятельность. Таким образом, к главным факторам экономического роста и оживления производства относится мотивация трудовой деятельности на основе использования комплекса стимулов.

      Очевидно, задачей менеджера  на  всех  уровнях  управления  является достижение целей организации. Для того чтобы подключить человека к  решению той или иной задачи, надо хорошо знать и  понимать,  что  движет  человеком, что побуждает его к действиям и к чему он стремится,  выполняя  определенную работу. Сегодня проблема стимулирования является ключевой в мотивационном процессе. [2, 3]


     В новых экономических условиях работник должен самостоятельно оплачивать все потребляемые им и членами его семьи блага и услуги. Поэтому проблема установления соответствующего уровня оплаты труда и определяющих его критериев приобретает все более актуальное значение.

     Принцип материальной заинтересованности работника в результатах своего труда является одним из основополагающих принципов организации труда, особенно, в рыночной экономике.

     Кроме того, существуют другие поводы, заставляющие человека  отдавать  работе  максимум усилий, их не просто определить,  они  очень  разнообразны  и  сложны управлять.

       Путь к эффективному управлению человеком лежит через  понимание  его мотивации. Только зная  то,  что  движет  человеком и  что  побуждает  его  к деятельности, да и какие мотивы лежат в основе  его  действий,  можно  попытаться разработать эффективную систему форм и  методов управления им.  Для  этого необходимо знать,  какие  мотивы  лежат  в  основе  действий  человека,  как возникают  или  вызывают, как  мотивы  приведены  в  действие,  как  осуществляется  мотивирование   людей.  

     Цель данной работы заключается в изучении и анализе применения мотивации на примере республиканского унитарного предприятия «Белорусский металлургический завод», для разработки мероприятий и рекомендаций по совершенствованию мотивации и стимулирования на предприятии в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации

     Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

     -изучить основные уровни и теории мотивации;

     -изучить структуру и разновидности стимулирования труда, определить его значение для получения высокой производительности труда на предприятии;

     -апробировать на практике методы социологических исследований;

     -проанализировать на практике уровни мотивации труда работников предприятия и наиболее значимые стимулы их трудовой активности;

     -выявить эффективность применения данных стимулов в повышении качества труда, производительности труда для эффективного достижения целей предприятия.

    


Глава 1 Теоретические основы политики мотивации в системе стратегического управления организации

1.1. Сущность и факторы мотивации труда персонала

Одними из наиболее сложных моментов в работе менеджера являются  как правильный выбор метода управления конкурентной экономической ситуацией на предприятии, так и разработки стратегических целей организации в соответствии с требованиями экономических и неэкономических законов. При этом методы управления оказывают различное воздействие на производство и на работника. Развитие производства основано на объективных законах развития техники, технологии, при правильном определении спроса. Основные сложности возникают в процессе координации взаимодействия людей, осуществляющих и регулирующих процесс производства. Процесс общественного производства порождает множество психологических и социальных явлений: изменение ценностных ориентаций личности, сдвиги в социальной структуре  общества, демографические перемещения движения кадров, образование неформальных групп и лидеров и т.п.

     Сравним интересы и ожидания предприятия и работников по таблице 1.1.

Таблица 1.1. Ожидания работника от предприятия

Элементы

Характеристики

Личные ожидания

Характер работы, ее содержание, требование к результатам, перспективы развития, вознаграждение, качество трудовой жизни, справедливость оценки, гарантии на будущее.

Групповые ожидания

Комфортность при работе в группе, обособленность коллектива от других, значимость его в компании, автономность в принятии решений, степень ответственности за работу.

Статусные ожидания

Оценка своего места и роли на предприятии, значимость, признание, уважение, манера общения, стиль руководства, стиль управления конфликтными ситуациями.

Культурно-этические ожидания

Степень соответствия ценностей, целей, этических норм, стиля лидерства и других элементов культуры предприятия представлениям, нормам и культуре работника.

           

  Потребности и ожидания работников включают: высокое «качество трудовой жизни», справедливую оценку результатов труда, рост благосостояния и возможности денежных накоплений, покрытие расходов на медицинское обслуживание и содержание детей в дошкольных учреждениях, учебу в вузе, покрытие непредвиденных расходов. Персонал ожидает от организации своих потребностей в соответствии с результатами  труда, своей квалификацией, усердием и способностями.


     Интересы предприятия, как правило, включают: привлечение и закрепление на рабочих местах наиболее ценных, компетентных высокопрофессиональных работников, глубоко продуманную мотивацию персонала с целью повышения экономической эффективности вложений в «человеческий капитал», успешное заключение и выполнение коллективных договоров в соответствии с трудовым законодательством и интересами данного предприятия, рассмотрим таблицу 1.2

Таблица 1.2. Ожидания предприятия от работника

Элементы

Характеристики

Трудовые ожидания

Добросовестное выполнение должностных обязанностей, проявление усердия, исполнительности, предприимчивости, инициативы, творческого подхода, режима самообучения

Групповые ожидания

Комфортность, дружная бесконфликтная работа в группе, лидерские качества, умение работать в команде

Ожидания по обеспечению безопасности

Лояльность, дисциплина, выполнение всех норм и регламентов, не принадлежать к группе риска, не разглашать конфиденциальную информацию

Культурно-этические ожидания

Соответствие важнейших параметров культуры работника основным параметрам культуры предприятия, его миссии, целям, ценностям, нормам и корпоративным кодексам.

    

Вообще мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Также  можно дать и еще одно определение мотивации. Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.

     Следует различать мотивации социально-экономическую и социально-психологическую. Соответственно, социально -психологическая формируется под воздействием таких факторов на работника, как социальные ожидания, ценности, нормы, образцы поведения и т.д. А вот социально-экономическая мотивация определяется более широким кругом факторов: системой организации труда, принципами оплаты труда и формирования доходов, отношениями собственности, предпринимательской средой и условиями для конкуренции, критериями подбора кадров, производства и управления. Ещё выделяют также текущую и перспективную мотивацию. Вот если мотивы деятельности человека и поставленная им цель относятся к отдаленному будущему, причем эти мотивы предусматривают стратегию поведения, то такая мотивация относится к перспективной мотивации. А если же мотивы связаны только с ближайшим будущим, то они определяют тактику поведения и такая мотивация рассматривается как текущая.


     От перспективности мотивации во многом зависит трудовая активность человека и эффективность его труда. Перспективная мотивация помогает работнику преодолевать трудности и препятствия в работе, ведь настоящее для него является лишь этапом достижения перспективных целей. А вот если же работник действует только исходя из текущей мотивации, то тогда малейшая неудача приведет к снижению его трудовой активности.

     К перспективной мотивации также можно отнести знание работником направлений и задач дальнейшего развития своего предприятия, ведь это позволяет ему представить свое будущее, но и осуществление производственных планов предприятия, которые скажутся на его заработке и благосостоянии.

      Упрощенная модель мотивации через потребление предполагает следующую цепочку:

потребности  побуждения (или мотивы) – поведение (действие) – результат удовлетворения потребностей (удовлетворение, частичное удовлетворение или отсутствие удовлетворения).

     Потребности приобретают форму интереса к тем или иным видам деятельности, предметам и объектам.

     Интересы зависят также и от психических качеств человека, его характера, способностей, культурного уровня и образовательного, социального опыта. На их развитие могут оказывать влияние коллектив, общество в целом, а также отдельные его члены.

    Также по уровню действенности различают активные и пассивные интересы.

Активные – это действенные интересы, когда человек не ограничивается восприятием функциональных обязанностей, а активно воздействует на объект интереса, совершенствует его.

    А пассивные в свою очередь – это созерцательные интересы, при которых человек ограничен восприятием интересующего объекта. Вот например, любит свою работу, испытывает удовольствие при ее выполнении, но не проявляет активности, чтобы глубже познать объект, овладеть им и заняться творчеством в интересующей его области.

     Носителями потребностей и интересов выступают: общество в целом, социальные группы, регионы, трудовые коллективы, а также отдельные работники. Каждой общности свойственна совокупность различных интересов. В процессе трудовой деятельности происходит постоянное переплетение общественных интересов, коллективных и личных интересов. Их соотношение и взаимодействие определяет социально-экономическое развитие общества.

     На практике коллективные потребности и интересы выражаются в системе целей и показателей, отражающих коллективные результаты труда. Этим и определяется большая значимость установления таких планов и оценочных показателей работы предприятия, выполнение которых работники должны быть лично заинтересованы.