Файл: Рекламные стратегии кофейных компаний на отраслевых рынках.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Анализ мирового производства кофе
1.1. Производство кофе в основных странах-производителях.
1.2. Мировой экспорт и импорт кофе.
1.3. Ценообразование на мировом рынке кофе
Глава 2. Рекламные стратегии компаний на рынке кофе
2.1. Общая характеристика рекламных стратегий кофейных компаний
Введение
Актуальность темы. Значение кофе в мировой экономике невозможно не оценить. Многие годы кофе является одним из самых важнейших продуктов на мировом рынке после нефти. В зависимости от урожая, около 4-5 млн т кофе ежегодно экспортируется [27.C. 110]. Среди тонизирующих напитков, таких как чай, кофе и какао, в мировом производстве продукции на первом месте стоит кофе (в 2,6 раз больше чем чая, в 3,2 раза - чем какао). Таким образом, кофе имеет более значительную роль в обеспечении потребностей населения и в структуре его питания. Сегодня кофе пьют практически во всех уголках земного шара. Ежегодно человечество выпивает более 400 млдр чашек кофе. [12.C.3]
Кофе выращивают примерно в 80-ти странах мира. Его производством занимаются в Южной и Центральной Америке, на побережье Карибского моря, в Африке и Азии. Эквадор входит в число стран-мировых производителей кофе. Рынок кофе складывается из 5 сегментов: зеленый, натуральный кофе (зерновой/молотый), растворимый кофе (гранулированный/порошковый/ сублимированный), кофейные смеси и кофейные напитки. [3.C.5]
Степень научной разработанности. Различные аспекты создания рекламных стратегий представлены в работах таких исследователей как Котельникова О.А., Котлер Ф. , Ламбен Жан-Жак, Матвеев И.А., Милгром П., Мудров А.Н. и другие.
Объект исследования – рекламные стратегии компаний на рынке кофе.
Предмет исследования – рынок кофе.
Цель работы изучить особенности рекламный стратегий на отраслевых рынках на примере рынка кофе.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
- изучить производство кофе в основных странах-производителях;
- охарактеризовать мировой экспорт и импорт кофе;
- рассмотреть ценообразование на мировом рынке кофе;
- дать общую характеристику рекламных стратегий кофейных компаний;
- рассмотреть применяемые медианосители.
Методология и методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования явились современные экономические теории и концепции, методологии системного анализа экономики аграрного производства, применённые в трудах авторитетных учёных и научных организаций.
Работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Анализ мирового производства кофе
1.1. Производство кофе в основных странах-производителях.
Кофе производится примерно в 80-ти тропических и субтропических странах мира, в Африке, Америке и Азии. [11.C.8]
В настоящее время основная масса производимого в мире кофе поступает из стран Латинской Америки, в первую очередь, Южной и Центральной её части. На мировой карте первенство по занимаемым кофейными плантациями площадям, производству и экспорту кофе принадлежит двум странам Бразилии и Вьетнаму. Кофе возделывают в большинстве стран Тропической Африки. Наиболее крупными его экспортёрами являются Эфиопия, Уганда, Кот-д’Ивуар, Мадагаскар, Кения, Камерун и Танзания. [7.C.31]
В Азии, крупными мировыми «кофейницами» являются Вьетнам, Индонезия и Индия, при этом, первая из них, в настоящее время, стремительно выходит на второе место в мире по производству кофе. В 2010 г. Вьетнам занимал 3-е место в мире по экспорту зелёного кофе после Бразилии и Колумбии. [14.C.33]
Состояние мирового производства кофе характеризуется размерами посевных площадей, урожайностью и валовыми сборами кофе. В 2016 г. на долю площадей под кофе приходилось более 7,5% всех мировых площадей, занятых многолетними культурами. Среди континентов наиболее высоким этот показатель был в Южной Америке (более 27%). В Северной и Центральной Америке - 13,1%, в Африке 7,5%, 4,1% в Азии и Океании 2,3%. Общая площадь под кофе в 2016 г. составляла по данным ФАО 10,6 млн га.[8.C.12]
Ниже представлены Табл. 1. и Рис. 1., которые показывают изменения площадей, используемых для производства кофе. За 10 лет с 2008 по 2016 гг. в мире площадь под кофе увеличилась на 6,8%, это увеличение кофейных площадей в основном связано с резким увеличением площадей в Азии на 66,2%. [8.C.2] В Африке площади под кофе за 10 лет уменьшились на 20,6% , а в Южной Америке увеличение площадей составляло только 1%. Более 60% всех площадей под кофе в мире приходится на 7 стран: Бразилия, Индонезия, Мексика, Вьетнам, Колумбия, Кот-д'Ивуар и Индия. [11.C.6]
Более детальный анализ показывает, что наибольшее влияние на увеличение площадей под кофе в мире оказал Вьетнам (Азия). С 2008 г. по 2016 г. площадь под кофе во Вьетнаме увеличилась на 211,7% (с 206000 га до 642011 га). Но всё-таки, Бразилия остаётся самой главной страной в мире по возделыванию кофе. Кофейная площадь Бразилии в 2016 г. составляла 22,0% (2326370 га) от общей мировой площади под кофе. За 10 лет площадь под кофе в Бразилии увеличилась на 21,2%. [27.C.4]
Таблица 1 -Динамика площадей под кофе по континентам, тыс. га [3]
Регион / Годы |
Мир |
Южная Америка |
Северная и Центральная Америка |
Африка |
Азия |
Океания |
2008 |
9880,9 |
3542,1 |
1909,7 |
2677,9 |
.1692,8 |
58,5 |
2009 |
9849,4 |
3598,0 |
1857,2 |
2667,2 |
1639,5 |
87,4 |
2009 |
10061,0 |
3693,4 |
1827,6 |
2714,2 |
1738,4 |
87,6 |
2010 |
10308,0 |
3844,7 |
1913,5 |
2611,5 |
1850,3 |
87,5 |
2011 |
10393,0 |
3690,8 |
1897,3 |
2636,8 |
2080,9 |
87,4 |
2012 |
10317,0 |
3794,0 |
1961,7 |
2370,1 |
2124,9 |
66,6 |
2013 |
10327,0 |
3763,2 |
1884,2 |
2023,3 |
2586,0 |
70,3 |
2014 |
10315,0 |
3744,1 |
1930,6 |
1944,7 |
2621,0 |
74,3 |
2015 |
10376,0 |
3661,4 |
1932,8 |
2075,9 |
2640,9 |
65,5 |
2016 |
10560,0 |
3579,0 |
1973,9 |
2127,6 |
2814,0 |
65,5 |
Источник: FAO Statistics Division 2016.
Рис. 1. Доля мировых площадей под кофе по континентам (2006, 2016 г.) [3]
По данным ФАО средняя урожайность кофе в мире в 2016 г. составляла 730,9 кг/га. За десять лет она выросла на 16,2%. Самый большой рост урожайности кофе наблюдался в Южной Америке и Азии, где с 2008 по 2016 гг. она выросла на 30,7% и 13,6% (до 899 и 823 кг/га соответственно). За этот период в Центральной Америке и Океании урожайность кофе упала на 10,7% и 17,7%. В Африке не наблюдалось значительного изменения урожайности.[19.C.10]
В Табл. 2. показана средняя урожайность кофе по странам. Здесь заметен рост урожайности в Бразилии, Эфиопии, Индонезии, Индии, Уганде, Перу, Малайзии, Гондурасе, Гватемале и Танзании. Снижение урожайности заметно в Сальвадоре. [12.C.6]
Таблица 2-Средняя урожайность кофе по странам мира, кг/га [8.C.1]
Страны |
Годы |
||||
1990-2004 |
2005-2007 |
2008-2009 |
2010-2012 |
2013-2015 |
|
Вьетнам |
1650,9 |
1666,9 |
1959,8 |
1867,0 |
1590,9 |
Коста-Рика |
1467,9 |
1414,1 |
1362,4 |
1415,4 |
1176,0 |
Сьерра-Леоне |
2288,2 |
1980,4 |
1945,2 |
1085,1 |
1081,4 |
Бразилия |
523,8 |
562,2 |
715,6 |
784,1 |
996,6 |
Эфиопия |
719,9 |
822,6 |
917,3 |
899,1 |
905,4 |
Папуа Новая Гвинея |
1015,5 |
1314,4 |
931,4 |
951,8 |
932,8 |
Таиланд |
988,4 |
1100,1 |
1199,6 |
1125,6 |
836,5 |
Гватемала |
784,8 |
801,4 |
961,4 |
1076,1 |
928,7 |
Колумбия |
989,3 |
784,2 |
750,9 |
730,5 |
873,7 |
Индия |
610,1 |
674,1 |
824,1 |
947,2 |
873,9 |
Гондурас |
759,8 |
719,8 |
806,6 |
877,9 |
843,8 |
Филиппины |
922,9 |
974,8 |
826,8 |
798,9 |
794,7 |
Малайзия |
576,8 |
757,8 |
749,2 |
750,2 |
754,1 |
Перу |
509,4 |
560,0 |
617,2 |
687,3 |
736,6 |
Уганда |
482,3 |
663,3 |
869,8 |
713,5 |
715,0 |
Индонезия |
555,7 |
549,3 |
541,3 |
632,6 |
701,3 |
Руанда |
611,4 |
540,7 |
655,0 |
703,2 |
691,4 |
Никарагуа |
542,3 |
569,1 |
665,5 |
794,1 |
552,1 |
Сальвадор |
908,8 |
849,1 |
796,0 |
795,8 |
541,8 |
Танзания |
409,2 |
358,6 |
387,2 |
415,8 |
445,8 |
Источник: FAO Statistics Division 2016.
За 10 лет (2008-2016 гг.) мировое производство выросло на 24,2% (с 6,2 млн т до 7,7 млн т). Самый большой рост производства кофе наблюдался в Азии и Южной Америке. За этот период в Азии производство кофе выросло на 88,8% (1,1 млн т). В то же время производство кофе в Южной Америке выросло на 32% (до 780 тыс. метрических т). В Африке производство кофе упало на 7,1%. [27.c.21]
Анализ показывает, что в Бразилии произошло снижение урожая в 2014-2015 гг., что связано с уменьшением использования удобрений и масштаба новых посадок в 2012 г. В целом же, в кофейной отрасли страны преобладают позитивные тенденции. [11.C.6]
Наибольшее влияние на рост урожая кофе в мире оказал Вьетнам, где наблюдался стремительный рост производства кофе (с 92 тыс. т в 1990 г. до 990 тыс. т в 2016 г.), что составляет 976,1%. Такой гигантский рост производства кофе сделал Вьетнам вторым большим производителем кофе в мире с 2010 г., вытесняя Колумбию на третью позицию. [3.C.43]
Таблица 3 -Доля основных производителей в мировом производстве кофе, (%) [12.C.3]
Страны |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Бразилия |
25,0 |
33,7 |
27,8 |
31,8 |
28,2 |
Вьетнам |
11,5 |
8,9 |
П,1 |
10,7 |
12,8 |
Индонезия |
7,9 |
8,9 |
9,8 |
9,0 |
9,9 |
Колумбия |
9,0 |
8,8 |
9,7 |
8,5 |
8,8 |
Мексика |
4,2 |
4,0 |
4,3 |
4,0 |
4,0 |
Танзания |
0,8 |
0,6 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
Остальные страны |
41,6 |
35,1 |
36,6 |
35,2 |
35,5 |
Весь Мир |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Источник: FAO Statistics Division 2016.
В таблице 3, показано, что самым большим производителем кофе в мире остаётся Бразилия. За 5 лет доля Вьетнама в мировом производстве кофе увеличилась на 2,1% и доля на 5 основных стран-производителей кофе в мире (Бразилия, Вьетнам, Индонезия, Колумбия, и Мексика) увеличились с 57,6% до 63,8%. [11.C.6]
Кофе - один из ведущих товаров внешней торговли стран Африки. Вслед за нефтью он обеспечивает наибольшую сумму экспортных поступлений африканских стран. Кофе возделывается в большинстве стран Тропической Африки. В последние годы наиболее крупными его экспортёрами являются Эфиопия, Уганда, Кот-д'Ивуар, Мадагаскар, Камерун, Танзания, Кения, Конго, Руанда, Бурунди, Центральноафриканская Республика (ЦАР). [12.C.7]
Экспорт кофе из Африки составлял в 1960 г. - 640 тыс. т, в первой половине 90-х годов он превысил 1,1 млн т (максимальный уровень), а во второй половине 90-х годов составил 850-950 тыс. т в год. [5.C.6] Доля Африки в мировом экспорте возросла с 17 до 20% за период с 1960 по 2009 годы в тоже время доля Латинской Америки сократилась с 69 до 67% в тот же период. За 10 лет (2008-2016 гг.) доля производства кофе упала с 20,2% до 12,8%, где в Азии за этот период возросла с 19,8% до 30%. В 2016 г. средняя урожайность кофе, особенно в странах Восточной Африки (Эфиопия, Уганда, Танзания и Кения) составляла 603 кг/га, тогда, как в Танзании и Кении - 475 и 304 кг/га соответственно (в среднем, в большинстве стран Латинской Америки она составляет около 1000 кг). [18.C.4]
С целью изучения общих проблем и регулирования производства кофе в 1960 г. была создана межафриканская организация по кофе. В начале 90-х годов в неё входило 25 африканских государств, все они также являлись членами Международной Организации по Кофе. [4.C.6]
В большинстве стран Африки, государство монополизировало внешнюю торговлю кофе и не разрешило частным экспортёрам самостоятельно продавать этот товар на мировом рынке [12.C.107]. Участие в международных соглашениях, направленных на ограничение экспорта, особо тяжело сказывается на африканских производителях, поскольку продажа кофе составляет свыше 90% валютных доходов Уганды, около 70-85% доходов Бурунди, более 60% доходов Эфиопии. Для сравнения, в Бразилии, которая является крупнейшим поставщиком кофе на мировой рынок, этот показатель составляет лишь около 3%. [9.C.4] Таким образом, страны Африки чрезвычайно остро зависят от динамики мировых цен на кофе. Краткий обзор ситуации последнего десятилетия в области кофейного производства в Африке показывает возможность расширенного представления о сложных процессах, определяющих подъём и спад производства кофе. [13.C,41]
Анализ производства кофе в Африке показывает (Табл. 5.) в 2016 г., что Эфиопия занимала 1 место в Африке по объёму производства кофе (260 тыс. т). В 2011 г. Кот-д'Ивуар была ведущей страной в Африке по производству кофе. В 2012 г. Кот-д'Ивуар опустилась на 2 место, а с 2013 г. на третье в основном из-за гражданской войны. Общая тенденция в Африке то снижение валового сбора за последние 16 лет (1990-2015 гг.) - с 1,3 млн т до 1,0 млн т.[3.C.8]
Три ведущие страны по производству кофе - это Эфиопия, Уганда и Кот-д'Ивуар. В 2016 г. Танзания занимала 7 место среди стран Африки по производству кофе. [23.C.7]
Таблица 5. -Динамика валового сбора кофе в некоторых странах Африки (тонн) [12]