Файл: Планирование бюджета маркетинговых исследований.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Зачастую в компаниях возникают ситуации, когда в условиях дефицита времени необходимо принять важное решение, но для этого не хватает нужной информации.

В этом случае ответственные за принятие решений сотрудники полагаются на собственный опыт и интуицию, рискуя ошибиться в принятии решения, или начинают собирать недостающую информацию, но теряют при этом время. Этого не случается в тех компаниях, где существует маркетинговая информационная система, которая обеспечивает сотрудников и руководство всей необходимой информацией для принятия своевременных и обоснованных решений.

Маркетинговая информационная система — это набор процедур, обеспечивающих сбор, обработку, анализ, хранение и передачу заинтересованным сотрудникам и руководству компании своевременной и полной информации о внутреннем состоянии компании и изменениях во внешней среде.

Маркетинговая информационная система - не единственное условие успешной работы компании на рынке, а только один из полезных инструментов, создание которого требует больших ресурсов. Ее внедрение зачастую влечет за собой кардинальные перемены в информационных потоках компании.

Не исключается и возникновение серьезного противодействия со стороны сотрудников, которые будут вынуждены делиться ценными сведениями или искать их для кого-то.

Но даже в случае удачного внедрения в компании маркетинговая информационная система не является целью сама по себе, т.к. она не заменит профессиональных сотрудников и руководителей, которые пользуются полученной информацией и принимают на ее основе решения.

Цель работы - изучение значения метода анкетирования в системе маркетинговых исследований.

Задачи работы:

  • рассмотреть понятие маркетинговых исследований;
  • охарактеризовать метод анкетирования и особенности составления анкеты;
  • определить особенности восприятия рекламы потребителем и ее воздействие на потребителя;
  • исследовать сущность современной рекламы и специфический характер наружной рекламы;
  • оценить уровень узнаваемости и запоминаемости постеров наружной рекламы;

Предметом исследования выступает изучение информационных и сигнальных функций рекламы.

Объектом исследования является образцы наружной рекламы.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных специалистов в области маркетинга и маркетинговых коммуникаций.


Основными методами, применяемыми в работе явились анализ литературы, контент- анализ, синтез полученной информации.

В качестве информационной базы работы использовались материалы государственной статистики, а также данные, полученные в ходе исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Понятие и значение анкетирования для проведения маркетинговых исследований

1.1. Сущность маркетингового исследования

Интенсивное внедрение маркетингового инструментария во все сферы экономической жизни обусловливает теоретический и практический интерес к планированию деятельности по различным направлениям маркетинга. Приоритетное значение принадлежит разработке обоснованной деятельности по проведению маркетинговых исследований.

Маркетинговое исследование - любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга, то есть система сбора, обработки, сводки, анализа и прогнозирования данных, необходимых для конкретной маркетинговой деятельности [2 ,c. 117]. Таким образом, маркетинговое исследование выступает как начало и логическое завершение любого цикла маркетинговой деятельности предприятия. Цель проведения подобного исследования - уменьшение неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений.

В литературе сложилось представление, что любое маркетинговое исследование предполагает наличие двух взаимосвязанных частей: исследование конкретного рынка и собственных возможностей фирмы для выхода и закрепления позиций на рынке. Из этого следует, что исследование рынка - часть комплексного маркетингового исследования [2, с.122].

Обязательные элементы маркетингового исследования, следующие [5, с.302]:

  1. исследования для того, чтобы быть эффективными, должны носить систематический характер;
  2. при осуществлении маркетинговых исследований должен соблюдаться научный подход, базирующийся на объективности и точности;
  3. маркетинговые исследования могут быть применены к любой стороне маркетинга, требующей информации для принятия решений; [12]
  4. исследование - многоступенчатый процесс, включающий сбор данных, регистрацию и анализ данных;
  5. данные могут поступать от самой фирмы, нейтральной организации или специалистов-исследователей.

В маркетинговых исследованиях существуют три тенденции, которые заслуживают постоянного внимания и обсуждения:

  • все большая доступность коммерческих баз данных;
  • рост использования новых технологий;
  • ухудшение образа опросов среди опрашиваемых.

Эти тенденции предопределили разделение маркетинговых исследований на два направления: кабинетное и полевое. [4.c.32]

На практике полевые и кабинетные исследования дополняют друг друга.

Для выживания в конкурентной борьбе необходимо постоянное обеспечение лиц принимающих решения максимально достоверной информацией. [12.c.7]

Сегодня информация является не менее важным ресурсом предприятия, чем деньги, сырье, оборудование и персонал.

Выходя на рынок, производитель должен осознавать, что его товар не может удовлетворить запросы всех покупателей. Вместе с тем необходимо стремиться к производству товара, который в наибольшей степени удовлетворял бы нужды и потребности, существующих и потенциальных покупателей. [10.c.43]

Это будет возможно только в том случае, когда будет установлено, что производимые или запускаемые в производство товаров соответствуют запросам и вкусам покупателей, что товары отличаются по свойствам и качеству от товаров конкурентов. Важно выявить недостатки и достоинства товара; определить отношение к нему отдельных групп потребителей; определить возможные тенденции изменения требований рынка к товару в будущем; установить области его использования в будущем. Все это достигается в результате исследования рынка. [11.c.76]

Маркетинговые исследования - это целенаправленный сбор, обработка и анализ информации с целью уменьшения неопределенности при принятии управленческих решений. [3.c.65]

Направление и характер маркетинговых исследований формируются под влиянием проблем, которые необходимо решать (рис.1.1).

Рисунок 1.1- Направления маркетинговых исследований

Маркетинговые исследования, ежегодно проводимые предприятиями, различают как по масштабам, так и по видам. Каждое из них самостоятельно определяет тематику и объем исследований исходя из имеющихся возможностей и потребностей в информации, поэтому виды маркетинговых исследований, проводимых различными компаниями, могут быть разными. [11.c.45]

Важнейшими факторами, определяющими масштабы маркетинговых исследований и их направление, являются размер и специализация предприятия. [6.c.76]

Так, средние предприятия затрачивают на маркетинговые исследования 1,5 % своего бюджета, а крупные 3,5 %. Предприятия, выпускающие потребительские товары, расходуют на маркетинговые исследования 0,08 % от валового оборота, в то время как производители продукции промышленного назначения 0,04 %. [9.c.3]


Проведение маркетинговых исследований отечественными предприятиями в настоящее время является скорее исключением, чем правилом. Причинами тому являются:

  • неустойчивость и непредсказуемость развития экономической и политической ситуации в стране и, как следствие этого, нацеленностью большинства фирм на обеспечение текущей прибыли;
  • отсутствие положительного опыта проведения таких исследований;
  • недооценка полезности исследований.

Качество исследования зависит от соблюдения базовых принципов проведения маркетинговых исследований - объективности, точности, тщательности. [15.c.39]

  1. Объективность - необходимость учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной информации.
  2. Точность - четкость постановки задач исследования, однозначность их понимания и трактовки, выбор инструментов исследования.

Тщательность - детальность планирования каждого этапа исследования, качество выполнения всех операций, профессионализм и ответственность исследовательского коллектива. [2.c.47]

Информация, которую необходимо получить в ходе маркетингового исследования должна раскрывать:

  • ресурсы потенциального рынка с точки зрения покупателей, объем продаж, общая стоимость продаж;
  • покупательский спрос, запросы и потребности потребителей;
  • характеристику потенциальных потребностей;
  • территориальное (географическое) размещение рынка;
  • данные о конкурентах (доли конкурентов на рынке, ценовая политика, их рекламно-пропагандистские средства и т.д.);

  • общие рыночные условия (налоги, законы и т.д.).

Таким образом, совокупность процедур и методов, предназначенных для регулярного, планомерного сбора, анализа и распределения информации необходима для подготовки и принятия управленческих решений. [4.c.98]

1.2. Анкетирование – как метод маркетинговых исследований

Анкетный опрос является одним из видов маркетингового исследования. Опрос — самый распространенный метод сбора данных в маркетинге, который используется в письменной и устной форме примерно в 90% всех исследований. Различают опросы:

  • по кругу опрашиваемых (индивидуальные покупатели, предприятия-изготовители, предприниматели, эксперты и т.д.);
  • по числу одновременно опрашиваемых;
  • по количеству тем опроса;
  • по уровню стандартизации (свободная схема, полностью стандартизованная);
  • по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос). [11.c.43]

Опрос может проводиться в форме личного интервью, по телефону или по почте.

Результаты анализа показывают, что основными преимуществами личного опроса являются гибкость в постановке зондирующих вопросов и непосредственное наблюдение за реакцией на наглядные материалы. При почтовом опросе реакция обычно существенно слабее. Характеристики телефонного опроса представляют собой нечто среднее между характеристиками двух других типов опроса [4].

При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению. В данном случае используются преимущественно закрытые вопросы, ответ на которые заключается в выборе одного из приведенных вариантов. Вопросы подразделяются следующим образом:

  • да - нет вопросы (иногда предусматривается ответ типа «не знаю» или «ни да, ни нет»);
  • альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько;
  • ранжирование объектов сравнения, например автомобилей, на базе субъективно ощущаемых преимуществ;
  • шкалирующие вопросы по шкале Лайкерта (шкале предпочтений), дающие дифференцированную оценку похожести или различия исследуемых объектов . [13.c.6]

Разные виды вопросов задают различные уровни шкал, которые можно применить в дальнейшем для измерения величины исследуемого признака.

При разработке вопросов нужно исходить из потребности в информации и возможностей опрашиваемых дать правильный ответ. Если исследователя интересует только согласие или несогласие, то достаточен вопрос вида «да — нет». Если же нужно сделать заключение о мнениях опрашиваемых, то необходимо использовать шкалирующие вопросы.

Опросные листы могут включать, кроме вопросов по существу дела, вопросы, помогающие установить контакт с опрашиваемым, и вопросы, контролирующие правильность и подлинность ответов. Кроме того, используются статистические вопросы, касающиеся личности опрашиваемого. [12.c.6]

При сборе первичных данных у исследователей маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследований – эта анкеты и механические устройства. Анкета – более распространенное орудие. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, их формулирование и последовательность. Обычно для составления анкеты требуется достаточно высокая квалификация. Самые распространенные ошибки – постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. Очень важно правильно устанавливать последовательность вопросов. Первый из вопросов должен пробудить интерес у опрашиваемого. Трудные или личные вопросы следует ставить в конце анкеты. [7.c.34]Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов: