Файл: Рекламные стратегии кофейных компаний на отраслевых рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Страны

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Эфиопия

229980

228000

220110

220110

220110

260 000

Уганда

143475

197410

189000

186000

186000

186 000

Кот-д'Ивуар

336273

209000

160000

133000

120110

160 000

Камерун

86200

70500

41000

48000

69000

60 000

Кения

100700

51700

48000

64500

64500

50 820

Мадагаскар

58080

64530

61520

61650

61650

65 000

Танзания

47800

58100

495000

54000

57000

57 000

Конго

42379

36870

32077

40000

33000

31 990

Руанда

16098

18366

19427

13805

27000

22 500

Сьерра Леоне

15 350

17 000

17 000

18 000

18 000

18 000

Источник: FAO Statistics Division 2016.

В 2013 г. Кот-д'Ивуар опустился на третью позицию в списке африканских стран-производителей кофе. Основная причина случившегося — гражданская война в стране, которая продолжалась больше года. [22.C.41]

Кот-д'Ивуар стал ведущим африканским, и пятым в мире — производителем кофе в период 2009/99 гг. Ежегодный объём производства кофе в стране составил 6 млн мешков что позволило Кот-д'Ивуару отодвинуть Уганду и Эфиопию, традиционных ведущих производителей, на второй план. Кот-д'Ивуар произвёл 1,8 млн мешков кофе, что на 3,0 млн мешков меньше, чем в аналогичный период 2012/02 гг. Несмотря на то, что Кот-д'Ивуар стал намного меньше производить кофе, он всё еще обгоняет таких небольших производителей, как Камерун, который производит 1 млн мешков кофе, Кению (900 000 мешков) и Танзанию (800 000 мешков). [23.C.3]

Эфиопия является родиной кофе сорта Арабика. В настоящее время Эфиопия занимает первое место (Табл. 5) по производству кофе в Африке и седьмое место в мире. В начале 90-х годов урожаи кофе в стране оставались невысокими, что было связано с неблагоприятными погодными условиями, нестабильной политической ситуацией, а также понижательной тенденцией на мировом рынке кофе. В 2005/94 гг. ситуация начала меняться к лучшему. Улучшение экономического и политического положения в стране, а также обильные дожди после 18 месячной засухи позволили в последующие годы увеличивать урожаи кофе в Эфиопии. В сезоне 2007/2008 гг. и с 2012 г. до 2016 г.[23.C.76] Эфиопия стала крупнейшим производителем кофе на континенте, опередив Кот-д'Ивуар. Повышение цен на кофе более чем в 3 раза в 2006 г. способствовало улучшению ухода за его посадками. [4.C.6] В результате сборы кофе и его экспорт в последние годы систематически растут (в отличие от других стран-производителей этого продукта, где значительная часть собранного кофе потребляется местным населением). В сезоне 2008/2009 гг. (с июня по июль) Эфиопия экспортировала 162 тыс. т кофе стоимостью 400 млн долл., что в 3-5 раз превышало выручку от его продажи в начале 90-х годов. [16.C.23]


Экспорт 2014/2015 гг. оценивается в 134 тыс. т. Указанные цифры относятся к зарегистрированным статистикой продажам кофе на внешнем рынке, которые в последние годы обеспечивают более половины валютных поступлений страны от внешней торговли. Помимо официальных показателей экспорта, значительный объём кофе вывозится контрабандным путём. [23.C.7]

Уганда по производству кофе занимает второе место в Африке и девятое - в мире. Плантациями кофе занято около 265 тыс. га земли. Возделывают как Робусту, так и Арабику, однако на долю первой приходится около 90% площади насаждений и соответственно 85% урожая. Основная масса производителей кофе - мелкие плантаторы, владеющие участками менее 1 га.[5.C.8]

Низкие цены на кофе, державшиеся на мировом рынке в конце 80-х - начале 90-х годов, оказали серьёзное негативное влияние на экономику страны, поскольку экспорт этой культуры обеспечивает, как правило, свыше 90% её валютных поступлений. [22.C.71]

В начале 90-х годов в Уганде были предприняты меры по стимулированию производства и экспорта кофе. В 1990 г. была отменена государственная монополия на экспорт кофе и разрешение частным экспортёрам самостоятельно продавать этот товар на мировом рынке. При этом появилась возможность устанавливать свободные цены. Участие в международных соглашениях, направленных на ограничение экспорта, особо тяжело, поскольку продажа кофе составляет свыше 90% валютных доходов Уганды. В середине 2015 г. в стране функционировали 12 кооперативов по сбыту кофе. Однако большая часть сбыта по-прежнему находится в государственной акционерной компании Кофи Маркетинг Борд - КМБ (Coffee Marketing Board - СМВ).[23.C.7]

В 2006 г. правительство Уганды из фондов иностранной финансовой помощи выделило 10 млн долл. на обновление кофейных плантаций урожайными сортами. Чтобы ускорить этот процесс в лабораториях государственного научно-исследовательского центра было начато выведение высокоурожайных сортов с помощью современного метода - выращивания из одной клетки с применением клеточной культуры (клонирования). [18.C.33]

Успешная реализация данных мероприятий в условиях повышения мировых цен на кофе начиная с сезона 2016 составила 212 тыс. т и значительно повысила свои валютные поступления. Это обстоятельство, наряду с проведением экономических реформ при финансовой поддержке МВФ, позволило стране добиться наивысшего за последние 20 лет уровня роста ВВП-8%.[14.C.81]

Уганда традиционно поставляла значительное количество кофе восточноевропейским странам по бартеру. Однако, в настоящее время эти поставки сократились. [13.C.4] Кот-д'Ивуар наряду с Эфиопией и Угандой является основным производителем кофе на континенте. [10.C.65]


В середине 90-х годов, в связи с низкими мировыми ценами на кофе Робуста, производители не уделяли должного внимания агротехнике выращивания кофе и не стремились расширять кофейные плантации. Урожайность кофейных деревьев оставалась низкой. Возраст 85% посадок превышал 15 лет, из которых 40% - старше 35 лет.[24.C.9] В настоящее время в условиях повышательной конъюнктуры рынка кофе правительство страны предполагает стабильно обеспечить производство и экспорт до 300 тыс. т путём расширения площадей и обновления старых плантаций. [11.C.7] С 1 октября 2005 г. в стране было начато проведение кампании -Кофе-какао под девизом «Высокое качество». Правительство республики намерено поощрять мелких и средних фермеров путём повышения закупочных цен: з 2005 г. они были повышены до 170 афр. франков за 1 кг зелёного кофе (вместо 140 в 2004 г.).с2007/96 гг. оптовые цены достигли уровня 700 афр. франков за кг. Особое внимание в рамках кампании уделяется качеству продукции, принимаются меры по ограничению деятельности посреднических фирм, нелегально скупающих сырьё.[26.C.8] Все расходы по доставке кофе с плантаций до морских портов, хранению и первичной обработке государство берёт на себя. С целью стимулировать экспорт в 2007 г. был снижен экспортный налог на кофе со 150 до 110 афр. франков за кг.[11.C.6]

1.2. Мировой экспорт и импорт кофе.

Главным внешним признаком существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами. [13.C.7]

Международная торговля— сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая' собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Применительно к одной стране обычно используется термин «внешняя торговля государства», применительно к торговле двух стран между собой — «межгосударственная, взаимная, двусто­ронняя торговля», а применительно к торговле всех стран друг с другом — «международная или мировая торговля». Часто под международной торгов­лей понимают торговлю не только товарами, но и услугами. Услуги — это тоже товары, но зачастую не имеющие овеществленной формы и отличающиеся от товаров по ряду параметров, о которых речь пойдет ниже. [4.C.7]

В мировой торговле, в осуществлении экспорта и импорта товаров, операции по обмену товаров и различного рода услуг находят завершение в ходе выполнения конкретных коммерческих операций. Эти операции обслуживают непосредственный внешнеторговый обмен материальными ценностями и услугами. [13.C.7]


Экспорт— продажа товара; предусматривающая его вывоз за границу. Все страны мира при заключении договоров купли-продажи руководствуются международными правилами «Инкотермс». Для современной международной торговли кофе характерны следующие черты: в странах-производителях весьма развита система государственного регулирования экспорта, переработка и сбыт конечного продукта в странах-импортёрах сильно монополизированы, в торговле велика роль посреднических фирм и бирж как реального товара, так и фьючерсных (срочных) сделок. [6.C.23]

Экспорт и импорт являются двумя ключевыми понятиями, характеризующими международное движение товаров, которые применяются для всестороннего анализа международной торговли и для практических целей. Торговое сальдо и оборот, как их производные, имеют более узкое аналитическое и практическое значение и используются реже. [12.C.51]

Импорт— покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы. По принятым в мире стандартам статистики международной торговли клю­чевым элементом для признания торговли международной, продажи товара — экспортом, а покупки — импортом является факт пересечения товаром та­моженной границы государства и фиксации этого в соответствующей тамо­женной отчетности. При этом меняет товар собственника или нет — значе­ния не имеет. [10.C.61]

Мировой импорт кофе в 2011 г. и 2015 г. составлял 5,2 и 5,4 млн т. соответственно. За 15 лет (с 1990 по 2015 гг.), импорт кофе в мире от стран- экспортёров вырос на 15 % (с 4,7 млн т. до 5,4 млн т.). В Приложении 4. показана динамика импорта кофе с 1990 по 2015 гг. Заметный рост импорта кофе в ЕС наблюдается в Польше (398,5%), Испании (28,2%), в Греции (116,3%) и в Италии (28,9%). Ведущая страна по импорту кофе - США. США импортировала на 5,5% больше в 2015 г. по сравнению с 1990 г. Импорт кофе в США в 2015 г. составлял 1,2 млн т. [13.C.122]

Германия импортировала 809 тыс. т в 2011 г. по сравнению с 2015 г., импорт кофе увеличивался на 18,5%. С 1990 по 2015 г. импорт кофе в Германию был относительно стабилен, рост составлял только 5,5% по сравнению с 2005 г. Импорт кофе в Японию вырос на 37,6% (до 400,9 тыс. т.). Больше всех в мире кофе потребляли за данный период США, спад импорта составил только в 2012 г, затем наблюдалось стабильное его увеличение. Меньше всех импортировала кофе Испания (чуть менее 200 тыс. т). [14.C.56]

Заметное снижение импорта в странах ЕС наблюдается в Австрии и Франции, где импорт упал на 40,6% и 23,4% (до 62,4 и 239,7 тыс. т. соответственно). [12.C.76]

В Табл. 5. показана стоимость импорта кофе в некоторых странах мира (2011 - 2015 гг.). Несмотря на увеличение количества импорта кофе, анализ показывает, что в 2012 г. и 2013 г. во всех странах стоимость импорта кофе сильно упала из - за снижения цен на кофе на мировом рынке. [12.C.6]


Таблица 5. -Стоимость импорта кофе в некоторых странах мира (млн. долл. США) [7]

Страны

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

США

2447

1452

1370

1711

1979

Германия

1443

1018

901

1016

1223

Япония

785

544

527

539

636

Италия

600

455

374

436

489

Франция

482

346

296

332

314

Бельгия

253

174

204

232

275

Испания

299

202

178

229

244

Канада

272

218

180

181

224

Нидерланды

242

177

152

200

220

Великобритания

199

139

122

142

176

Источник: ICO, International Coffee Organisation2016 г.

Среднедушевое потребление кофе [3] в отдельных странах- импортёрах представлено в таблице 6. Анализ таблицы 6 показывает, что за период 2011-2016 гг. наименьшими потребителями кофе на человека были Ирландия и Россия (в среднем 5,3 и 5,5 г/чел/день соответственно). Наибольшей популярностью кофе пользовался в Швеции и в Финляндии (в среднем 27,3 и 30,9 г/чел/день соответственно). [12.C.98]

Таблица 6-Среднедушевое потребление кофе в отдельных странах-импортёрах, г/чел/день [12]

Страны

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Австрия

14,4

19,9

17,9

17,4

20,0

18,6

Бельгия

9,6

7,5

14,9

15,4

23,5

17,9

Великобритания

6,7

6,4

6,6

6,7

6,7

6,3

Германия

17,7

19,1

17,9

17,5

19,6

20,6

Греция

11,3

8,2

12,6

14,7

13,6

9,5

Дания

23,3

26,0

24,5

22,3

25,0

24,3

Ирландия

з,з

3,6

5,4

6,6

8,4

4,5

Испания

10,9

9,3

10,5

9,6

9,9

10,0

Италия

14,6

14,9

14,6

15,6

15,3

15,2

Канада

12,8

13,5

12,2

11,3

14,9

11,9

Нидерланды

24,2

24,4

24,2

27,5

26,7

30,5

Норвегия

24,5

26,3

25,5

25,1

26,0

25,5

Россия

3,5

5,5

5,5

6,1

5,8

6,3

США

12,5

11,0

10,9

11,4

11,3

11,4

Финляндия

29,2

30,4

30,3

31,1

32,2

32,3

Франция

15,2

15,1

15,4

14,5

13,7

13,4

Швеция

28,8

26,4

26,8

26,8

28,9

25,8

Япония

9,5

9,5

9,7

9,3

9,9

9,9