Файл: Стратегия диверсификации компании (по выбору) (Разработка туристического продукта на основе стратегии диверсификации СОДО «Визит-Тур»).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
Введение
В условиях рыночной конкуренции реализация обоснованной стратегии диверсификации деятельности предприятия позволяет уменьшить риски его функционирования путем распределения их на разные виды и направления деятельности. Учитывая возможную степень неопределенности будущей ситуации на рынках продукции и сырья, изменения спроса и ожиданий потребителей, финансово-экономических условий предпринимательской деятельности, именно реализация стратегии диверсификации может стать условием для получения предприятием стабильной прибыли, сохранения экономического роста и повышения эффективности его деятельности.
Активная реализация стратегий диверсификации предприятий началась в середине ХХ столетия в США. Сегодня широкая диверсификация предприятий характерна для Америки, Западной Европы, Японии, Южной Кореи и др.
Следует заметить, что наиболее активно стратегии диверсификации реализуются на предприятиях металлургической отрасли, причем приоритетными ее направлениями становятся машиностроение и инжиниринговые услуги.
Цель курсовой работы – изучение стратегии диверсификации компании.
Исходя из цели, определим задачи, которые необходимо выполнить в ходе исследования:
изучить сущность диверсификации;
рассмотреть виды стратегии диверсификации;
исследовать роль стратегии диверсификации;
разработать туристический продукт на основе стратегии диверсификации СОДО «ВИЗИТ-ТУР».
Объектом дипломной работы является – стратегия диверсификации, предметом – стратегии диверсификации СОДО «Визит-тур».
В работе использованы материалы финансовых отчетных документов СОДО «Визит-тур».
Методы исследования основаны на общенаучных методах познания, прежде всего, системном подходе, анализе и синтезе, правилах формальной логики.
1 Теоретические аспекты стратегии диверсификации
1.1 Сущность диверсификации
На бизнес оказывает воздействие совокупность многочисленных взаимосвязанных факторов внешней и внутренней среды. Основными из них являются: глобализация, цикличность экономических процессов, нестабильность и замедление темпов развития мировой экономики, террористические акты, санкции, усиление конкуренции за более выгодные условия приложения капитала в производство и расширение доли на рынке, и т.п.
Компаниям приходится приспосабливаться к меняющимся условиям ведения бизнеса. В зависимости от особенностей вызовов и угроз внешней и внутренней среды стоит проблема выбора приоритетных долгосрочных целей и задач развития, а также способов их реализации. Например, опрос 193 компаний США показал, что 89% респондентов придавали первостепенное значение прибыли, 82% – доле рынка, 54% – научным исследованиям и разработкам, 29% – превращению в международную компанию; 51% опрошенных в числе приоритетов назвали стратегию диверсификации [7, с. 97].
Термин «диверсификация» (от лат. diversificatio – изменение, разнообразие, а также от сочетания слов: diversus – разный и facere – делать) получил признание в экономической теории и практике в 50-е гг. ХХ столетия. В экономической литературе раскрываются различные аспекты диверсификации, что определяет масштабы и возможности ее реализации.
Диверсификация представляет собой:
– стратегию компании, преследующую долгосрочные цели, задачи и пути их решения в зависимости от конкретных условий ведения бизнеса;
– одну из организационных форм производства в сочетании с другими (концентрацией, специализацией, и т.д.);
– эффективный способ адаптации к требованиям рынка;
– инструмент для устранения диспропорций производства и перераспределения ресурсов, определения актуальных направлений реструктуризации экономики;
– процесс проникновения компании в другие отрасли производства, и т.д.
Диверсификация – стратегия одновременного вложения капитала в развитие многопрофильного бизнеса.
Цель диверсификации – повысить конкурентоустойчивость бизнеса, минимизировать риски и предотвратить банкротство не только в текущем периоде, но и на перспективу.
Стратегия диверсификации применяется, чтобы не зависеть от одного и того же вида продукции, рынка сбыта и слоя покупателей в условиях конку- рентного рынка.
Целесообразность реализации стратегии диверсификации может быть в том случае, если:
– компания не имеет потенциала роста бизнеса в занимаемом ею сегменте (нише) рынка;
– в других видах деятельности и отраслях появилась возможность увеличить прибыль с меньшими затратами, повышением конкурентоустойчивости, имиджа бизнеса; – в новой отрасли имеются сверхресурсы (гранты, бюджетное финансирование с целью импортозамещения, и др.);
– появится возможность за счет синергизма снизить издержки производства и увеличить прибыль.
1.2 Виды диверсификации
На современном этапе применяются различные виды стратегий диверсификации. Наиболее распространенные из них:
1. Диверсификация активов в банковской сфере на основе нормативно-законодательных актов, кредитной истории заемщиков, экономической ситуации на рынках в масштабе страны и мирового хозяйства.
2. Диверсификация валютных резервов государства, банков, юридических и физических лиц с учетом курсовой стоимости валют и финансовых рисков.
3. Диверсификация инвестиций по сферам вложения капитала, срокам окупаемости и другим критериям.
4. Диверсификация импорта: приобретение сырья, готовой продукции, услуг, технологий у разных поставщиков (стран) – по наиболее оптимальной цене с целью ослабления зависимости от одного источника поставок.
5. Диверсификация производства – одновременное развитие не связанных технологически между собой видов деятельности с целью проникновения на новые рынки, минимизации сезонных колебаний цен, передела рынков в свою пользу и увеличения прибыли.
6. Диверсификация продукции – ее модификация, расширение ассортимента ранее про- изводимых изделий на действующем предприятии, с целью более эффективного использования имеющихся возможностей, более полного удовлетворения потребностей покупателей, а также защиты своих рынков.
Различные виды стратегий способствуют диверсификации текущей, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов рынка на микро- и макроуровне, в масштабе отдельной страны и мирового хозяйства.
Как отмечают аналитики, стратегия диверсификации должна отвечать следующим критериям:
1) степень привлекательности нового бизнеса и отрасли в целом, с точки зрения перспектив развития отрасли на микро- и макроуровне страны, в масштабе мирового хозяйства;
2) величина затрат для вхождения в отрасль, в новый бизнес;
3) дополнительные преимущества от ведения нового вида деятельности (на основе эффекта синергизма).
4) повышения имиджа компании.
В качестве примера приведем компанию «Норникель», которая традиционно поддерживает социально значимые спортивные проекты в России. Наиболее известные из них – ПБК ЦСКА, Российский футбольный союз. Совет директоров компании «Норникель» объявил о вложении более 250 млн. долл. в 2016-2017 гг. для превращения олимпийского курорта «Роза хутор» в круглогодичный туристический курорт. Для «Норникеля» это непрофильные инвестиции: затраты составят около 7% от прогнозируемой EBITDA за 2016 г. [10, c. 12]
Причины применения стратегии диверсификации в условиях непредсказуемости рыночных отношений – стремление не зависеть:
– от единственного поставщика сырья, технологий, комплектующих;
– от одного и того же вида производимой продукции или оказания услуг;
– от единственного рынка сбыта;
– от спроса одних и тех же покупателей на локальном рынке, и др.
Диверсификации имеет различные виды ее проявления: концентрическая, чистая, связанная, несвязанная, и т.д. Подобное деление имеет условный характер, поскольку зачастую переплетаются различные подходы к диверсификации и ее виды.
При осуществлении стратегии диверсификации компания:
1) либо выходит за рамки промышленной цепочки, внутри которой она действовала, и ищет новые виды деятельности, существующие в плане технологическом или коммерческом, с целью добиться эффекта синергизма (концентрическая диверсификация);
2) либо осваивает виды деятельности, не связанные с ее традиционным профилем, с целью обновления своего портфеля (чистая диверсификация) [3, c. 420].
Стратегия связанной диверсификации означает осуществление видов деятельности или производство новых товаров и услуг, аналогичных базовым. Пример: компания «Мосметрострой» 85 лет строила метро.
Согласно разработанной стратегии диверсификации компания реализует проект реконструкции Владивостокского тоннеля. Одновременно ведутся работы по капитальному ремонту объектов РЖД, а в будущем планируют заняться проектами жилищного строи- тельства [2, c. 5].
Несвязанная диверсификация означает производство товаров и услуг, совершенно не относящихся к основной деятельности компании. Несвязаную диверсификацию также называют конгломератной. Пример: компания по производству машиностроительного оборудования открывает производство пищевых продуктов, или создает агропромышленный комплекс. Компания проникает в другие отрасли безотносительно его технологической, производственной и сбытовой связанности с целью максимизации прибыли.
3) Если компания расширяет свое производство в новые области, но ее товары и услуги остаются близкими к базовым, говорят о кон- центрированной диверсификации [6, с. 68-69] .
4) Диверсификация усиливает концентрацию производства за счет сосредоточения производственных фондов, численности занятых и населения городских агломераций.
В этой связи диверсификация рассматривается как одна из организационных форм производства.
При этом диверсификация осуществляется во взаимосвязи со специализацией, кооперированием и комбинированием, с целью повышения эффективности инвестиций в концентрацию производства [4, с. 251]. Примером является известная американская фирма «OZON», которая сначала продавала книги через интернет-магазин. Затем организовала розничную торговлю печатной продукцией, подойдя к этому креативно: на стеллажах в магазине книги были размещены не корешками к потенциальному покупателю как обычно, а «лицом» (титульным листом).
В 2016 г. фирма объявила о разработке новых стратегий – по реализации алкогольной продукции, а затем – о продаже автомобилей. Интернет-магазин «OZON» договорился с крупнейшим фармритейлером – сетью «36.6» о продаже лекарств онлайн.
Распространена также вертикальная и горизонтальная диверсификация. В процессе вертикальной диверсификацией происходит поглощение потребителей и поставщиков, контроль всех видов деятельности, с целью создания единой производственной цепочки, начиная от поступления сырья до изготовления и реализации готового продукта. Например, в процессе переработки нефти.
Горизонтальная диверсификация предполагает создание видов бизнеса, производства товаров и услуг, не связанных напрямую с основной деятельностью компании в своей или смежных отраслях. Например, в результате конверсии ВПК предприятие может поставлять свои товары на рынки гражданской продукции, вытесняя тем самым своих конкурентов. Стратегии диверсификации особенно актуальны в условиях нестабильности развития экономики. Инвесторы различных отраслей заинтересовались освоением розничного рынка лекарств. Как считают специалисты, открыть аптеку на арендованной площади стоит 1,5 – 2 млн. руб. Практика свидетельствует, что проникнуть на фармацевтический рынок проще девелоперам. Так, девелоперская структура совладельца Capital Grup – «Миттен» приобрела у правительства Москвы 100% сети «Столичных аптек»: 180 аптек и пять складов за 5,67 млрд. руб. [1, c. 18]. ООО «Сезар групп», согласно сайту самой компании, – застройщик с 2003 г. Среди его проектов – жилищные комплексы «Николин парк» и «Рассказово» в новой Москве. На этом же сайте есть ссылка на сеть «Мосаптеки», которая начала развиваться в апреле 2015 г. Ею управляет ООО «Источник здоровья» (100% ее принадлежит совладельцу ООО «Сезар групп»).
В 2016 г. сеть «Мосаптеки» включала 47 аптек в низком и премиальном ценовом сегменте в Москве и Московской области. Согласно отраслевому изданию Vademecum, в рейтинге «Топ- 200 аптечных сетей России» – сеть «Мосаптеки» заняла 177-е место. В ее планах на 2017 г. – довести количество аптек до 170, что позволит занять 5-е место на московском розничном рынке лекарств. Прогноз на 2018 г. – увеличение количества аптек сети за счет их размещения в других регионах [1, c. 18].
Компания «Амфора», возникнув в 1998 г., стала издательством, выпускавшим огромное количество хороших книг российских и зарубежных авторов. Как отмечали специалисты, «Амфора» фактически формировала современное чтение, выпуская сотнями тысяч тиражи серий про животных, биографии исторических личностей и легенд русского рока. В неделю издательство могло выпускать 30 изданий разных серий, за месяц тираж мог доходить до 500 тыс. За все время было издано около 70 млн. книг. Книги продавались по цене 99-129 руб. В 2015 г. благодаря гигантским объемам напечатанных книг «Амфора» занимала 15-е место по тиражам. Издательство функционировало на стыке коммерции и культуры, получая каждый год литературные премии [5, с. 30-31].