Файл: Проблемы профессиональных стрессов, профессиональное выгорание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выяснить, влияет ли интенсивная работа на состояние сотрудника, присутствует ли эмоциональное напряжение.

Опросник состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений 3-х шкал: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).

«Эмоциональное истощение» проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом.

«Деперсонализация» проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.

«Редукция профессиональных достижений» отражает степень удовлетворенности собой как личностью и как профессионалом. Неудовлетворительное значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, - снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.

Испытуемому предоставляется текстовая часть методики и бланк ответов к ней.

Инструкция: «Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний».

После того как испытуемый ответил на все вопросы теста, мы приступаем к обработке полученных результатов. Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».

Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13,

14, 16 (максимальная сумма баллов – 54). Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30). Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания». Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».


Оценка уровней выгорания:

Эмоциональное истощение (среднее - 19,73):

Низкий уровень (L) – 0-15.

Средний уровень (M) – 16-24.

Высокий уровень (Н) – 25 и больше.

Деперсонализация (среднее - 7,78):

Низкий уровень (L) – 0 - 5.

Средний уровень (M) – 6 - 10.

Высокий уровень (Н) – 11 и больше.

Редукция профессионализма (среднее - 32,93):

Низкий уровень (L) – 37 и больше.

Средний уровень (M) – 31 - 36.

Высокий уровень (Н) – 30 и меньше.

Интерпретация результатов производится на основании сравнения полученных оценок по каждой из субшкал со средними значениями в исследуемой группе.

2.2. Интерпретация результатов исследования.

Что бы отследить динамику профессионального выгорания нам необходимо выяснить стаж работы медицинских работников общей выборки (60 человек). Для этого мы подготовили небольшой опрос (Приложение 1).

Результаты исследования отображены в таблице 1.

Таблица 1

Стаж работы.

Наименование

До 5 лет

От 5-10 лет

От 10 лет

Общая выборка

60 человек.

Кол-во

человек

Кол-во в %

Кол-во

человек

Кол-во в %

Кол-во

человек

Кол-во в %

20

33

23

37

18

30

По результатам исследования видно, что в нашей выборки 20 человек (33%) имеют стаж работы до 5 лет; 23 человека (37 %) имеют стаж работы от 5-10 лет; 18 человек (30%) имеют стаж работы от 10 лет.

Следующее наше исследование - методика диагностики уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) (Приложение 2).

Оценка состояние реактивной и личностной тревожности очень важна для человека, т.к. является существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Мы исследуем медицинских работников, работающих в поликлинике - 1 группа и медицинских работников, работающих в стационаре – 2 группа. Полученные результаты отражены в таблице 2.

Таблица 2

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности у медиков

Уровень тревожности

Уровень реактивной тревожности

Уровень личностной тревожности

Группа 1

31

35

Группа 2

46

39


Также полученные результаты отражены на рисунке 1.

Рисунок 1. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности

По результатам исследования видно, что первая группа (поликлиника № 3) имеет умеренную реактивную (31) и личностную тревожность (35). А вторая группа (стационар, терапевтическое отделение) имеет повышенную реактивную тревожность (46) и умеренную личностную тревожность (39).

Высокий уровень реактивной тревожности: это может характеризироваться беспокойством, напряжением, нервозностью, раздражительностью.

Очень высокая реактивная тревожность может вызывать нарушения внимания, иногда даже нарушение тонкой координации. Такое состояние требует коррекции.

Высокий уровень личностной тревожности: что характеризуется устойчивой склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

Умеренный уровень реактивной и личностной тревожности как правило не создает ни каких проблем.

Но показатели у первой группы доходят до предельной нормы. Это говорит, что состояние пограничное.

Следовательно, люди, которые работают в стационаре обладают более повышенной реактивной и личностной тревожностью. Видимо это связано с повышенной психоэмоциональной нагрузкой. Ведь терапевтическое отделение более «тяжёлое» чем поликлиника. Дежурство сутками, общение с больными людьми видимо вызывает у людей повышенную реактивную тревожность.

Следующей нашей задачей было исследование уровня профессионального выгорания по методике «Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)» Приложение 3).

Мы должны определить степени выраженности и распространенности синдрома выгорания (перегорания) среди профессионального контингента медицинских работников двух групп.

В нашу выборку попали люди, работающие в социальной сфере, а это вне зависимости от вида исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Такая работа требует от медицинских работников повышенной психоэмоциональной нагрузки, повышенного психоэмоционального напряжения. Результаты исследования отражены в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2

Средние значения по субшкалам для двух групп

Группы

Субшкалы

Эмоциональное

истощение

Деперсонали-зация

Редукция личных достижений

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

низкий уровень

средний уровень

высокий ровень

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Группа 1

Поликлинника

24

10

30

Группа 2

Стационар

25

11

31


Рисунок 2. Распределение параметров выгорания

Из результатов исследования следует: что самый высокий уровень профессионального выгорания определяется у респондентов второй группы. (люди, работающие в больнице, в стационаре).

Высокий уровень эмоционального истощения (25); высокий уровень деперсонализации (11); средний уровень редукции личностных достижений.

«Эмоциональное истощение» может провялятся в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом.

«Деперсонализация» может проявляться в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания

«Редукция профессиональных достижений» отражает степень удовлетворенности собой как личностью и как профессионалом.

У первой группы: средний уровень эмоционального истощения, средний уровень деперсонализации (10); высокий уровень редукции профессионализма (31).

Высокий уровень «Редукция профессиональных (личностных) достижений» говорит об неудовлетворенности собой как личностью и как профессионалом. Значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, - снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности.

Что бы выяснить динамику развития профессионального выгорания у медицинских работников общей выборки мы разделили респондентов на 3 группы, согласно стажу работы.

В группу вошли люди:

со стажем работы до 5 лет (группа 1);

стаж работы от 5 до 10 лет (группа 2);

стаж работы от 10 лет (группа 3).

Результаты исследования отображены в таблице 3.

Таблица 3

Среднее значение по субшкалам для трех групп

Группы

Субшкалы

Эмоциональное

истощение

Деперсонали-зация

Редукция

професстонализма

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

низкий уровень

средний уровень

высокий ровень

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Группа 1

Стаж работы до 5 лет

24

10

30

Группа 2

Стаж работы от 5 до 10 лет

25

7

32

Группа 3

Стаж работы от 10 лет

26

13

36


Результаты исследования отображены на рисунке 3.

Рисунок 3. Распределение параметров выгорания у медиков согласно стажу работы

Из результатов исследования следует, что самый высокий уровень эмоционального выгорания (26) и деперсонализации (13) у группы № 3 – это медики, которые отработали 10 и более лет. А редукция профессионализма на среднем уровне (36).

У этих людей повышен уровень эмоционального истощения, что проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом, проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания.

Хотя они удовлетворены собой, как личностью и профессионалом.

Также высокий уровень эмоционального выгорания у группы № 2 (25) – это люди, отработавшие от 5 до 10 лет, но у них средний уровень деперсонализации (7), и средний уровень редукции профессионализма (32).

Получается, что этих людей уже повышен уровень эмоционального истощения, но они не проявляют особого безразличия к своей работе. В принципе они удовлетворены собой, как личностью и профессионалом.

В группе № 1 повышен уровень редукции профессионализма. Это говорит о том, что респонденты этой группы не удовлетворены собой как профессионалом.

При беседе с сотрудниками, которые имеет небольшой стаж работы, выяснилось, что они считают, что опыта в работе мало это вызывает у них переживание и сомнение по поводу своего профессионализма, вследствие этого они формально выполняет свои профессиональных обязанности, что мешает им в наработке навыков профессионализма. Объясняют это страхом что-то сделать не так.

По результатам исследования можно сделать вывод, что люди, которые работают в стационаре обладают более повышенной реактивной и личностной тревожностью, также у них более выражен синдром профессионального выгорания. Это связано с повышенной психоэмоциональной нагрузкой. Работа стационара предполагает постоянное общение с больными людьми, некоторые из которых находятся в тяжелом состоянии, не исключены и летальные исходы. Все это влияет на медицинских работников. Которые вынуждены находится в постоянном напряжении, а как следствие – психоэмоциональное выгорание.