Файл: Стратегия диверсификации компании (по выбору) (Разработка туристического продукта на основе стратегии диверсификации СОДО «Визит-Тур»).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
Чтобы приспособиться к изменившимся условиям рынка, издательство «Амфора» первым начинает продавать дешевые книги в супермаркетах, в ларьках печати, в почтовых отделениях. Но из-за сокращения читательского спроса в условиях кризиса выручка падает. Чтобы продолжать свою деятельность, издательство берет кредиты, меняет типографии, и т.п.
Несмотря на то, что в 2015 г. издательство получило рекордную выручку – почти 800 млн. руб. и 218 млн. руб. чистой прибыли, долги компании оказались выше доходов. Задолженность перед налоговой составила 14 млн. руб., типографиям – более 60 млн. руб. Сумма долгов по кредитам еще выше: Росевробанку – 166 млн. руб., банку «Санкт-Петербург» – 27,9 млн. руб. [5, с. 30-31].
Таким образом, диверсификация представляет собой: стратегию компании, преследующую долгосрочные цели, задачи и пути их решения в зависимости от конкретных условий ведения бизнеса; одну из организационных форм производства в сочетании с другими (концентрацией, специализацией, и т.д.); эффективный способ адаптации к требованиям рынка; инструмент для устранения диспропорций производства и перераспределения ресурсов, определения актуальных направлений реструктуризации экономики; процесс проникновения компании в другие отрасли производства, и т.д.
Диверсификация – стратегия одновременного вложения капитала в развитие многопрофильного бизнеса.
Цель диверсификации – повысить конкурентоустойчивость бизнеса, минимизировать риски и предотвратить банкротство не только в текущем периоде, но и на перспективу.
2 Роль стратегии диверсификации
Анализируя вопросы диверсификации следует отметить, что механизм диверсификации используется также и для снижения негативных финансовых последствий несистематических (специфических) видов рисков.
В первую очередь он позволяет минимизировать портфельные риски. Принцип действия этого механизма основан на разделении рисков, препятствующем их концентрации.
В качестве основных форм диверсификации инвестиционных рисков эффективно используются:
диверсификация видов инвестиционной деятельности (использование альтернативных возможностей получения дохода от различных финансовых операций – краткосрочных и долгосрочных инвестиционных вложений, осуществление реального инвестирования, и т.п.);
диверсификация валютного портфеля («валютной корзины») предприятия (предусматривает выбор для проведения внешнеэкономических операций нескольких видов валют, таким образом снижается валютный риск);
диверсификация депозитного портфеля (размещение крупных сумм временно свободных денежных средств на хранение в нескольких банках, т.е. снижается уровень риска депозитного портфеля без изменения уровня его доходности);
диверсификация портфеля ценных бумаг (позволяет снижать уровень несистематического риска портфеля, не уменьшая при этом уровень его доходности);
диверсификация программы реального инвестирования (предусматривает включение в программу инвестирования различных инвестиционных проектов с альтернативной отраслевой и региональной направленностью, что позволяет снизить общий инвестиционный риск по программе).
В частности, проведение подобного рода диверсификации следует рассматривать как один из способов активизации инвестиционной активности.
Наибольший эффект диверсификации инвестиционных рисков достигается при подборе в инвестиционный портфель любого вида инструментов, характеризующихся отрицательной корреляцией (или противоположной ковариацией). В этом случае совокупный уровень инвестиционных рисков портфеля (выражаемый колеблемостью доходности) минимизируется в сравнении с уровнем рисков любого из таких инструментов.
В условиях конкуренции выживает компания (при прочих равных условиях) наиболее приспособленная к требованиям рынка. Но диверсификация не панацея от рисков. В зависимости от особенностей вызовов и угроз внешней и внутренней среды перед компанией всегда стоит проблема выбора приоритетных долгосрочных целей и задач развития, а также способов их реализации.
Рост, стабилизация и сокращение бизнеса может реализовываться различным образом посредством стратегий концентрации, интеграции, специализации, и др. [6, с. 68-69]. Пример того, как «Бритиш Петролеум Компани» корректировала свою стратегию:
– в 1970-е г. увеличивала объемы вложения капитала в виды деятельности, не связанные друг с другом технологически, в том числе, в пищевую отрасль (доминирует стратегия диверсификации);
– в 1980-е гг. – избавляется от непрофильных активов (стратегия специализации);
– в 1990-е гг. – принимает участие в различного рода ассоциациях, объединениях, и т.д. (стратегия интеграции).
Итак, компаниям приходится приспосабливаться под постоянно меняющиеся условия ведения бизнеса – подъем (или падение) деловой активности, сезонные колебания рынка, отставание спроса от предложения товаров (услуг) на рынке, передел рынка между крупными игроками, и др.
Все это вызывает потребность в своевременной разработке стратегий, их корректировке, и на этой основе – повышение качества управляемости развитием бизнеса.
В зависимости от условий внешней и внутренней среды предпринимательской деятельности перед компанией могут стоять разные задачи:
выжить или добиться стабильности развития бизнеса;
обеспечить в данный период рост прибыли или повысить конкурентоустойчивость диверсифицированного бизнеса на длительный период.
В России до 2020 года предполагается осуществить переход к инновационному социально-ориентированному развитию, созданию экономики, опирающейся и на модернизированные традиционные сектора, развитую транспортную инфраструктуру, и на отрасли «новой экономики», т. е. «экономики знаний» [9].
3 Разработка туристического продукта на основе стратегии диверсификации СОДО «Визит-тур»
Деятельность туристской фирмы подвержена сезонным колебаниям, которые приходятся на осень и весну. В связи с этим наиболее перспективным направлением расширения ассортимента услуг является разработка туристских программ для школьников.
Новая услуга будет включать в себя:
размещение гостей в гостиницах;
организация питания;
экскурсионное обслуживание.
В целях реализации данной услуги планируется заключить договора с туристскими фирмами располагающихся в других городах. Т.е. набор туристских групп будут осуществлять туристские фирмы других городов, а СОДО «Визит-тур» будет обеспечивать культурно-развлекательную программу. Расчет стоимости услуг и установление цены будет проводить СОДО «Визит-тур». В стоимость услуги будет включено: стоимость проживания; стоимость экскурсий; комиссионное вознаграждение сторонним туристским фирмам. Продолжительность тура составит 3 дня. Турпакет включает в себя: проживание в гостиницах 2*-3*, траснферт, экскурсионное обслуживание. Сделаем расчет стоимости тура (таблица 3.1).
Таблица 3.1 - Расчет стоимости тура на 1 человека
Статья затрат |
Млн. Руб. |
1. Проживание |
2400 |
2. Трансферт |
500 |
3. Экскурсии |
1500 |
4. Комиссия |
1350 |
ИТОГ |
5750 |
Себестоимость тура составляет 5750 млн. руб.
Прибыль предприятия с одного тура составит:
5750*13% = 750 млн. руб.
Следовательно, стоимость тура на одного человека составит:
5750 + 750 = 6500 млн. руб.
Если предположить, что в весенние и осенние каникулы, туристская фирма организует путевки для 40 групп по 10 человек, следовательно затраты на реализацию мероприятия будут такими:
Проживание 2400*10 чел*40 групп = 960000 млн. руб.
Трансферт 500*10 чел*40 групп = 200000 млн. руб.
Экскурсии 1500*10 чел*40 групп = 600000 млн. руб.
Комиссия 1350* 10 чел*40 групп = 540000 млн. руб.
Таким образом, планируемый оборот компании составит:
6500*10*40 = 2600000 млн руб.
Следовательно, прибыль предприятия будет составлять:
750*10 чел*40 групп = 300000 млн. руб.
В качестве увеличения объема продаж первым направлением стимулирования сбыта является установление скидок на турпродукты. В частности: организация туристских поездок по Республике Беларусь - 5%, международный туризм - 3 %, организация экскурсий - 5%.
Предоставление скидок позволит привлечь дополнительное число клиентов в периоды сезонного спада.
Предоставление скидок будет осуществляться на основании дисконтных карт. Изготовление дисконтных карт будет заказано в полиграфической фирме.
Карты будут выдаваться клиентам при покупке тура от 25 млн. руб.
Затраты на изготовление дисконтных карт составят (таблица 3.2).
Цена изготовления 1 карты: 300 тыс. руб. Тираж: 500 экз.
300*500 = 150000 тыс. руб.
Таблица 3.2 - Затраты по мероприятию
№п/п |
Статья затрат |
Сумма, тыс. руб. |
1 |
Изготовление дисконтных карт |
300*500 = 150000 |
Итого затрат |
150000 |
Таким образом, на реализацию данного мероприятия потребуется 150 тыс. руб.
Выбор целевой аудитории должен быть основан на сегментации рынка потребителей. Как показал анализ деятельности СОДО «Визит-тур» основными потребителями услуг компании являются:
семейные пары в возрасте от 25 до 50 лет.
Так же при выборе целевой аудитории важно учитывать географию потребителей. Большая часть потребителей туристских услуг СОДО «Визит-тур» это люди, проживающие в г. Минске. Однако в связи с тем, что СОДО «Визит-тур» планирует расширение деятельности по въездному туризму целесообразно охватить и другие регионы.
Таким образом, целевую аудиторию, на которую ориентирована рекламная компания, можно охарактеризовать следующим образом: семейные пары в возрасте 25-50 лет с уровнем доходов выше среднего.
Программа рекламных мероприятий предусматривает наступательный, активный характер действий по формированию имиджа предприятия, предполагает лучшую координацию деятельности всех структур туристской компании.
Программа насчитывает пять разделов:
- Наружная реклама.
Для рекламирования услуг СОДО «Визит-тур» предполагается использовать 2 поверхности щитов 3х6 м, которые будут арендованы у рекламного агентства «Талер» сроком на 3 месяца (таблица 3.3).
Таблица 3.3 - Смета затрат на наружную рекламу
Статья затрат |
Цена, тыс. руб. |
Кол-во |
Сумма, тыс. руб. |
Аренда рекламного щита |
17500 |
2 |
35000 |
Печать плакатов |
5000 |
2 |
10000 |
Итого |
45000 |
2. Размещение рекламы в журналах и газетах.
Рекламные обращения, которые помещены в газетах фирмой, привлекают внимание читателей. С учетом целевой аудитории компании наиболее интересными для СОДО «Визит-тур» являются следующие издания:
тематические журналы: «Туризм и отдых»;
республиканские газеты и газеты общего назначения: например «Деловой Минск»;
минские рекламные газеты: Рекламка.
Смета затрат на рекламу представлена (таблица 3.4)
Таблица 3.4 - Смета затрат на рекламу в газетах и журналах
Статья затрат |
Цена, тыс. руб. |
Количество |
Сумма, тыс. руб. |
Реклама в журнале |
|||
"Туризм и отдых" |
Модуль - 500 |
12 модулей |
6000 |
Реклама в газете |
|||
Вечерний Минск |
Строка - 10 |
4 строки * 48 выпусков= 192 сроки |
1920 |
"Деловой Минск" |
Модуль - 220 |
48 модулей |
10560 |
Итого |
18480 |
3. Выставочная деятельность.
Выставки и ярмарки имеют огромное значение с точки зрения поиска партнеров и установления деловых связей. Подобного рода выставки ежегодно проводятся не только в Минске, но и в других городах, как белорусские, так и международные. Участие в выставке дает возможность продемонстрировать свои услуги и реализовать сразу несколько видов рекламы: имидж-реклама, стимулирующая реклама, стабилизирующая реклама.
Далее рассчитаем затраты на участие в выставках (таблица 3.5)
Таблица 3.5 - Смета затрат на участие в выставке
Статья затрат |
Кол-во |
Сумма, тыс. руб. |
Стенд и рекламная площадь 2 кв. м. - 20000 Дизайн - 10000 Рекламно-информационная продукция - 1000 |
1 раз в год |
31000 |
4 кв. м. выставочной площади - 50000 Дизайн - 10000 |
1 раз в год. |
62000 |
Рекламно-информационная продукция - 2000 |
||
Итого |
93000 |