Файл: Управление эффективностью организации гостиничного (ресторанного) бизнеса (анализ эффективности деятельности на примере ресторана гостиницы HOLIDAY INN).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы эффективности деятельности предприятия
1.1 Виды эффективности предприятий
1.2 Подходы к повышению эффективности деятельности предприятия
Глава 2 Анализ эффективности деятельности на примере ресторана гостиницы HOLIDAY INN
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Оценка экономического состояния предприятия
Введение
На современном этапе развития и экономики в целом, и предпринимательской инфраструктуры в частности, проблема конкурентоспособности как никогда актуальна. Очень важно знать и понимать, в какой степени предприятие конкурентоспособно по отношению к другим субъектам конкретного рынка, т.к. высокая степень конкурентоспособности является гарантом получения высоких экономических показателей в современных рыночных условиях, и иметь стратегический целью достижение такого её уровня, который помог бы ей выживать в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Современная конкурентная среда есть сложная и динамично изменяющаяся система, что обуславливает необходимость регулярной оптимизации и обновления методов и способов управления конкурентоспособностью организации.
Одним из способов повышения конкурентоспособности предприятия - регулярная оценка эффективности его деятельности, как в отношении внутренней, так и внешней среды. Оценка эффективности деятельности предприятия помогает предпринимателю определить границы соотношения достигнутых компанией результатов и необходимых для этого затрат. На основе этого анализа выбирается наилучший способ увеличения эффективности.
Проблема, поднимаемая в исследовании, состоит в том, что современные компании, оценивая эффективность своего функционирования, склонны изучать исключительно экономическую составляющую, что является безусловно важной стороной оценки деятельности компании, но не позволяет разработать оптимальные инструментарий для совершенствования работы всей организации, а значит и не дает всех шансов на рост конкурентоспособности.
Степень изученности темы. Необходимость повышения эффективности управления компанией - один из актуальных вопросов менеджмента. Теоретико-методологические вопросы эффективности функционирования предприятия рассмотрены в работах таких отечественных и зарубежных ученых как: Ю.А. Винокура, А.Б. Когана, П.Ф. Друкера, Д. Рикардо, В. Парето, В.В. Ковалева, О.А. Минаевой, А.Д. Шеремета и пр.
Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности ресторана.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
1. Рассмотреть виды эффективности.
2. Проанализировать подходы к повышению эффективности деятельности предприятия.
3. Провести анализ эффективности малого предприятия на примере ресторана гостиничного предприятия Holiday Inn Московские ворота.
Объектом исследования выступает деятельность ресторана гостиничного предприятия Holiday Inn Московские ворота.
Предметом исследования являются вопросы эффективности деятельности ресторана.
Методы исследования. В данной работе были применены такие методы исследования как: анализа и синтеза, индукции и дедукции, диалектический и системного подхода. Проведен экономический анализ деятельности и финансовых состояния, а также оценка конкурентоспособности объекта исследования и аналогичных по размеру предприятиях выбранной отрасли.
Структура исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе курсовой работы рассмотрены Теоретические основы эффективности деятельности предприятия. Раскрыты вопросы видов эффективности деятельности предприятия, а также подходы к эффективности деятельности.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ эффективности деятельности предприятия на примере ресторана гостиницы HOLIDAY INN.
В заключении сделаны выводы по работе.
Глава 1 Теоретические основы эффективности деятельности предприятия
1.1 Виды эффективности предприятий
Проблема определения эффективности является в экономической сфере одна из наиболее изучаемых как среди зарубежных, так и среди отечественных исследователей. Однако, несмотря на огромное внимание к данной проблеме, в теории и практике до сих пор не сложилось единого подхода к определению эффективности. Выполненный обзор научных публикации, посвященных исследованию проблемы эффективности, позволил выделить основные существующие сегодня методические подходы к определению понятия эффективность (таблица 1).
Таблица 1
Подходы к определению понятия эффективность
Авторы | Точка зрения |
|
Эффективность как отношение результата к затратам |
|
Д. Рикардо [23, с. 321] |
«Отношение результата к определенному виду затрат, предприняты попытки оценки эффективности капитала. В частности, он показал, что чем менее долговечен капитал, тем более требуется постепенно затрачиваемого труда для сохранения его первоначальной эффективности» |
В. Петти, Ф. Кенэ [12, с. 22] |
«Термин «эффективность» употребляется ими как «результативность», как возможность оценить деятельность правительства и его способности оживить экономическую жизнь» |
Г. Эмерсон [33, с. 120] |
«Эффективность, являясь основой хозяйственной деятельности и установления заработной платы, проявляется при условии, то нужная вещь сделана нужным работником в нужное время» |
В. Парето [3, с. 257] |
«Эффективность такое состояние экономики, при котором уже невозможно осуществить какие-либо изменения в пользу одного участника экономического процесса, не ухудшив положение другого» |
В.В. Ковалев [13, с. 131] |
«Эффективность - это соотношение между полученным результатов и некоторой характеристикой фактора (ресурса), использованного для достижения данного результата» |
Таким образом, некоторые авторы ставят знак равенства между понятиями эффективность, результативность, экономичность и производительность. Однако, нельзя сказать, что предприятие работает эффективно, только если оно выполнило план по выпуску (достигло поставленных целей) или увеличило производительность труда. Эффективность предполагает положительные результаты по всем направлениям деятельности, включая упомянутые. Таким образом, следует рассматривать понятие эффективности в широком смысле как более емкое, включающее в себя экономичность, результативность и продуктивность.
Экономичность характеризует затратную сторону деятельности предприятия. Экономичными считаются такие решения, при которых ресурсы необходимого состава, количества и качества приобретаются и используются с минимально возможными издержками. Продуктивность определяется как соотношение объемов продукции (услуг) с величиной затрат на ее производство. Результативность характеризуется соответствие расходов и их результатов тем или иным целям [5, с. 61].
Таким образом, под экономической эффективностью следует понимать комплексное отражение конечных результатов использования ресурсов для достижения целей предприятия, то есть следует рассматривать эффективность как «индивидуальный набор финансовых и нефинансовых показателей предприятия».
При определении эффективности управления обычно устанавливается: 1) объект управления; 2) субъект (источник) управленческих решений; 3) управленческие решения, оказывающие воздействие на объект; 4) возникающие эффекты в деятельности объекта управления
На основе эффектов управления, как правило, выделяют несколько видов эффективности:
1. Экономическая эффективность - отношение стоимости объемов предоставленных услуг к стоимости объемов привлеченных для этого ресурсов. Она отражает внутреннее положение дел в системе управления.
2. Техническая эффективность - степень достижения целей деятельности с учетом общественных интересов [19]. Она отражает соответствие управления с требованиями внешней среды с учетом влияния, которое оно оказывает на состояние общества, и связана с количественными и качественными показателями.
3. Социальная эффективность: а) общая - характеризует вклад системы управления в качественное развитие общества как объекта управления; б) специальная — отражает качество функционирования аппарата управления; в) конкретная — соотносится с детальными особенностями организации процесса управления [16, с. 25].
Экономическая эффективность также имеет свои подвиды. Показатели эффективности деятельности предприятия структурированы по группам. В современной практике целесообразно применять расширенное толкование экономической эффективности, подразумевая также и финансово-структурную оптимальность организации. Данный подход к рассматриваемому параметру тяготеет к комплексности оценки, благодаря которой границы понятия постоянно расширяются.
Любое соотношение экономических категорий может носить абсолютный и относительный характер. Соответственно, и критерии эффективности могут иметь как абсолютное (в форме экономии), так и относительное выражение. Основные показатели эффективности - относительные, ими, в частности, являются разнообразные формы рентабельности, о которых речь пойдет ниже. В свою очередь, относительные показатели экономической эффективности делятся на прямые (именуемые также отдачей) и обратные (показатели емкости).
Система показателей эффективности компании включает в себя четыре группы показателей [17].
1. Показатели оценки эффективности хозяйственной (операционной) деятельности предприятия. Также данную группу относят к экономическому анализу производства и сбыта продукции, товаров и услуг. В целом эффективность определяется в ходе оценки соотношения результирующих параметров (прибыли, выручки) и величиной использованных, примененных или совокупных ресурсов (активов, собственного капитала и т.д.). Традиционно считается, что основные показатели эффективности находятся в этой группе, постепенно данная позиция утрачивает свою силу.
2. Критерии и показатели эффективности инвестиционной деятельности организации. Данная группа показателей в первую очередь должна увязываться с интересами инвесторов как ключевой заинтересованной стороной в осуществлении капитальных вложений в целом и конкретных проектов в частности. Расчет экономической эффективности инвестиционного проекта - это особая категория финансово-экономического анализа деятельности компании.
3. Группа показателей эффективности отдельных видов ресурсов, используемых в бизнесе: трудовых, фондовых (мощност- ных), финансовых. В данной группе сосредоточена основная масса критериев двойного назначения, расширяющих границы классической эффективности.
4. Финансовые показатели экономической эффективности производства в разрезе товаров, работ, услуг на уровне отдельных позиций, производственных подразделений, стратегических единиц бизнеса.
Оценка любого типа эффективности предприятия — это процедура, которая проводится с целью определения стоимости бизнеса (компании) или его долей. К такому мероприятию прибегают в разных случаях, поэтому вопрос о необходимости оценки эффективности деятельности компании встает перед ее управляющими периодически.
В случае если организация рассчитывает не просто на выживание на рынке, а на крупную прибыль, менеджмент и порядок оценки деятельности, прежде всего, должны учитывать задачи стратегического характера, поставленные перед руководством, и потенциал компании.
Принято думать, что успешная компания — это организация, хозяйственная деятельность которой предполагает маленькие затраты, но высокую прибыль. В определенных случаях с этим нельзя не согласиться, однако по текущим финансовым показателям можно судить только о настоящем положении дел. Для оценки будущих перспектив нужно разработать полную стратегическую карту, учитывая не только материальные компоненты в стоимости компании, но и такие моменты как репутацию, инновации, бизнес-проекты и так далее.
Современные специалисты выделяют три принципа, на которых базируется оценка эффективности деятельности предприятия.
1. Связь итогового результата и цели деятельности — это главный принцип оценки эффективности компании. Предпринимательство предполагает ведение коммерческой, финансовой и производственной деятельностей. Каждая из них имеет самостоятельные цели, которые в некоторых случаях могут взаимоисключать друг друга. В пример можно привести максимизацию прибыли и снижение затрат. В этом случае ставятся задачи, которые заключаются в поиске целей единой направленности либо компромиссного решения. В таких случаях оценка эффективности хозяйственной деятельности предполагает применение метода многоцелевой оптимизации.
2. Присутствие критериев оптимальности. Оптимальность — достижение минимальных и максимальных показателей определенных параметров в системе. С помощью критериев определяется оптимальность итоговых результатов. Имеется в виду допустимое, а не необходимое применение критериев. Система критериев используется в тех случаях, когда обобщенные и единые оценки невозможно применить.
Открытую организационно-хозяйственную систему называют рыночной средой, в которой субъекты бизнеса преследуют взаимные интересы и действуют согласно условиям конкуренции, то есть занимают конкретный сегмент, долю на рынке. Устойчивость стратегической позиции бизнеса придают такие показатели деятельности, как рост доли рынка и увеличение преимуществ в рамках конкуренции. Для осуществления поставленных задач в целях увеличения показателей доходности и прибыльности образуется дополнительный потенциал. Приоритетными целями будут являться те, которые подразумевают укрепление позиции на рынке, открытие новых потенциальных возможностей для роста комплексного результата хозяйственной деятельности в определенный период.