Файл: Проблемы профессиональных стрессов, профессиональное выгорание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика. Медицинская помощь / М.М. Авхименко.– М.: Медицина, 2003. - № 2. – С. 25-29.

2. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. – Казань: Издательство Казанского университета, 1987. – 261 с.

3.Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья / Б.А. Ананьев. – СПб.: Питер, 1999. – 123 с.

4. Бабанов С.А. Образ жизни медицинских работников. Врач / С.А. Бабанов. – М: Академия 2007, - № 5. – С. 23-24.

5. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/ В.В. Бойко. – М.: Наука, 1999. – 154 с.

7. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения / В.В. Бойко. – СПб: Знание, 1998. – с 11.

8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – С. 21-23.

9. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. – 358 с.

10. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. Психология здоровья / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. – С. 443-463.

11. Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблем. Психологические проблемы самореализации личности / Н. В. Гришина. – СПб: Наука, 1997 – 328 с.

12. Иванченко Т. А., Иванченко М. А., Иванченко Т. П. Сверх здоровья и успех в бизнесе для каждого / Т.А. Иванченко, М.А. Иванченко, Т.П. Иванченко. – СПб: Знание, 1994. – С. 68.

13. Косарев В.В., Бабанов С.А. Профессиональные заболевания медицинских работников / В.В. Косарев, С.А. Бабанов. – Самара: Наука, 2009. – 232 с.

14. Куликов Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1 / Л.В. Куликов. – СПб., 1995. - №. 1. – С. 123-128.

15. Мельник Ю. Управление своим здоровьем как компетентность менеджера. Управление персоналом / Ю. Мельник. – СПб: Наука, 1999, - № 1, – С. 94 - 95.

16. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал / В.Е. Орел. – СПб 2001; 22: 1, С. 90-101.

17. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. - № 3. – С. 85-95.

18. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. – М.: Медиз., 1960. 225 с.

19. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости / М.М. Скугарёвская. – М.: Наука, 2002; - №7: – С. 3-9.

20. Crane M. Why burn-out doctors get suet more often // Medical Economics / M. Crane. – London:"Usborne",1988 – Р. 210-212.


21. Felton J.S. Burn out a saclinical entity – its importance in health care workers // Occupational medicine / J.S. Felton. – London: "Usborne", 1998 – Р. 237-250.

Приложение 1

Уважаемые сотрудники!

Мы проводим опрос с целью изучения уровня профессионального выгорания.

Мы просим Вас принять участие в опросе.

Данные, полученные в ходе опроса, будут использованы в обобщенном виде.

Заранее благодарим за помощь!

ПРОТОКОЛ ОПРОСА

Ф.И.О.__________________________________________________________________

ДАТА____________________________________

№ п.п

Вариант вопроса

Вариант ответа

1.

Укажите Ваш возраст

2.

Укажите ваше образование

3.

Укажите, стаж вашей работы в данном месте.

Приложение 2

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности 
(Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.


Тест-опросник содержит две шкалы: шкалу ситуационной тревожности и шкалу личностной тревожности. Для первой шкалы выбираемые ответы соответствуют четырем альтернативам («Нет, это не так»; «Пожалуй, так»; «Верно»; «Совершенно верно»). Для второй шкалы ответы также соответствуют четырем альтернативам («Никогда»; «Почти никогда»; «Часто»; «Почти всегда»).

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Шкала реактивной тревожности (РТ)


п/п

Суждение

Выбираемые ответы

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3.

Я нахожусь в состоянии
напряжения

1

2

3

4

4

Я внутренне спокоен

1

2

3

4

5

Я чувствую себя спокойно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные
неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство
внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности и напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден, и
мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4


Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Шкала личностной тревожности (ЛТ)


п/п

Суждение

Выбираемые ответы

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое
настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил, желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности к себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и
волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя
неудачником

1

2

3

4

39

Я уверенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делахи заботах

1

2

3

4


Оценка результатов тестирования.
Для того чтобы подсчитать сумму баллов, полученных за ответы на суждения по шкалам ситуационной и личностной тревожности, необходимо воспользоваться ключом к методике оценки тревожности. Порядковым номерам выбранных альтернатив по каждому из номеров суждений в ключе соответствует определенное количество баллов.

Обработка и интерпретация результатов.

Показатели РТ (реактивная тревожность) и ЛТ (личностная тревожность) подсчитываются по формулам:

РТ = Σ 1 - Σ 2 + 35,

где Σ 1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; 

Σ 2 - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20

ЛТ = Σ 1 - Σ 2 + 35,

где Σ 1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; 

Σ 2 - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат можно оценивать так:

  • до 30 - низкая тревожность;
  • 31 - 45 - умеренная тревожность;
  • 46 и более - высокая тревожность;

Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности. Включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко- и низко тревожные.

Образец протокола:

Ф.И.О.______________

Возраст: ____________

Дата: ____________

Шкала реактивной тревожности (РТ)

Суждение

Нет,
это не так

Пожалуй,
так

Верно

Совершенно
верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5

я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9

Я не доволен собой

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4