Файл: Индивидуальное предпринимательство (Сущность предпринимательства в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ.
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.2 ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.3 КРИТЕРИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, КАК ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛОМ.
ГЛАВА 2 ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ РОССИИ.
Федеральный закон от 02.07.2013 N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства".[42][1,ст.5]
Упрощен порядок выкупа государственного имущества субъектами малого и среднего предпринимательства.[43][1,ст.4] Так, в частности, предусмотрено преимущественное право выкупа указанными субъектами арендуемого имущества (по состоянию на 1 июля 2013 года), находящееся во временном владении или временном пользовании непрерывно в течение не менее двух лет. В случае если ранее было отказано в выкупе арендуемых помещений из-за действовавших ограничений максимальной площади помещений, дается право на подачу повторного заявления о включении помещений в перечень отчуждаемого имущества. Устанавливается срок рассрочки оплаты стоимости имущества — три года. Кроме того, срок приватизации помещений продлевается на пять лет — до 1 июля 2018 года. Из этого законодательного акта следует отметить, что выкуп арендуемого государственного имущества стал проще, сроки аренды продлены, соответственно, как и сроки приватизации вырастают на два года.[44][2,ст.5]
2.1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ РОССИИ.
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации". Так, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат — это госорган с правом юридического лица, обеспечивающий гарантии защиты прав и законных интересов субъектов бизнеса и соблюдения указанных прав органами государственной власти, местного самоуправления и должностными лицами.[45][2,ст.5]
Уполномоченного назначает Президент РФ с учетом мнения предпринимательского сообщества сроком на 5 лет. Уполномоченный наделяется правом направлять мотивированные предложения Президенту России об отмене правительственных постановлений и распоряжений, а также обжаловать решения арбитражных судов. Также отдельный раздел в федеральном законе посвящен уполномоченным в субъектах РФ.[46][1,112]
Основная задача Уполномоченного в субъекте РФ рассматривать жалобы субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в налоговом органе на территории соответствующего субъекта РФ. Направление жалобы по одному и тому же вопросу уполномоченным, осуществляющим свою деятельность в разных субъектах Российской Федерации, не допускается.[47][5,30]
Нормативный акт направлен на создание отдельного подразделения — уполномоченных лиц, которые будут заниматься вопросами предпринимательства - защищать права бизнесменов, отвечать на их вопросы рассматривать жалобы и, что не менее важно, обжаловать и отменять нормативные акты и отменять решения арбитражных судов через предложения президенту по данному факту. Законодательный акт позволяет более полноценно анализировать президенту ситуацию на рынке малого предпринимательства в Российской Федерации, принимать в его развитии непосредственное участие.[48][2,215]
Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи: приоритетное развитие малого предпринимательства – одно из основных условий экономического и социального возрождения России. Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий.[49][6,31]
Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест.[50][5,31]
Предприятие, играющее все большую роль в региональных социально экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации, через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.
Поменять психологию власти к малому бизнесу; отойти от мнения, что малый бизнес не платит налоги и находится в серой экономике; реформирование и упрощение налогообложения сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества; решить вопрос с землей; стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в бизнес главная задача государства на сегодняшний день. Это привлечет большие инвестиции со стороны населения, деньги которого лежат под подушками и матрасами.[51][3,216]
2.2 ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Практика государственного содействия частному сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития бизнеса. Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления из других источников и льготного налогообложения.[52][4,217]
Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым предпринимателям и компаниям.[53][7,33]
В условиях глубокого экономического кризиса и крайней ограниченности ресурсов для капиталовложений в экономику России проблема приоритетности выбора направлений инвестиционной деятельности приобретает чрезвычайное значение. Учитывая данное обстоятельство, надо включать в систему таких приоритетов и сферу малого и среднего бизнеса.[54][6,32]
Это вытекает из объективного хода социально-экономических процессов, из того, каковы место и перспективы данной сферы в решении ряда актуальных для нашей страны задач: создания конкурентной среды, повышения уровня и эффективности занятости населения, отработки и распространения новых технических решений.[55][7,33]
Между тем пока нет оснований говорить о том, что российский бизнес реально пользуется какими-то предпочтениями в распределении инвестиционных ресурсов; скорее имеет место противоположная ситуация, когда эта сфера оттесняется на второй план. Финансирование было и остается наиболее уязвимой проблемой российского бизнеса. По данным социологического опроса руководителей предприятий, половине респондентов при их организации пришлось ограничиться собственными сбережениями; немногим более четверти сумели получить кредит, а менее 20% – привлечь средства вкладчиков. При этом проблема инвестирования остается основной на всем протяжении деятельности фирмы.[56][9,51]
В западных странах действуют многочисленные коммерческие банки, страховые компании, отраслевые фонды, региональные коммерческие отделения по содейтвию бизнесу, огромное количество региональных гарантов, благотворительных фондов и ассоциаций, активно и весьма разнообразно его поддерживающие. Мы такого рода институтами не располагаем, что, разумеется, существенно тормозит развитие бизнеса, тем более что и ощутимой государственной материально-финансовой помощью последний не пользуется. [57][5,219]
Положение с обеспеченностью предприятий материальными, энергетическими и финансовыми ресурсами не только не улучшается, но в последние годы, напротив, ухудшается. Согласно результатам выборочных обследований деловой активности малого предпринимательства в промышленности, строительстве и розничной торговле, проведенных в 1995—1996 годах, запасы сырья и материалов сократились примерно у 40% малых хозяйств. Сложившийся уровень заказов и обеспеченности ресурсами большинство предпринимателей оценивали как находящееся на уровне «ниже нормального», хотя, в отличие от крупных предприятий, в сфере малого бизнеса наблюдаются некоторые тенденции стабилизации экономического положения.[58][10,54]
Несмотря на то, что капитальные вложения малого предпринимательства составляют достаточно внушительную сумму – это 11% от капиталовложений в экономику России за счет всех источников финансирования, активность малых предприятий промышленности в области инвестиций весьма низка. Лица, возглавляющие малые предприятия, критически характеризуют конкурентоспособность своей продукции: «средней» применительно к внутреннему рынку ее полагают лишь несколько более 50% руководителей. Низкая конкурентоспособность продукции соответственно сдерживает спрос на нее.[59][9,63]
Руководители обследованных малых предприятий основными факторами, сдерживающими их инновационную деятельность, считают недостаток собственных средств, высокие налоговые ставки, неприемлемые условия инвестирования и кредитования.[60][6,221]
Анализ источников финансирования малых предприятий показывает, что наиболее доступными для этой сферы являются внутренние источники развития, их используют более трех четвертей предприятий, тогда как из внешних источников черпает какие-то ресурсы лишь один из четырех субъектов малого бизнеса. Первое место среди источников финансирования занимают доходы от собственной деятельности. Второе место занимает другой внутренний источник – личные средства учредителей. На третьем месте - частный кредит.[61][10,65]
Одной из главных проблем развития предпринимательства является их слабое инвестирование в связи с повышенными, в данной области, рисками при кредитовании. Кадровый состав обычно не имеет достаточной экономической подготовки и потому представляет слабо проработанные инвестиционные проекты; что же касается консалтинговых услуг по ведению бизнеса и подготовке инвестиционных проектов, то они для предприятий малого бизнеса слишком дороги.[62][7,224]
Во всех цивилизованных странах предприниматели не представляют, как можно не застраховать наиболее опасные риски, связанные с производственной деятельностью. В настоящее время наряду с образованием новых малых предприятий наблюдается процесс банкротства ранее действовавших, что в целом ряде случаев связано с уничтожением или потерей их имущества в результате пожаров и других неблагоприятных событий.[63][8,37]
Для малых предприятий каждое такое событие может стать катастрофическим. Возрождение их как правило проблематично, если руководитель не принял своевременных мер по защите имущественных интересов и возложению на себя ответственности за жизнь и здоровье работников путем заключения договоров страхования. Страхование способно оказывать существенное влияние на финансовое состояние и развитие малого бизнеса. В настоящее время еще не все средние и мелкие предприятия проявляют активность на национальном рынке.[64][8,226]
Заключение ими договоров страхования в значительной мере сдерживается их финансовыми возможностями. Но именно в переходный к рыночной экономике период в целях развития и стабильности малого бизнеса предпринимателям необходимо обеспечить страховую защиту своих имущественных интересов и ответственности перед третьими лицами через систему страхования. Многие страховые компании и их фирмы с большой настороженностью относятся к малым предприятиям при заключении договоров имущественного страхования, рассматривая их как источник повышенного риска.[65][9,39]
Страховые компании оказали существенную помощь большинству малых предприятий при их становлении и продолжают оказывать ее в процессе функционирования. Как правило, коммерческие банки выдают таким предприятиям краткосрочные кредиты только при условии, что гарантия их возврата будет обеспечена договором страхования ответственности заемщика за непогашение кредита, заключенного заемщиком со страховой организацией в пользу банка.[66][11,58]