Файл: Современные технологии стресс - менеджмента в профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 5 - Распределение энергетических потоков до применения комплекса [11, с.9]

Рис. 6 - Распределение энергетических потоков после применения комплекса [11, с.9]

Подводя итог анализа технологий стресс-менеджмента в компании ОАО «РЖД», можно сказать, что самые примитивные технологии на предприятии присутствуют, однако необходимо рекомендовать департаменту развития персонала разработать и задокументировать систему стресс-менеджмента с комплексом мероприятий (разработать стандарт, методики по управлению стрессом персонала).

3 Мероприятия по внедрению системы стресс-менеджмента в компании ОАО «РЖД»

Использование мероприятий по профилактике стрессовых состояний сотрудников способствует совершенствованию их подготовки к выполнению задач профессиональной деятельности, а также поддержанию на оптимальном уровне показателей психического здоровья. Психопрофилактика, проводимая в процессе профессиональной деятельности, позволяет сохранять, поддерживать, развивать и восстанавливать психическое здоровье сотрудников организации, что способствует повышению уровня профессиональной готовности, укреплению дисциплины и правопорядка, снижению преступности и травматизма. Разработка проблемы позволяет вооружить руководителей всех уровней обоснованными рекомендациями по предупреждению опасного воздействия стресс-факторов, снижающих психическое здоровье, по психопрофилактике стрессовых состояний сотрудников в конкретных ситуациях жизни и деятельности.[27]

Современный характер работы заставляет исследователей все чаще обращать внимание на здоровье и удовлетворенность трудом, управление производительностью, организационную эффективность, отсутствие гарантий занятости и безработицу, «презентеизм» (присутствие на работе во время болезни) и абсентеизм (невыход на работу без уважительных причин), растущее культурное многообразие и технический прогресс. Повышенное внимание также уделяется охране психического здоровья, позитивным аспектам здоровья и благополучия, а также организационным факторам, способным укрепить их. Таким образом, исследования доказали важность социального окружения для формирования и оценки производственного поведения, и, следовательно, значение кадровой политики в формировании производственных отношений, основанных на доверии, честности и партнерстве.


Эффективность охраны психического здоровья в сфере труда зависит от профилактики. Меры в области охраны труда могут способствовать улучшению психического здоровья и благополучия как женщин, так и мужчин и сократить риск психических расстройств. Это значит, что система охраны труда должна опираться на результаты оценки психосоциальных рисков и управления ими в целях предотвращения стресса на работе и профессиональных психических заболеваний. [6, с.7]

Руководителю ОАО «РЖД» следует организовать периодическое обследование и учет персонала на предмет определения эмоционально-психологической устойчивости и наличия признаков «синдрома эмоционального выгорания». Это позволит разработать систему профилактических мероприятий.

Мероприятия стресс-менеджмента должны начинаться с аудита стресса и уровня конфликтности в коллективе. Для эффективной профилактики важно идентифицировать источники стресса по методикам:

  • методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности (тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона, шкала ситуативной тревожности Ч.Д. Спилберга);

– методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях (методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» В.А. Баранова);

– методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса (опросник «Уровень депрессии» А. Бека);

– диагностика профессиональных стрессоров (шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой; методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач – С. Джексон, адаптация Н.Е. Водопьяновой);

– методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека (дагностика предпочитаемых копинг-стратегий Э. Хейма в адаптации Л.И. Вассермана) [18, с.31-32]

Система управления персоналом должна включать подсистемы, трудовых отношений, которые предусматривают выполнение таких функций, как анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, отношений руководства; управление производ­ственными конфликтами и стрессами; проведение социально-пси­хологической диагностики; соблюдение этических норм взаимо­отношений; управление взаимодействием с профсоюзами. Под­система социального развития должна включать функцию управления социальными конфликтами и стрессами.

Функции управления производственными и социальными конфлик­тами, а также стрессами должны выполняться не только руководите­лями, но и специалистами-конфликтологами и специально созданны­ми подразделениями. [28, с.568-569]


Для предотвращения стрессов руководителю рекомендуется использовать следующие приемы:

- предоставлять дополнительное время для отдыха, возможности гибкого графика работы, выполнения части заданий в домашних условиях;

- заботиться о создании благоприятного социально-психологического климата в рабочих группах, развитии сферы неформального общения;

- создавать условия для повышения работниками уровня саморегуляции поведения (психотренинги, психологическое консультирование и др.);

- внедрять программы по нейтрализации стрессов (корпоративные семинары, тренинги, медитация, оздоровление работников и др.);

- осуществлять психодиагностику профессиональной пригодности при приеме персонала. [22, с.36]

Особое место в выявлении стрессоустойчивости занимает стрессовое интервью — беседа с кандидатом с использованием ряда стрессовых вопросов, психологического давлении с целью вывести индивида из так называемой «зоны комфорта» и других провоцирующих стресс во время беседы инструментов. К инструментам стрессового интервью можно отнести: некомфортные условия, созданные кандидату в ходе беседы (неудобное место проведения беседы, душная или, наоборот, слишком холодная комната, посторонний шум, яркий свет и пр.); присутствие в ходе интервью посторонних людей; агрессивность интервьюера; нетактичные и провокационные вопросы и пр. Самые уверенные люди, не предупрежденные о проведении подобного рода интервью, могут испытывать дискомфорт, приводящий к стрессу. Тем не менее, считается, что стрессоустойчивый человек будет в любой подобной ситуации сохранять самообладание, оставаться доброжелательным к интервьюеру и вести себя спокойно и достойно сложившейся ситуации. Используя стрессовое интервью, важно профессионально обучать менеджеров по персоналу технологии стрессового интервью; применять стрессовое интервью лишь на части собеседования с кандидатом; избегать вопросов, оскорбляющих честь и достоинство индивида; отходить от использования стрессового интервью для высшего менеджмента компании и пр. [20]

Примерный план мероприятий по профилактике конфликтов и стрессов на ОАО «РЖД» представлен в таблице 2.

Таблица 2 - План мероприятий по профилактике конфликтов и стрессов на ОАО «РЖД» [18, c.57]

Мероприятие

Ответствен­-

ные

Срок

исполне-ния

Решаемые задачи

Коррекция и правиль­ная постановка си­стемы подбора кадров

Начальник департамента управления персоналом

Подбор персонала с учетом не только профессиональных качеств, но и внутренних ценностей.

Разъяснение требова­ний к работе

Заместитель начальника департамента - начальник отдела развития руководителей и специалистов

Четкое определение крите­риев оценки труда персона­ла, формулирование обязан­ностей, обозначение зоны ответственности и пределов полномочий.


Продолжение таблицы 2 - План мероприятий по профилактике конфликтов и стрессов на ОАО «РЖД» [18, c.57]

Мероприятие

Ответствен­-

ные

Срок

исполне-ния

Решаемые задачи

Изменение системы оценки работы

Заместитель начальника департамента - начальник отдела развития руководителей и специалистов, начальник управления/ департамента, начальник отдела

Нейтрализация конфликт­ных ситуаций как между от­делениями, так и между ра­ботниками.

Разработка конфликтологического кодекса

Специалист департамента управления персоналом

Закрепление в официальном документе правил поведе­ния в конфликтной ситуа­ции.

Создание комиссии по разрешению трудовых споров

Генеральный директор - председатель правления ОАО «РЖД», начальник департамента управления персоналом

Урегулирование разногласий в области трудовых отноше­ний между администрацией и работниками.

Своевременное информирование сотрудников и на­лаженный механизм обратной связи

Специалист департамента управления персоналом, начальник управления/ департамента, начальник отдела

Размещение конфликтологи­ческого кодекса на корпора­тивном портале, рассылка сотрудникам по электрон­ной почте, ознакомление под роспись.

Изучение мнения сотрудни­ков о введении конфликто- логического кодекса.

Окончание таблицы 2 - План мероприятий по профилактике конфликтов и стрессов на ОАО «РЖД» [18, c.57]

Мероприятие

Ответствен­-

ные

Срок

исполне-ния

Решаемые задачи

Разработка комплекса мероприятий и тре­нингов, направленных на профилактику конфлик-тов и стрессов персонала

Заместитель начальника департамента - начальник отдела развития руководителей и специалистов, либо третья сторона

Проведение тренингов при повышении уровня конфликтности.

Примерный комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня профессионального стресса на ОАО «РЖД», представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня профессионального стресса на ОАО «РЖД» [18, с.60]

Мероприятия, направленные на снижение уровня профессионального стресса работников

1

Осуществление профилактических обучающих программ по формирова­нию стресс-компетентности руководителя и различных категорий работ­ников организации.

2

Групповые коллективные семинары, проводимые конфликт-менеджером, владеющим знаниями в области профилактики деструктивных проявлений конфликтов и профессиональных (организационных) стрессов.

3

Правильный подбор кадров с учетом профессиональных и психологиче­ских качеств человека.

4

Совершенствование системы мотивации и стимулирования трудовой дея­тельности персонала.

5

Создание благоприятного морально-психологического климата.

6

Разработка этического (конфликтологического) кодекса. Разработка карт этики, конкретизирующих этический кодекс для каждого работника.


Окончание таблицы 3 - Комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня профессионального стресса на ОАО «РЖД» [18, с.60]

Мероприятия, направленные на снижение уровня профессионального стресса работников

7

Оказание консультативной помощи работникам организации в целях по­вышения их индивидуальной стрессоустойчивости и эмоциональной компетентности.

8

Разработка и введение в организации разнообразных корпоративных ме­роприятий, корпоративных праздников, расширяющих деловые компе­тенции персонала.

9

Своевременное информирование руководством работников о наме­чающихся кадровых, организационных и технологических нововведениях.

10

Организация социокультурной деятельности в организации по пропаганде самосберегающего поведения. Подготовка и повышение квалификации специалистов по управлению персоналом по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма.

11

Проведение социальных ревизий для оценки социальных программ.

12

Предоставление работникам регулярной обратной связи о результатах их труда, консультативной поддержки.

13

Предоставление работникам права участвовать в принятии определенных решений.

14

Оптимизация организационной структуры с учетом способностей и возможностей конкретных работников.

15

Документационное и нормативно-правовое обеспечение технологии управления конфликтами и стрессами в организации.

Для индивидуальных мер предотвращения стресса сотрудникам ОАО «РЖД» следует советовать подходящие приемы и способы на тренингах, в памятках о борьбе со стрессом и т.п.:

  1. Просмотр мультфильмов, кинокомедий; прослушивание веселой музыки, записей юмористических рассказов;
  2. Прием коктейлей из отваров трав, шиповника;
  3. Распыление в воздухе фитонцидов в дозах, соответствующих природным. [29, с.109]
  4. Планирование рабочего времени. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе» и «сделать, когда будет время». Наиболее общеизвестные принципы управления временем в себя включают:

- составление ежедневного списка действий, которые должны быть обязательно выполнены;