Файл: Резюме бизнес-плана.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты разработки бизнес-плана

1.1. Цели и задачи бизнес-плана

1.2. Этапы разработки бизнес-плана

Глава 2. Разработка бизнес-плана пиццерии «Пицца у дома»

2.1. Резюме бизнес-плана

Целью проекта является создание пиццерии «Пицца у дома».

Планируется арендовать помещение на ул. Ломоносова г. Красноярска. Данный район города является многопосещаемым и в нем отсутствует пиццерия, кафе. Предполагаемое помещение 46 м² взято в аренду сроком на 3 года. Месячная арендная плата по договору 20 000 руб. Данное помещение не требует реконструкции, так как помещение оборудовано под общественное питание (кулинария). Данное помещение располагается в здании пятиэтажного дома и не нуждается в капитальном ремонте.

Для открытия пиццерии необходимо приобрести посуду и оборудование на общую сумму 200 000 руб., плата за аренду – 20 000 руб.

Источник финансирования проекта – собственный капитал учредителя в размере 500 000 руб.

Расходы на ремонт помещения составят 100 000 руб. Расходы на продвижение и рекламу – 50 000 руб.

Анализируя рынок сбыта можно смело утверждать, что конкуренции в этом районе не ожидается, так как в этом квартале отсутствует отрасль общественного питания. Сезонность не должна сказаться на ухудшении деятельности пиццерии, так как основные потребители – это люди, работающие в квартале, а также люди, проживающие в этом районе, приезжающие в гости. Важным сегментом являются пациенты больниц, расположенных рядом с выбранным адресом, это: Красноярская Железнодорожная больница и Детская районная поликлиника.

Идея создания пиццерии ориентирована на любителей быстро и вкусно перекусить со средним и ниже среднего уровнем дохода. Меню будет предполагать разнообразную пиццу, холодные, горячие напитки, сладости.

Средний чек будет составлять 120 руб., количество чеков – 150 в день, что следует из мониторинга рынка, в том числе цен конкурентов.

Количество посадочных мест – 24.

В 2017 г. в городе работают около двух известных пиццерий, тем не менее, в некоторых районах города услуги были бы очень востребованы, поскольку в непосредственной близости пиццерии отсутствуют.

Для подготовки необходимо выполнить следующий объем работ:

заключить договор на аренду помещения;

закупить необходимое оборудование;

произвести ремонт помещения;

закупить мебель, произвести подбор персонала;

заключить договоры на поставку сырья и расходных материалов, получить разрешения на продажу продуктов питания и оказание услуг в сфере общественного питания.

Для открытия пиццерии составлен календарный план, представленный в таблице 1.

Таблица 1

2.2. Описание предприятия

2.3. Описание товаров или услуг

2.4. Производственный план

Представленных помещений вполне достаточно для выполнения всех необходимых функций в пиццерии. Для комфортного пребывания в пиццерии (особенно в летний период) будет установлена система кондиционирования воздуха с автоматическим поддержанием оптимальных параметров температуры и влажности: температура воздуха 16-18° С; относительная влажность воздуха 60-65. Также для рабочего помещения будет установлена хорошая система вентиляции.

В ООО «Пицца у дома» будут разрабатываться инструкции по охране труда и технике безопасности, а именно: Инструкция № 1 – ОТ водного инструктажа; Инструкция № 2 – ОТ для административно-управленческого персонала; Инструкция № 3 – ОТ по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастном случае; Инструкция № 4 – ОТ по охране труда для уборщика помещений; Инструкция № 5 – ОТ по противопожарной безопасности; Инструкция № 6 – ОТ по электробезопасности.

2.5. Организационный план

2.6. Финансовый план

Исходные данные:

Объем имеющихся в распоряжении инвестиций: 500 т. руб.

Выручка и себестоимость: Средний чек: 120 руб. Количество чеков в день: 150 шт. Выручка в месяц: 0,12 т. руб. × 150 шт. × 30 дней = 540 т. руб.

Рентабельность: 500%.

Себестоимость: 540 т. руб. / 500% = 108 т. руб.

Разовые затраты: 430 т. руб.

Стоимость оборудования: 200 т. руб. (частично б/у, в том числе стоимость восстановления б/у оборудования). Ремонт помещения: 100 т. руб. Вложения в запасы сырья: 50 т. руб. Вложения в пуско-наладочные работы: 50 т. руб. Проведение «дня открытия», промо-акции: 30 т. руб. Ежемесячные затраты: 300,4 т. руб. Приобретение сырья: 108 т. руб. Аренда помещения: 20 т. руб.

ФОТ персонала: 100 т. руб.

Система налогообложения: УСН 6%, что составляет 540 т. руб. × 6% = 32,4 т. руб.

Налоги, начисляемые на ФОТ: 100 т. руб. × 30% = 30 т. руб.

Прочие расходы (услуги банка, канцелярия): 10 т. руб.

Расчетная прибыль: 540 – 300,4 = 239,6 т. руб.

В нашем случае, есть прогноз по количеству чеков для каждого месяца с момента открытия. При этом количество чеков во втором месяце меньше, чем в первом. Предполагаем, что количество чеков в первый месяц будет больше второго из-за первичного интереса покупателя. Начиная со второго месяца, пропадет «эффект новизны», и в тоже время появятся уже постоянные покупатели, где не требуются вложения в привлечение постоянных клиентов.

На рисунке 3 представлен график отражающий динамику по количеству чеков в месяц.

Доходы напрямую зависят от количества чеков, поэтому кривая отражения динамики доходов во многом повторяет динамику «количества чеков» на рисунке 4.

Динамика доходов повторяет кривую количества чеков. И в данном случае – справедлива рекомендация, изложенная к динамике количества чеков: следует находить и реализовывать мероприятия, нацеленные на рост доходов В связи с наличием прямой зависимости можно рекомендовать Владельцам бизнеса – уделять внимание двум составляющим формулы дохода: и количество чеков, и сумма среднего чека. Для каждого из составляющих существуют стандартные механизмы повышения показателя. Так, например, для повышения суммы среднего чека стоит использовать высоко-маржинальные дополнительные покупки. Такие как жевательная резинка, увеличение ассортимента чая, возможно стоит рассмотреть продажу ингредиентов для пиццы. А возможно и организовать уголок: «сам себе кулинар», где за отдельную плату, возможно, было бы покупателям самостоятельно приготовить себе пиццу по желанию. Чрезвычайно важно в данном случае уделить особое внимание безопасности покупателя, ведь работы с жарочными поверхностями требуют особого внимания и навыков.

Количество чеков повышается через усиление продвижения: реклама прямая, косвенная. Акции: приведи друга и прочее. Что касается расходов, то анализ долей статей расходов в общей сумме расходов за год показывает, что есть три статьи, наиболее сильно влияющие на общую сумму расходов: сырье, ФОТ, налоги от выручки. Что наглядно демонстрирует диаграмма долей расходов на рисунке 4.

Для экономии, возможно, поискать ресурсы оптимизации в каждой из статей, особенно в налогах. Однако, стоит помнить, что возможности экономии на расходах ограничены, как правило 5-20%. В то время как возможности увеличения доходов – практически ничем не ограничены. Поэтому, после успешного старта бизнеса, стоит уделить особое внимание вариантам увеличения доходов, но и не забывать о расходах. При этом строго следовать правилу: сумма расходов никогда не должна превышать сумму доходов. Особенно важно внимательно рассматривать кредитование. Ведь в «несезон», а также в периоды спадов экономики, как правило, наиболее тяжелыми для оплат оказываются статьи, слабо зависящие от выручки: это кредиты и заработная плата, в случае если заработная плата не зависит или же слабо зависит от доходов. В нашем случае – заработная плата вообще является константой.

На рисунке 5 диаграмма «Доходы и расходы» демонстрирует, что в финансовом плане доходы каждого месяца превышают расходы. Это весьма хорошо. И сотруднику ответственному за финансы, следует строго следить за тем, чтобы не допускать превышения расходов над доходами.

Отдельное внимание следует уделить дисконтированному денежному потоку. При сравнении дисконтированного и не дисконтированного денежного потока, представленному на рисунке 6 – становится заметна разница, особенно к концу рассматриваемого периода – 1 год. Вызвана разница тем, что стоимость получаемых денежных средств, чем далее от точки приведения (в нашем случае – это начало), тем меньше стоят деньги (из-за влияния инфляции).

На рисунке 7 представлен график денежного потока «нарастающим итогом» наглядно демонстрирует месяц, когда будут возвращены вложенные средства, тем самым возвращена «подушка безопасности семьи». С возможностью вложить эти средства в малорисковые активы (например, вклад в наиболее стабильные банки).

Поэтому, с учетом того, что выручка в первые три месяца работы пиццерии на уровне ниже расчетной, период окупаемости составит 4 месяца.

Вывод: первоначального капитала достаточно для начала работы пиццерии, и даже имеется «подушка безопасности» в размере 500 000 руб. – 430 000 руб. = 70 000 руб.

Рентабельность в 500 % приводит к положительному денежному потоку уже в первый месяц работы. А вложения могут быть возвращены по истечении четвертого месяца работы.

Дополнительно рассчитаны финансовые показатели: Денежный поток всего за первый год работы: 2 032 280 руб. Дисконтированный денежный поток (ставка дисконтирования 1 % в месяц): 1 859 758 руб. Рентабельность инвестиций (ROIC): 1 859 758 / 430 000 × 100 % = 433 % по итогам первого года. Рентабельность собственного капитала: 1 859 785 / 200 000 × 100 % = 929 % по итогам первого года. Финансовые показатели эффективности показывают, что по итогам планирования вложения в пиццерию многократно выгоднее альтернативных источников дохода, например банковских вкладов. Финансовый денежный поток представлен в приложении 1.

Заключение

Список литературы

Организационная структура представлена на рис. 2.

Рисунок 2 – Организационная структура ООО «Пицца у дома»

2.6. Финансовый план

Исходные данные:

Объем имеющихся в распоряжении инвестиций: 500 т. руб.

Выручка и себестоимость: Средний чек: 120 руб. Количество чеков в день: 150 шт. Выручка в месяц: 0,12 т. руб. × 150 шт. × 30 дней = 540 т. руб.

Рентабельность: 500%.

Себестоимость: 540 т. руб. / 500% = 108 т. руб.

Разовые затраты: 430 т. руб.

Стоимость оборудования: 200 т. руб. (частично б/у, в том числе стоимость восстановления б/у оборудования). Ремонт помещения: 100 т. руб. Вложения в запасы сырья: 50 т. руб. Вложения в пуско-наладочные работы: 50 т. руб. Проведение «дня открытия», промо-акции: 30 т. руб. Ежемесячные затраты: 300,4 т. руб. Приобретение сырья: 108 т. руб. Аренда помещения: 20 т. руб.

ФОТ персонала: 100 т. руб.

Система налогообложения: УСН 6%, что составляет 540 т. руб. × 6% = 32,4 т. руб.

Налоги, начисляемые на ФОТ: 100 т. руб. × 30% = 30 т. руб.

Прочие расходы (услуги банка, канцелярия): 10 т. руб.

Расчетная прибыль: 540 – 300,4 = 239,6 т. руб.

В нашем случае, есть прогноз по количеству чеков для каждого месяца с момента открытия. При этом количество чеков во втором месяце меньше, чем в первом. Предполагаем, что количество чеков в первый месяц будет больше второго из-за первичного интереса покупателя. Начиная со второго месяца, пропадет «эффект новизны», и в тоже время появятся уже постоянные покупатели, где не требуются вложения в привлечение постоянных клиентов.

На рисунке 3 представлен график отражающий динамику по количеству чеков в месяц.

Рисунок 3 – Динамика увеличения чеков

Доходы напрямую зависят от количества чеков, поэтому кривая отражения динамики доходов во многом повторяет динамику «количества чеков» на рисунке 4.

Рисунок 4 – Динамика доходов

Динамика доходов повторяет кривую количества чеков. И в данном случае – справедлива рекомендация, изложенная к динамике количества чеков: следует находить и реализовывать мероприятия, нацеленные на рост доходов В связи с наличием прямой зависимости можно рекомендовать Владельцам бизнеса – уделять внимание двум составляющим формулы дохода: и количество чеков, и сумма среднего чека. Для каждого из составляющих существуют стандартные механизмы повышения показателя. Так, например, для повышения суммы среднего чека стоит использовать высоко-маржинальные дополнительные покупки. Такие как жевательная резинка, увеличение ассортимента чая, возможно стоит рассмотреть продажу ингредиентов для пиццы. А возможно и организовать уголок: «сам себе кулинар», где за отдельную плату, возможно, было бы покупателям самостоятельно приготовить себе пиццу по желанию. Чрезвычайно важно в данном случае уделить особое внимание безопасности покупателя, ведь работы с жарочными поверхностями требуют особого внимания и навыков.


Количество чеков повышается через усиление продвижения: реклама прямая, косвенная. Акции: приведи друга и прочее. Что касается расходов, то анализ долей статей расходов в общей сумме расходов за год показывает, что есть три статьи, наиболее сильно влияющие на общую сумму расходов: сырье, ФОТ, налоги от выручки. Что наглядно демонстрирует диаграмма долей расходов на рисунке 4.

Рисунок 4 – Расходы по статьям

Для экономии, возможно, поискать ресурсы оптимизации в каждой из статей, особенно в налогах. Однако, стоит помнить, что возможности экономии на расходах ограничены, как правило 5-20%. В то время как возможности увеличения доходов – практически ничем не ограничены. Поэтому, после успешного старта бизнеса, стоит уделить особое внимание вариантам увеличения доходов, но и не забывать о расходах. При этом строго следовать правилу: сумма расходов никогда не должна превышать сумму доходов. Особенно важно внимательно рассматривать кредитование. Ведь в «несезон», а также в периоды спадов экономики, как правило, наиболее тяжелыми для оплат оказываются статьи, слабо зависящие от выручки: это кредиты и заработная плата, в случае если заработная плата не зависит или же слабо зависит от доходов. В нашем случае – заработная плата вообще является константой.

На рисунке 5 диаграмма «Доходы и расходы» демонстрирует, что в финансовом плане доходы каждого месяца превышают расходы. Это весьма хорошо. И сотруднику ответственному за финансы, следует строго следить за тем, чтобы не допускать превышения расходов над доходами.

Отдельное внимание следует уделить дисконтированному денежному потоку. При сравнении дисконтированного и не дисконтированного денежного потока, представленному на рисунке 6 – становится заметна разница, особенно к концу рассматриваемого периода – 1 год. Вызвана разница тем, что стоимость получаемых денежных средств, чем далее от точки приведения (в нашем случае – это начало), тем меньше стоят деньги (из-за влияния инфляции).

Рисунок 5 – Расходы по статьям

Рисунок 6 – График денежных потоков

На рисунке 7 представлен график денежного потока «нарастающим итогом» наглядно демонстрирует месяц, когда будут возвращены вложенные средства, тем самым возвращена «подушка безопасности семьи». С возможностью вложить эти средства в малорисковые активы (например, вклад в наиболее стабильные банки).


Рисунок 7 – График денежного потока нарастающим итогом

Поэтому, с учетом того, что выручка в первые три месяца работы пиццерии на уровне ниже расчетной, период окупаемости составит 4 месяца.

Вывод: первоначального капитала достаточно для начала работы пиццерии, и даже имеется «подушка безопасности» в размере 500 000 руб. – 430 000 руб. = 70 000 руб.

Рентабельность в 500 % приводит к положительному денежному потоку уже в первый месяц работы. А вложения могут быть возвращены по истечении четвертого месяца работы.

Дополнительно рассчитаны финансовые показатели: Денежный поток всего за первый год работы: 2 032 280 руб. Дисконтированный денежный поток (ставка дисконтирования 1 % в месяц): 1 859 758 руб. Рентабельность инвестиций (ROIC): 1 859 758 / 430 000 × 100 % = 433 % по итогам первого года. Рентабельность собственного капитала: 1 859 785 / 200 000 × 100 % = 929 % по итогам первого года. Финансовые показатели эффективности показывают, что по итогам планирования вложения в пиццерию многократно выгоднее альтернативных источников дохода, например банковских вкладов. Финансовый денежный поток представлен в приложении 1.

Выводы

Рассмотренный проект открытия семейного бизнеса «Пиццерия у дома» является эффективным. Накоплений семьи (50 0000 руб.) достаточно для открытия пиццерии (430 000 руб.).

Срок окупаемости всего 4 месяца позволяет вернуть вложенные средства, а сам бизнес может развиваться за счёт прибыли.

Район открытия пиццерии подобран удачно: отсутствуют кафе и пиццерии, в то время как присутствует три крупных сегмента покупателей: жильцы, рабочие и посетители районной детской поликлиники и городской больницы. Особенно рекомендуется развитие личностных отношений и персональных связей, ведь 2 категории из основных трёх (жильцы и работники поликлиники и больницы) – регулярно присутствуют в районе пиццерии.

Персонала достаточно, и в то же время стоит спланировать увеличение численности персонала сразу после того, как проект «вернёт» вложенные средства. Отдельное внимание стоит уделить фиксации «знаний» в виде инструкций, описания технологических процессов. А также полезным будет сохранять знания о покупателях (CRM – система). Проводить акции - поздравления к дням рождения и другим памятным датам для покупателей.

Ассортиментная политика включает в себя возможность приготовления пиццы с учётом персональных особенностей покупателей. Это очень хорошо и стоит уделить отдельное время развитию ассортимента в части национальных блюд схожих по технологическому циклу и по возможности сырья с пиццей (пироги, блины, лаваши).


Заключение

Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия.

Бизнес-план должен:

− показать, что продукт или услуга найдут своего потребителя, установить емкость рынка сбыта и перспективы его развития;

− оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, предоставления на рынке работ или услуг;

− определить прибыльность будущего производства и показать его эффективность работы.

Рассмотренный проект открытия семейного бизнеса «Пиццерия у дома» является эффективным. Накоплений семьи (50 0000 руб.) достаточно для открытия пиццерии (430 000 руб.).

Срок окупаемости всего 4 месяца позволяет вернуть вложенные средства, а сам бизнес может развиваться за счёт прибыли.

Район открытия пиццерии подобран удачно: отсутствуют кафе и пиццерии, в то время как присутствует три крупных сегмента покупателей: жильцы, рабочие и посетители районной детской поликлиники и городской больницы. Особенно рекомендуется развитие личностных отношений и персональных связей, ведь 2 категории из основных трёх (жильцы и работники поликлиники и больницы) – регулярно присутствуют в районе пиццерии.

Персонала достаточно, и в то же время стоит спланировать увеличение численности персонала сразу после того, как проект «вернёт» вложенные средства. Отдельное внимание стоит уделить фиксации «знаний» в виде инструкций, описания технологических процессов. А также полезным будет сохранять знания о покупателях (CRM – система). Проводить акции - поздравления к дням рождения и другим памятным датам для покупателей.

Ассортиментная политика включает в себя возможность приготовления пиццы с учётом персональных особенностей покупателей. Это очень хорошо и стоит уделить отдельное время развитию ассортимента в части национальных блюд схожих по технологическому циклу и по возможности сырья с пиццей (пироги, блины, лаваши).

Список литературы

  1. Бекетов О.Н., Найденков В.И. Бизнес-план: теория и практика: Учебное пособие для вузов. – М.: «Приор-издат», 2011. – С. 18.
  2. Бринк И. Ю. Бизнес-план предприятия. – Ростов-н-Д.: Феникс. 2016. - С. 56.
  3. Головань С. И. Бизнес-планирование и инвестирование. – Ростов-н-Д.: Феникс. 2016.
  4. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. – М.: «Ось-89», 2012.
  5. Горбов А. А. Бизнес-план как ключевой фактор успешного предпринимательства // Финансовые исследования. 2015. № 12. С. 191-197.
  6. Дубровин И. А. Бизнес-планирование на предприятии. - М.: Дашков и К. 2013.
  7. Зелль А. Бизнес-план. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов. – М.: Ось-89, 2012.
  8. Красильникова Л.Е. Бизнес-план – основа предпринимательской деятельности // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОЙ НАУКИ В ХХI ВЕКЕ Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Ю.Н. Зубарев, С.Л. Елисеев, Э.Д. Акманаев, Л.Е. Красильникова, О.В. Тупицына, И.М. Глотина, Н.П. Шалдунова. 2014. С. 52-58.
  9. Палеев А. В. Бизнес-план предприятия // Финансовые исследования. 2016. № 3. С. 20.
  10. Сергеев А. А. Экономические основы бизнес-планирования. – М.: Юнити-Дана, 2014.
  11. Станиславчик Е.Н. Бизнес-план. Управление инвестиционными проектами. – М.: Ось-89, 2011.
  12. Стрекалова Н. Д. Бизнес-планирование. СПб. Питер. 2014.
  13. Черняк В.З. Бизнес-планирование. – М.: Инфра-М, 2012.
  14. Щербаков Е.М. Разработка бизнес-плана // В сборнике: Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов сборник научных статей V Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей. под редакцией В. В. Бондаренко, О. В. Лосевой, В. А. Дресвянникова, С. В. Самуйлова, Е. В. Воейкова, Л. М. Хурновой, Н. Г. Смолич. 2014. С. 8-14.
  15. Яксун А.С., Дудин С.Г. Бизнес-план как основа реализации идей // В сборнике: Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВПО «КубГТУ», ООО «Издательский Дом - Юг». Краснодар, 2013. С. 174-176.

Приложение 1

  1. Яксун А.С., Дудин С.Г. Бизнес-план как основа реализации идей // В сборнике: Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВПО «КубГТУ», ООО «Издательский Дом - Юг». Краснодар, 2013. С. 174-176.

  2. Горбов А. А. Бизнес-план как ключевой фактор успешного предпринимательства // Финансовые исследования. 2015. № 12. С. 191-197.

  3. Щербаков Е.М. Разработка бизнес-плана // В сборнике: Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов сборник научных статей V Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей. под редакцией В. В. Бондаренко, О. В. Лосевой, В. А. Дресвянникова, С. В. Самуйлова, Е. В. Воейкова, Л. М. Хурновой, Н. Г. Смолич. 2014. С. 8-14.

  4. Стрекалова Н. Д. Бизнес-планирование. СПб. Питер. 2014. С. 99.

  5. Бекетов О.Н., Найденков В.И. Бизнес-план: теория и практика: Учебное пособие для вузов. – М.: «Приор-издат», 2011. – С. 18.

  6. Щербаков Е.М. Разработка бизнес-плана // В сборнике: Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов сборник научных статей V Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей. под редакцией В. В. Бондаренко, О. В. Лосевой, В. А. Дресвянникова, С. В. Самуйлова, Е. В. Воейкова, Л. М. Хурновой, Н. Г. Смолич. 2014. С. 8-14.

  7. Яксун А.С., Дудин С.Г. Бизнес-план как основа реализации идей // В сборнике: Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВПО «КубГТУ», ООО «Издательский Дом - Юг». Краснодар, 2013. С. 174-176.

  8. Бринк И. Ю. Бизнес-план предприятия. – Ростов-н-Д.: Феникс. 2016. - С. 56.

  9. Красильникова Л.Е. Бизнес-план – основа предпринимательской деятельности // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОЙ НАУКИ В ХХI ВЕКЕ Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Ю.Н. Зубарев, С.Л. Елисеев, Э.Д. Акманаев, Л.Е. Красильникова, О.В. Тупицына, И.М. Глотина, Н.П. Шалдунова. 2014. С. 52-58.

  10. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. – М.: «Ось-89», 2012. – С. 5.