Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Диагностика стратегии управления АО «РТК» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Обеспечение эффективного управления любой компанией является следствием грамотной политики менеджеров при построении стратегии развития организации. Успешность стратегии управления напрямую зависит о постановки задач и формирования целей и своевременного контроля. В зависимости от отрасли бизнеса стратегия управления компаний проявляет себя по-разному, каждой отрасли присущи специфические формы стратегического управления.

В своей работе нам предстоит рассмотреть конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках на примере крупной телекоммуникационной компании АО «РТК», которая входит в группу компаний МТС.

Телекоммуникационный российский рынок сегодня близок к насыщению, поскольку абонентская база уже распределена между крупными участниками - МТС, «ВымпелКомом» и «МегаФоном». Увеличить финансовые показатели и привлекать инвесторов компании могут за счет развития новых услуг клиентам и совершенствованием имеющихся. Рассматриваемая компания вышла на хороший устойчивый уровень, позволяющей ей формировать существенные финансовые потоки. По мере прорыва новых информационных технологий МТС способна быстро адаптироваться к рынку.

Стратегическими целями компании является увеличение в 2015 и 2016 годах дивидендов до 90 миллиардов рублей, что значительно улучшит отношение инвесторов к акциям МТС. Для примера в 2012-2013 гг. акционеры МТС ежегодно получали примерно по 30 млрд. руб., а по итогам 2014 года компания выплатила 41,2 млрд. руб. В 2014 акции МТС существенно обогнали (+33%) российский рынок, в 2015 году акции МТС сохраняют перспективу для роста.

Общетеоретические вопросы формирования стратегии управления предприятий и их успешного контроля в условиях рыночной экономики в разное время были рассмотрены в трудах М.Портера, А.Томпсона, Т.Хорна, А.Смита, Л.Вальраса, Р.А.Фатхутдинова, А.Ю.Юданова, М.В.Чебыкиной, Д.Рикардо.

Системе стратегических факторов устойчивого развития уделяется внимание в работах К.Р.Гончар, Б.В.Кузнецовой, С.Эстерина, О.К.Филатова, И.М.Смолейчука, Е.С.Грачевой, Р.А.Фатхутдинова, Т.И.Фрадиной и др.

Предметом исследования в курсовой работе является методика разработки стратегического управления в телекоммуникационной компании.

Объект исследования - стратегические цели и задачи развития компании и принципы осуществления контроля их исполнения.

Целью курсовой работы является изучение стратегического управления как совокупности  взаимосвязанных  управленческих процессов на примере АО «РТК».


Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

-определить понятие и сущность разработки стратегии предприятия;

-рассмотреть деятельность телекоммуникационной компании АО «РТК» и изучить основные методы стратегического планирования;

-определить проблемы контроля исполнения стратегии.

Информационной базой послужили труды российских и зарубежных авторов в области менеджмента, материалы периодической печати и сети Интернет по рассматриваемой теме, а также внутренняя документация и отчетность телекоммуникационной компании.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 Сущность и содержание стратегического управления на предприятии

1.1 Определение сущности стратегии управления в современном менеджменте

Менеджмент организации - это создание бизнес-модели предприятия и максимально эффективное управление ею. Основной задачей менеджмента является формирование таких условий на предприятии, которые бы позволяли получать максимально возможную прибыль. Для этого осуществляется целый комплекс мер. Таких, как рациональная организация производства, внедрение инновационных технологий, эффективное использование кадрового состава, минимизация затрат, автоматизация процессов учета и управления и многое другое [2, с.101].

Менеджмент организации – это сложный и многоуровневый процесс. В связи с этим выделились отдельные его виды. К основным из них можно отнести: стратегический, финансовый, производственный (операционный), инновационный, маркетинговый и кадровый. Менеджмент включает в себя несколько основных функций. Это: планирование, организация, контроль, регулирование и мотивация. Планирование является стартовой площадкой для развития предприятия. Ведь оно определяет миссию, цели и задачи в виде количественных и качественных показателей [14, с.39].

Стратегическое планирование назначает долгосрочные задачи организации, а бюджетное – текущие. В дальнейшем на основе планов осуществляются контроль и регулирование деятельности. Функция организации в менеджменте направлена на формирование структуры предприятия и обеспечение его всеми необходимыми ресурсами. Функция мотивации сконцентрирована на создании определенной системы поощрения труда персонала, которая материально и морально стимулирует кадровый состав выполнять производственные задачи и добиваться поставленных целей. Важны также: развитие их творческого потенциала, формирование целостной команды. Контроль включает в себя три аспекта. Первый – это определение целей и сроков выполнения задач, второй – сравнение достигнутых результатов, а третий – корректировка действий и планов. Сформированные стратегические, бюджетные и другие планы являются своего рода стандартами, на основе отклонений показателей выполнения которых, осуществляется контроль. Функция координации обеспечивает согласованность действий всех структурных звеньев предприятия. Наиболее сложные процессы, которые включает в себя менеджмент организации, - это принятие решений. Существует ряд методов, которые позволяют эффективно осуществлять этот процесс. К ним относятся: системный анализ, моделирование процессов управления, экспертный анализ, генерация идей («мозговой штурм»). Эффективность менеджмента организации зависит от соблюдения ее принципов, которые заключаются в целостности управления, иерархической упорядоченности, целевой направленности, комбинации централизации и децентрализации, оптимизации и научной обоснованности управления и демократизации. Менеджмент организации - это целостная система управления ресурсами, финансами, персоналом, информацией, затратами, производственными процессами и еще целым рядом аспектов с целью получения прибыли и обеспечения развития предприятия[7, с.89].


Определяя сущность стратегии управления, следует акцентировать внимание на том, что разработка стратегии включает в себя планирование деятельности предприятия с учетом оценки функционирования всех бизнес-процессов.

Стратегический менеджмент – это вид управления, опирающийся на человеческий потенциал в качестве основы организации, ориентирующий производственную деятельность на потребительские запросы. Также он довольно гибко реагирует на все изменения в компании, что в полной мере отвечает вызову внешнего окружения и позволяет добиться определенных преимуществ в конкуренции. А именно эти факторы способствуют выживаемости организации в долгосрочной перспективе и достижению при этом поставленных целей [4, с.179].

Стратегический менеджмент – это одна из управленческих функций, которая находит свое отображение в долгосрочных целях и действиях компании. Необходимо отметить, что сама по себе формулировка стратегии и ее инструментария служит ядром управления и верным признаком качественного менеджмента компании. Стратегический менеджмент – это наличие конкретной структуры системы управления, содержащей следующие элементы: - анализ внешней и внутренней среды; - определение цели компании; - выбор и анализ стратегии, проведение ее оценки; - реализация стратегии; - оценка определенных выше направлений. Для успешного функционирования, компания должна предусмотреть определенные этапы развития стратегического менеджмента.

Так, в качестве предварительного этапа выделяют создание приказом по предприятию рабочей группы, которой осуществляется презентация и проведение разработки стратегии, к основным моментам которых можно отнести [7, с.108]:

- определение слабых и сильных сторон внутренней среды предприятия;

- выявление вероятных угроз успешному развитию бизнеса со стороны внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия;

- экспертная оценка данных, полученных по результатам выполнения предыдущих двух этапов;

- разработка миссии, целей и стратегической концепции развития организации;

- непосредственно выделение стратегических направлений;

- заключительный этап – анализ принятой стратегии [3, с.29].

Стратегический менеджмент – это система, имеющая свой объект и предмет. При этом объектами в данном случае являются компании, их стратегические хозяйственные структурные подразделения и определенные функциональные зоны. В качестве предмета стратегического менеджмента (управления) принято считать: - проблемы, напрямую связанные с глобальными целями компании; - проблемы, которые связаны с определенным элементом организации, если он необходим для достижения поставленной цели, однако в настоящий момент отсутствует либо содержится в недостаточном количестве; - проблемы, которые связаны с внешними факторами, являющимися неподконтрольными. Инновационный менеджмент и стратегическое управление являются взаимодополняющими экономическими понятиями. Инновационный менеджмент является системой управления, которая состоит из двух подсистем: объекта управления (управляемой) и субъекта управления (управляющей). При этом связь между субъектом и объектом данного осуществляется с помощью передачи информации, формирующей непосредственно управленческий процесс [5, с.18].


Эффективность менеджмента – сложная категория. Она отражает особенности социальных, экономических, организационных явлений.

Эффективность управления бывает тактическая и стратегическая, потенциальная и реальная. Тактическая – это получение результата в ближайшее время, а стратегическая – в будущем. Потенциальная – предварительная оценка, а реальная – оценка с учетом результатов, полученных практическим путем.

Эффективность в данном случае – это результат деятельности по управлению, рациональное использование имеющихся в наличии ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). В условиях централизованного управления народным хозяйством, эффективный менеджмент не входил в функции руководства предприятий. Все основные решения принимались «наверху» – в кабинетах Госплана, различных министерств, ведомств. В современных условиях рыночная экономика не позволяет руководителю быть стратегически безответственным. Он должен самостоятельно принимать основополагающие долговременные решения, при этом нести полную ответственность за их последствия [15, с.193].

Стратегический менеджмент представляет современную концепцию управления предприятием, организацией, который обеспечивает разработку и реализацию долговременных программ. От этого напрямую зависит эффективность организации, предприятия. Необходимо поменять исходный принцип планирования деятельности, кардинально изменить направление движения, то есть двигаться от будущего к настоящему. С точки зрения стратегического менеджмента, предприятие – это открытая экономическая система, а предпосылки успеха его деятельности находятся не внутри, а вне его. Другими словами, эффективность работы предприятия или организации будет зависеть от того, насколько удачным окажется приспособление к требованиям окружающей среды. К таковым можно отнести запросы потребителей, действия конкурентов, нормативно-правовые акты и т.п. [11, с.87].

Эффективность менеджмента стратегического по сравнению с оперативным заключается в том, что первый представляет собой процесс принятия и реализации стратегических решений с учетом собственного ресурсного потенциала, с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно существует и осуществляет свою деятельность. Стратегический менеджмент гораздо полнее подсказывает руководству, на что необходимо обратить пристальное внимание в настоящее время, чтобы благополучно существовать в будущем.

Стратегический менеджмент, по сравнению с традиционным, исходит из того, что внешняя среда и условия деятельности предприятия будут постоянно меняться и в будущем, оно не всегда сможет работать лучше, чем в прошлом или настоящем [11, с.101]. Итак, эффективность менеджмента стратегического заключается в том, что он действует, обеспечивая реализацию целей предприятия, организации в процессе динамического и неопределенного изменения окружающей среды. Это позволяет оптимально использовать имеющийся в наличии потенциал и быть восприимчивым к внешним требованиям. Потенциал предприятия – это его возможности по выпуску продукции, и помимо внутренних переменных он включает в себя возможности руководства. Стратегия предприятия – это набор правил, позволяющий принимать управленческие решения.


Структурно-стратегический менеджмент состоит из пяти нижеперечисленных элементов:

- анализ среды, в которой функционирует предприятие (организация);

- стратегия и ее выбор;

- реализация стратегии;

- миссия и цели;

- контроль реализации стратегии.

Эффективность менеджмента зависит от того, насколько сильно взаимосвязаны эти элементы и имеют ли они устойчивую обратную связь [2, с.181].

1.2 Сущность и значение конкурентоспособности в стратегическом менеджменте

Конкурентоспособность предприятия состоит из составляющих, не связанных друг с другом напрямую, но влияющих друг на друга. Конечным проявлением конкурентоспособности можно считать размер рыночной доли предприятия. Идеологической основой конкурентоспособности можно считать нацеленность и способность предприятия к удовлетворению требований потребителей с высоким качеством при низкой цене [2, с.181].

Конкурентоспособность предприятия характеризуется его способностью обеспечить: низкие издержки производства; уникальность продукта; качественный и доступный сервис; экологическая чистота продукта; качество продукта; своевременный вывод продукта на рынок. Неспособность предприятия обеспечить одно или несколько условий, значительно снижает его конкурентоспособность. Конкурентные стратегии предприятия – это результирующие системной работы по выработке методов и способов повышения конкурентоспособности. Стратегии могут быть разными, в зависимости от рыночной ориентации предприятия. Общее для всех то, что они целенаправленно влияют на всю организацию и ее развитие в будущем [18].

Ни одна компания не может обеспечить максимально эффективное выполнение всех стратегий, обеспечивающих конкурентоспособность, одновременно. Каждая компания составляет стратегический план, в рамках которого определяется очередность выполнения конкурентных стратегий, по итогам анализа их важности. Как правило, в приоритетах стратегического плана находится оптимизация структура компании и управление ею. Логика проста – от грамотных управленческих решений и их внедрений зависит успех выполнение любой локальной стратегии предприятия.

Конкурентоспособность предприятия формирует и определяет его рыночную стоимость. Среди конкурентных стратегий можно выделить поведенческие стратегии, отдельно. Они в значительной степени влияют на составление стратегического плана. Среди поведенческих стратегий предприятий выделяют [9, с.89]: