Файл: Индивидуальное предпринимательство (Сущность предпринимательства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства".[42][1,ст.5]

Упрощен порядок выкупа государственного имущества субъектами малого и среднего предпринимательства.[43][1,ст.4] Так, в частности, предусмотрено преимущественное право выкупа  указанными субъектами арендуемого имущества (по состоянию на 1 июля 2013 года), находящееся во временном владении или временном пользовании непрерывно в течение не менее двух лет. В случае если ранее было отказано в выкупе арендуемых помещений из-за действовавших ограничений максимальной площади помещений, дается право на подачу повторного заявления о включении помещений в перечень отчуждаемого имущества. Устанавливается срок рассрочки оплаты стоимости имущества — три года. Кроме того, срок приватизации помещений продлевается на пять лет  — до 1 июля 2018 года. Из этого законодательного акта следует отметить, что выкуп арендуемого государственного имущества стал проще, сроки аренды продлены, соответственно, как и сроки приватизации вырастают на два года.[44][2,ст.5]

2.1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ РОССИИ.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации". Так, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат — это госорган с правом юридического лица, обеспечивающий гарантии защиты прав и законных интересов субъектов бизнеса и соблюдения указанных прав органами государственной власти, местного самоуправления и должностными лицами.[45][2,ст.5]

Уполномоченного назначает Президент РФ с учетом мнения предпринимательского сообщества сроком на 5 лет. Уполномоченный наделяется правом направлять мотивированные предложения Президенту России об отмене правительственных постановлений и распоряжений, а также обжаловать решения арбитражных судов. Также отдельный раздел в федеральном законе посвящен уполномоченным в субъектах РФ.[46][1,112]


Основная задача Уполномоченного в субъекте РФ рассматривать жалобы субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в налоговом органе на территории соответствующего субъекта РФ. Направление жалобы по одному и тому же вопросу уполномоченным, осуществляющим свою деятельность в разных субъектах Российской Федерации, не допускается.[47][5,30]

Нормативный акт направлен на создание отдельного подразделения — уполномоченных лиц, которые будут заниматься вопросами предпринимательства - защищать права бизнесменов, отвечать на их вопросы рассматривать жалобы и, что не менее важно, обжаловать и отменять нормативные акты и отменять решения арбитражных судов через предложения президенту по данному факту. Законодательный акт позволяет более полноценно анализировать президенту ситуацию на рынке малого предпринимательства в Российской Федерации, принимать в его развитии непосредственное участие.[48][2,215]

Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи: приоритетное развитие малого предпринимательства – одно из основных условий экономического и социального возрождения России. Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий.[49][6,31]

Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест.[50][5,31]

Предприятие, играющее все большую роль в региональных социально экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации, через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.

Поменять психологию власти к малому бизнесу; отойти от мнения, что малый бизнес не платит налоги и находится в серой экономике; реформирование и упрощение налогообложения сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества; решить вопрос с землей; стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в бизнес главная задача государства на сегодняшний день. Это привлечет большие инвестиции со стороны населения, деньги которого лежат под подушками и матрасами.[51][3,216]


2.2 ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Практика государственного содействия частному сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития бизнеса. Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления из других источников и льготного налогообложения.[52][4,217]

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым предпринимателям и компаниям.[53][7,33]

В условиях глубокого экономического кри­зиса и крайней ограниченности ресурсов для капиталовложений в экономику России пробле­ма приоритетности выбора направлений инве­стиционной деятельности приобретает чрезвы­чайное значение. Учитывая данное обстоятель­ство, надо включать в систему таких приорите­тов и сферу малого и среднего бизнеса.[54][6,32]

Это вытекает из объектив­ного хода социально-экономических процессов, из того, каковы место и перспективы данной сферы в решении ряда актуальных для нашей страны задач: создания конкурентной среды, повышения уровня и эффективности за­нятости населения, отработки и распростране­ния новых технических решений.[55][7,33]

Между тем пока нет оснований говорить о том, что российский бизнес реально пользуется какими-то предпоч­тениями в распределении инвестиционных ре­сурсов; скорее имеет место противоположная ситуация, когда эта сфера оттесняется на вто­рой план. Финансирование было и остается наи­более уязвимой проблемой российского бизнеса. По данным социологического опроса руководи­телей предприятий, половине рес­пондентов при их организации пришлось огра­ничиться собственными сбережениями; немно­гим более четверти сумели получить кредит, а менее 20% – привлечь средства вкладчиков. При этом проблема инвести­рования остается основной на всем протяжении деятельности фирмы.[56][9,51]


В западных странах действуют многочис­ленные коммерческие банки, страховые компа­нии, отраслевые фонды, региональные коммер­ческие отделения по содейтвию бизнесу, огромное количе­ство региональных гарантов, благотворитель­ных фондов и ассоциаций, активно и весьма разнообразно его поддерживающие. Мы тако­го рода институтами не располагаем, что, разу­меется, существенно тормозит развитие бизнеса, тем более что и ощутимой государственной ма­териально-финансовой помощью последний не пользуется. [57][5,219]

Положение с обеспеченнос­тью предприятий материальными, энерге­тическими и финансовыми ресурсами не толь­ко не улучшается, но в последние годы, напро­тив, ухудшается. Согласно результатам выбо­рочных обследований деловой активности ма­лого предпринимательства в промышленности, строительстве и розничной торговле, проведен­ных в 1995—1996 годах, запасы сырья и материа­лов сократились примерно у 40% малых хо­зяйств. Сложившийся уровень заказов и обес­печенности ресурсами большинство предпринимателей оценивали как находящееся на уров­не «ниже нормального», хотя, в отличие от круп­ных предприятий, в сфере малого бизнеса наблюдаются некоторые тенденции стабилизации экономи­ческого положения.[58][10,54]

Несмотря на то, что капитальные вложения малого предпринимательства составляют достаточно внушительную сум­му – это 11% от капиталовложений в экономику Рос­сии за счет всех источников финансирования, активность малых предприятий промышленно­сти в области инвестиций весьма низка. Лица, возглавляющие малые предприятия, критически ха­рактеризуют конкурентоспособность своей про­дукции: «средней» применительно к внутрен­нему рынку ее полагают лишь несколько более 50% руководителей. Низкая конкурентоспособ­ность продукции соответственно сдерживает спрос на нее.[59][9,63]

Руководители обследованных малых пред­приятий основными факторами, сдерживающи­ми их инновационную деятельность, считают недостаток собственных средств, высокие налоговые ставки, неприемлемые условия инвестирова­ния и кредитования.[60][6,221]

Анализ источников финансирования малых предприятий показывает, что наиболее доступ­ными для этой сферы являются внутренние ис­точники развития, их используют более трех четвертей предприятий, тогда как из внешних источников черпает какие-то ресурсы лишь один из четырех субъектов малого бизнеса. Первое ме­сто среди источников финансирования занима­ют доходы от собственной деятельности. Вто­рое место занимает другой внутренний источ­ник – личные средства учредителей. На третьем месте - частный кредит.[61][10,65]


Одной из главных проблем развития предпринимательства является их слабое инвестирование в связи с повышенными, в данной области, рисками при кредитовании. Кадровый состав обычно не имеет достаточной экономической подготовки и потому представляет слабо прора­ботанные инвестиционные проекты; что же ка­сается консалтинговых услуг по ведению биз­неса и подготовке инвестиционных проектов, то они для предприятий малого бизнеса слишком дороги.[62][7,224]

Во всех цивилизованных странах предприниматели не представляют, как можно не застраховать наиболее опас­ные риски, связанные с производственной деятельностью. В настоящее время наряду с образованием новых малых предприятий наблюдается процесс банкротства ранее действовавших, что в целом ряде случаев связа­но с уничтожением или потерей их имущества в ре­зультате пожаров и других неблагоприятных событий.[63][8,37]

Для малых предприятий каждое такое событие может стать катастрофическим. Возрождение их как правило проблематично, если руководитель не принял своев­ременных мер по защите имущественных интересов и возложению на себя ответственности за жизнь и здо­ровье работников путем заключения договоров стра­хования. Страхование способно оказывать существенное влия­ние на финансовое состояние и развитие малого бизнеса. В настоящее время еще не все средние и мелкие предприятия проявляют активность на национальном рынке.[64][8,226]

Заключение ими договоров страхования в зна­чительной мере сдерживается их финансовыми возмож­ностями. Но именно в переходный к рыночной эконо­мике период в целях развития и стабильности малого бизнеса предпринимателям необходимо обеспечить страховую защиту своих имущественных интересов и ответственности перед третьими лицами через систему страхования. Многие страховые компании и их фирмы с большой настороженностью относятся к малым предприятиям при заключении договоров имущественного страхова­ния, рассматривая их как источник повышенного риска.[65][9,39]

Страховые компании оказали существенную помощь большинству малых предприятий при их становлении и продолжают оказывать ее в процессе функциониро­вания. Как правило, коммерческие банки выдают та­ким предприятиям краткосрочные кредиты только при условии, что гарантия их возврата будет обеспечена договором страхования ответственности заемщика за непогашение кредита, заключенного заемщиком со страховой организацией в пользу банка.[66][11,58]