Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации «Белорусский металлургический завод».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Теоретические основы политики мотивации в системе стратегического управления организации

1.1. Сущность и факторы мотивации труда персонала

1.2. Взаимосвязь мотива и стимула в системе управлении трудовыми ресурсами

1.3. Теория мотивации

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕУПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «БЕЛОРУССКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД»

2.1.Краткая характеристика Республиканского унитарного предприятия   «Белорусский металлургический завод»

2.2.Анализ формирования и управления мотивационным механизмом на Республиканском унитарном предприятии «Белорусский металлургический завод»

2.3.Исследование удовлетворенности трудом персонала на примере отдельных структурных подразделений

Глава 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА И СТИМУЛИРОВАНИЯ НА РУП «БЕЛОРУССКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     Значительную роль в трудовой мотивации играют ценности как представление того или иного субъекта о главных целях жизни и деятельности, а также об основных средствах их достижения. Ценностными являются все предметы и явления, которые имеют положительную значимость. Ценности формируются на основе потребностей и интересов.

     Ценностные ориентации - это устойчивое социально обусловленное отношение к совокупности материальных, духовных благ и идеалов, на основе которых возникает стремление к достижению целей. Они определяются сочетанием формирующегося интереса и реального статуса человека. Так, работник, обучающийся на заочном или вечернем отделении учебного заведения, имеющий желание в случае увеличения доли свободного времени использовать его в основном для учебы, ориентирован на учебу, а работник, участвующий в общественной жизни коллектива и намеренный расширить это участие, нацелен на общественную деятельность.

     В трудовой деятельности возможны ориентации:

     -на общественную значимость труда, то есть на выполнение наиболее важной и нужной обществу работы;

-высокую заработную плату, выполнение высокооплачиваемых и сверхурочных работ для увеличения своего заработка

     -содержательный труд, наиболее интересную, разнообразную, творческую, открывающую возможности для повышения квалификации;

         -нормальные условия труда и отдыха, хороший микроклимат в коллективе.

     Ценностным ориентациям соответствуют определенные установки – состояние готовности, предрасположенности, склонности действовать тем или иным образом. Выделяются установки на выполнение общественного долга, материальное вознаграждение и наиболее полное обеспечение материальными благами себя и своей семьи, содержательный труд, продвижение по службе и достижение более высокого социального положения; комфортные условия труда; общение в процессе труда. Так, у руководителей сильнее выражены потребности в самореализации и самоутверждении. Для специалистов важны профессиональные ценности труда и сознание общественной значимости. У молодежи ярче проявляются пассивное отношение к трудовой деятельности и низкая значимость общественных мотивов труда. Женщины более ориентированы на спокойную работу и острее, чем мужчины реагируют на ухудшение условий труда.

     Одной из основных установок в сфере труда является его оплата. Установка на личное материальное обеспечение будет побуждать  к труду до тех пор, пока в обществе не создадутся возможности для полного удовлетворения всех потребностей.


     На развитие личных потребностей и интересов также влияет трудовая ситуация, представляющая собой комплекс условий, в которых протекает производственный процесс. Под их влиянием формируется отношение работника к различным ситуациям, его готовность действовать тем или иным образом. Ситуации могут способствовать включению «механизма поведения» тогда потребность и интерес станут основой действия, а могут и приостанавливать процесс реализации потребности в действие.

     В общей совокупности внутренних побудительных сил особое место занимают мотивы.

     Мотивация труда персонала - это стремление работника удовлетворить потребности (т.е. получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.

     Мотив труда - это то, почему человек действует, внутренне побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей. Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага. Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение блага не требует особых усилий, либо его очень трудно получить, то мотив чаще всего не формируется.

     Формирование мотива труда персонала происходит в том случае, если в распоряжении субъекта управления имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека; для получения благ требуются личные трудовые усилия работника; трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности.

    Также мотивы труда персонала делятся на духовные и биологические.

К духовным относятся:

     -мотив надежности – противоположный предыдущему;

     -мотив самостоятельности - присущ работникам, готовым жертвовать стабильностью и высокими заработками взамен установки быть хозяином и иметь свое дело;

     -коллективизм - потребность быть в коллективе, характерен для японского стиля управления, имеет сильные позиции и в Республике Беларусь;

     -самоутверждение - характерно преимущественно для молодого или зрелого возраста;

     -мотив состязательности - присущ каждому человеку.

         -мотив приобретения нового - лежит в основе маркетинга, используется производителями новых товаров и услуг;

     -мотив справедливости - проходит через всю историю цивилизации, несоблюдение справедливости ведет к де мотивации;


     Группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника, получила название мотивационного ядра (комплекса), имеющего свою структуру, которая различается в зависимости от конкретной трудовой ситуации.

     Сила мотива – определяется степенью актуальности той или иной потребности работника. Чем насущнее нужда в том или ином благе, тем активнее будет действовать работник.

     Важным фактором личности является система потребностей, мотивов, интересов, т.е. то, что определяет причины поведения личности, помогает объяснить принимаемые решения. На рисунке 1. изображена модель мотивации через потребности. 

Рисунок 1. Упрощенная модель мотивации через потребности

      

Потребность индивида – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее у человека побуждение к действию.

     Количество и разнообразие потребностей огромно.

     Потребности можно квалифицировать, как первичные и вторичные. Первичные потребности вызваны физиологией человека и, как правило, врожденные. Это потребности в пище, воде, воздухе, сне, которые обеспечивают существование человека как биологического вида. Вторичные потребности по природе своей психологические. Они вырабатываются в ходе развития и обретения жизненного опыта. Они намного разнообразнее первичных, во многом зависят от психологической развитости личности, условий жизни, социальных норм, принятых в обществе, группе. Например,  потребности в успехе, уважении, привязанности или потребность в принадлежности кому-либо или чему-либо.

     Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к действию. Все множества потребностей личности составляет источник, мотив деятельности индивида. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности.

     Побуждение–это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением  потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цель в этом смысле – это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности.  Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной  или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. Люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт называют Закон Результата.


     Тип мотивации – это преимущественная направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп потребностей.

     Можно привести следующую классификацию типов мотивации:

     -«инструментально» мотивированный работник ориентирован на голый заработок, желательно наличными и незамедлительно;

     -«патриот»- основа его мотивации к труду – высокие идейные и человеческие ценности;

     -люмпенизированный работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и неудовлетворенности порядком распределения материальных благ в обществе.

     -профессионально мотивированный работник считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей;

         -«хозяйская мотивация» основана на достижении и приумножении богатства, собственности. Потребность таких работников практически не ограниченны;

     Механизм мотивации требует соблюдения определенных правил. Они позволяют повысить эффективность мотивационных мероприятий.

1.Похвала эффективнее порицания и неконструктивной критики.

2.Непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют лучше, чем ожидаемые и прогнозируемые.

3.Поощрение за достижение промежуточных целей.

4.Давать возможность людям чувствовать себя победителями.

5.Разумная внутренняя конкуренция – дух соревнования способствует прогрессу

6.Поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительным (минимизировать разрыв между результатом труда т поощрением).

7.Постоянное внимание к работнику и членам его семьи.

8.Предоставлять работникам чувство самостоятельности, возможности контролировать ситуацию.

9.Не ущемлять самоуважение работников, давать им возможность «сохранить лицо».

10.Лучше награждать небольшими и частыми поощрениями возможно большее количество работников.

    Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что самая общая концепция мотивации персонала сводится к следующим положениям: что

человек, осознав задачи и возможное вознаграждение  за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, при этом настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает определенное расположение и соответственно, осуществляет действия, приводящие его к конкретному результату.


1.2. Взаимосвязь мотива и стимула в системе управлении трудовыми ресурсами

     Поскольку потребности человека вызывают у человека стремление к удовлетворению, то менеджеры должны создавать для работника такие ситуации, которые бы позволили людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством определенного типа поведения, приводящего к достижению целей организации.

     Вознаграждение (стимулирование) служит для побуждения людей к эффективной деятельности. В совокупности с понятием мотивация термин «вознаграждение» имеет более широкий смысл, чем просто деньги или удовольствия, с которыми чаще всего это слово ассоциируется. Вознаграждение – это все, что человек считает ценным для себя. Но понятие ценности у людей специфичны, а, следовательно, различна оценка вознаграждения и его относительной ценности. Вознаграждения можно классифицировать, как внутренние и внешние. Любой руководитель имеет дело с этими двумя главными типами вознаграждений.

     Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Это может быть чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба между членами одного трудового коллектива и просто общение с коллегами, возникающие в процессе работы, также рассматриваются, как внутреннее вознаграждение. 

     Внешнее вознаграждение – это такой тип поощрения, который чаще всего ассоциируется с понятием «вознаграждение». Оно возникает не от самой работы, а дается организацией. 

      Успех стимулирующей деятельности в решающей степени зависит от правильности определения мотива деятельности. Соотношение мотива и стимула характеризуется несколькими основными чертами:

     -во-первых, это взаимосвязь и взаимообусловленность мотива и стимула. Внутренне побуждение (мотив) перерастает в определенную фактически осуществляемую деятельность лишь под влиянием внешнего побуждения (стимула), заставляющего работника поверить в возможность объекта удовлетворить его потребность;

     -во-вторых, мотив и стимул – это две параллельные ступени одного и того же процесса мотивации деятельности работника;

     -в-третьих, в этом процессе стимул играет не насильственную, а воспитательную роль по отношению к мотиву, активизируя трудовую деятельность работника, поощряя его инициативу по поиску путей повышения производительности труда, а это не только обеспечивает реализацию мотива в действие, но и обогащает, развивает мотивационные установки. Развивается любознательность работника, его заинтересованность в совмещении специальностей, большем разнообразии труда, усиливаются творческие процессы, появляется личная заинтересованность в труде.