Файл: Управление эффективностью организации гостиничного (ресторанного) бизнеса (анализ эффективности деятельности на примере ресторана гостиницы HOLIDAY INN).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 281

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На современном этапе развития и экономики в целом, и пред­принимательской инфраструктуры в частности, проблема конкуренто­способности как никогда актуальна. Очень важно знать и понимать, в какой степени предприятие конкурентоспособно по отношению к дру­гим субъектам конкретного рынка, т.к. высокая степень конкуренто­способности является гарантом получения высоких экономических показателей в современных рыночных условиях, и иметь стратегиче­ский целью достижение такого её уровня, который помог бы ей выжи­вать в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Современная конкурентная среда есть сложная и динамично изменяющаяся система, что обуславливает необходимость регулярной оптимизации и обнов­ления методов и способов управления конкурентоспособностью орга­низации.

Одним из способов повышения конкурентоспособности пред­приятия - регулярная оценка эффективности его деятельности, как в отношении внутренней, так и внешней среды. Оценка эффективности деятельности предприятия помогает предпринимателю определить границы соотношения достигнутых компанией результатов и необхо­димых для этого затрат. На основе этого анализа выбирается наилуч­ший способ увеличения эффективности.

Проблема, поднимаемая в исследовании, состоит в том, что со­временные компании, оценивая эффективность своего функциониро­вания, склонны изучать исключительно экономическую составляю­щую, что является безусловно важной стороной оценки деятельности компании, но не позволяет разработать оптимальные инструментарий для совершенствования работы всей организации, а значит и не дает всех шансов на рост конкурентоспособности.

Степень изученности темы. Необходимость повышения эф­фективности управления компанией - один из актуальных вопросов менеджмента. Теоретико-методологические вопросы эффективности функционирования предприятия рассмотрены в работах таких отече­ственных и зарубежных ученых как: Ю.А. Винокура, А.Б. Когана, П.Ф. Друкера, Д. Рикардо, В. Парето, В.В. Ковалева, О.А. Минаевой, А.Д. Шеремета и пр.

Целью данной курсовой работы является разработка рекомен­даций по повышению эффективности деятельности ресторана.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

1. Рассмотреть виды эффективности.

2. Проанализировать подходы к повышению эффективности деятельности предприятия.

3. Провести анализ эффективности малого предприятия на при­мере ресторана гостиничного предприятия Holiday Inn Москов­ские ворота.


Объектом исследования выступает деятельность ресторана гос­тиничного предприятия Holiday Inn Московские ворота.

Предметом исследования являются вопросы эффективности деятельности ресторана.

Методы исследования. В данной работе были применены такие методы исследования как: анализа и синтеза, индукции и дедукции, диалектический и системного подхода. Проведен экономический ана­лиз деятельности и финансовых состояния, а также оценка конкурен­тоспособности объекта исследования и аналогичных по размеру пред­приятиях выбранной отрасли.

Структура исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе курсовой работы рассмотрены Теоретические основы эффективности деятельности предприятия. Раскрыты вопросы видов эффективности деятельности предприятия, а также подходы к эффективности деятельности.

Во второй главе курсовой работы проведен анализ эффективности деятельности предприятия на примере ресторана гостиницы HOLIDAY INN.

В заключении сделаны выводы по работе.

Глава 1 Теоретические основы эффективности деятельности предприятия

1.1 Виды эффективности предприятий

Проблема определения эффективности является в экономиче­ской сфере одна из наиболее изучаемых как среди зарубежных, так и среди отечественных исследователей. Однако, несмотря на огромное внимание к данной проблеме, в теории и практике до сих пор не сло­жилось единого подхода к определению эффективности. Выполнен­ный обзор научных публикации, посвященных исследованию пробле­мы эффективности, позволил выделить основные существующие сего­дня методические подходы к определению понятия эффективность (таблица 1).

Таблица 1

Подходы к определению понятия эффективность

Авторы | Точка зрения

Эффективность как отношение результата к затратам

Д. Рикардо [23, с. 321]

«Отношение результата к определенному виду за­трат, предприняты попытки оценки эффективности капитала. В частности, он показал, что чем менее долговечен капитал, тем более требуется постепенно затрачиваемого труда для сохранения его первона­чальной эффективности»

В. Петти, Ф. Кенэ [12, с. 22]

«Термин «эффективность» употребляется ими как «результативность», как возможность оценить дея­тельность правительства и его способности оживить экономическую жизнь»

Г. Эмерсон [33, с. 120]

«Эффективность, являясь основой хозяйственной деятельности и установления заработной платы, проявляется при условии, то нужная вещь сделана нужным работником в нужное время»

В. Парето [3, с. 257]

«Эффективность такое состояние экономики, при котором уже невозможно осуществить какие-либо изменения в пользу одного участника экономическо­го процесса, не ухудшив положение другого»

В.В. Ковалев [13, с. 131]

«Эффективность - это соотношение между получен­ным результатов и некоторой характеристикой фак­тора (ресурса), использованного для достижения данного результата»


Таким образом, некоторые авторы ставят знак равенства меж­ду понятиями эффективность, результативность, экономичность и производительность. Однако, нельзя сказать, что предприятие работа­ет эффективно, только если оно выполнило план по выпуску (достигло поставленных целей) или увеличило производительность труда. Эф­фективность предполагает положительные результаты по всем направ­лениям деятельности, включая упомянутые. Таким образом, следует рассматривать понятие эффективности в широком смысле как более емкое, включающее в себя экономичность, результативность и про­дуктивность.

Экономичность характеризует затратную сторону деятельно­сти предприятия. Экономичными считаются такие решения, при кото­рых ресурсы необходимого состава, количества и качества приобрета­ются и используются с минимально возможными издержками. Про­дуктивность определяется как соотношение объемов продукции (ус­луг) с величиной затрат на ее производство. Результативность харак­теризуется соответствие расходов и их результатов тем или иным це­лям [5, с. 61].

Таким образом, под экономической эффективностью следует понимать комплексное отражение конечных результатов использова­ния ресурсов для достижения целей предприятия, то есть следует рассматривать эффективность как «индивидуальный набор финансовых и нефинансовых показателей предприятия».

При определении эффективности управления обычно устанав­ливается: 1) объект управления; 2) субъект (источник) управленческих решений; 3) управленческие решения, оказывающие воздействие на объект; 4) возникающие эффекты в деятельности объекта управления

На основе эффектов управления, как правило, выделяют не­сколько видов эффективности:

1. Экономическая эффективность - отношение стоимо­сти объемов предоставленных услуг к стоимости объемов привлечен­ных для этого ресурсов. Она отражает внутреннее положение дел в системе управления.

2. Техническая эффективность - степень достижения це­лей деятельности с учетом общественных интересов [19]. Она отража­ет соответствие управления с требованиями внешней среды с учетом влияния, которое оно оказывает на состояние общества, и связана с количественными и качественными показателями.

3. Социальная эффективность: а) общая - характеризует вклад системы управления в качественное развитие общества как объ­екта управления; б) специальная — отражает качество функциониро­вания аппарата управления; в) конкретная — соотносится с детальны­ми особенностями организации процесса управления [16, с. 25].


Экономическая эффективность также имеет свои подвиды. Показатели эффективности деятельности предприятия структурирова­ны по группам. В современной практике целесообразно применять расширенное толкование экономической эффективности, подразуме­вая также и финансово-структурную оптимальность организации. Данный подход к рассматриваемому параметру тяготеет к комплекс­ности оценки, благодаря которой границы понятия постоянно расши­ряются.

Любое соотношение экономических категорий может носить абсолютный и относительный характер. Соответственно, и критерии эффективности могут иметь как абсолютное (в форме экономии), так и относительное выражение. Основные показатели эффективности - относительные, ими, в частности, являются разнообразные формы рен­табельности, о которых речь пойдет ниже. В свою очередь, относи­тельные показатели экономической эффективности делятся на прямые (именуемые также отдачей) и обратные (показатели емкости).

Система показателей эффективности компании включает в се­бя четыре группы показателей [17].

1. Показатели оценки эффективности хозяйственной (операционной) деятельности предприятия. Также данную группу от­носят к экономическому анализу производства и сбыта продукции, товаров и услуг. В целом эффективность определяется в ходе оценки соотношения результирующих параметров (прибыли, выручки) и ве­личиной использованных, примененных или совокупных ресурсов (ак­тивов, собственного капитала и т.д.). Традиционно считается, что ос­новные показатели эффективности находятся в этой группе, постепен­но данная позиция утрачивает свою силу.

2. Критерии и показатели эффективности инвестицион­ной деятельности организации. Данная группа показателей в первую очередь должна увязываться с интересами инвесторов как ключевой заинтересованной стороной в осуществлении капитальных вложений в целом и конкретных проектов в частности. Расчет экономиче­ской эффективности инвестиционного проекта - это особая категория финансово-экономического анализа деятельности компании.

3. Группа показателей эффективности отдельных видов ресурсов, используемых в бизнесе: трудовых, фондовых (мощност- ных), финансовых. В данной группе сосредоточена основная масса критериев двойного назначения, расширяющих границы классической эффективности.

4. Финансовые показатели экономической эффективно­сти производства в разрезе товаров, работ, услуг на уровне отдельных позиций, производственных подразделений, стратегических единиц бизнеса.


Оценка любого типа эффективности предприятия — это про­цедура, которая проводится с целью определения стоимости бизнеса (компании) или его долей. К такому мероприятию прибегают в разных случаях, поэтому вопрос о необходимости оценки эффективности дея­тельности компании встает перед ее управляющими периодически.

В случае если организация рассчитывает не просто на выжи­вание на рынке, а на крупную прибыль, менеджмент и порядок оценки деятельности, прежде всего, должны учитывать задачи стратегическо­го характера, поставленные перед руководством, и потенциал компа­нии.

Принято думать, что успешная компания — это организация, хозяйственная деятельность которой предполагает маленькие затраты, но высокую прибыль. В определенных случаях с этим нельзя не согла­ситься, однако по текущим финансовым показателям можно судить только о настоящем положении дел. Для оценки будущих перспектив нужно разработать полную стратегическую карту, учитывая не только материальные компоненты в стоимости компании, но и такие моменты как репутацию, инновации, бизнес-проекты и так далее.

Современные специалисты выделяют три принципа, на кото­рых базируется оценка эффективности деятельности предприятия.

1. Связь итогового результата и цели деятельности — это главный принцип оценки эффективности компании. Предпринима­тельство предполагает ведение коммерческой, финансовой и произ­водственной деятельностей. Каждая из них имеет самостоятельные цели, которые в некоторых случаях могут взаимоисключать друг дру­га. В пример можно привести максимизацию прибыли и снижение за­трат. В этом случае ставятся задачи, которые заключаются в поиске целей единой направленности либо компромиссного решения. В таких случаях оценка эффективности хозяйственной деятельности предпола­гает применение метода многоцелевой оптимизации.

2. Присутствие критериев оптимальности. Оптималь­ность — достижение минимальных и максимальных показателей оп­ределенных параметров в системе. С помощью критериев определяет­ся оптимальность итоговых результатов. Имеется в виду допустимое, а не необходимое применение критериев. Система критериев использу­ется в тех случаях, когда обобщенные и единые оценки невозможно применить.

Открытую организационно-хозяйственную систему называют рыночной средой, в которой субъекты бизнеса преследуют взаимные интересы и действуют согласно условиям конкуренции, то есть зани­мают конкретный сегмент, долю на рынке. Устойчивость стратегиче­ской позиции бизнеса придают такие показатели деятельности, как рост доли рынка и увеличение преимуществ в рамках конкуренции. Для осуществления поставленных задач в целях увеличения показате­лей доходности и прибыльности образуется дополнительный потенци­ал. Приоритетными целями будут являться те, которые подразумевают укрепление позиции на рынке, открытие новых потенциальных воз­можностей для роста комплексного результата хозяйственной деятель­ности в определенный период.