Файл: Современные технологии стресс - менеджмента в профессиональной деятельности.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты управления стрессом в профессиональной деятельности
1.1 Понятие, виды, особенности стресса и факторы его возникновения
1.2 Понятие стрессоустойчивости
1.3 Диагностика стресса в профессиональной деятельности
1.5 Стресс-менеджмент: понятие и задачи
1.6 Технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности
2 Стресс-менеджмент в деятельности ОАО «РЖД»
2.1 Анализ кадровой политики ОАО «РЖД» на наличие технологий стресс-менеджмента
2.2 Применение технологии стресс-менеджмента в деятельности руководителей ОАО «РЖД»
3 Мероприятия по внедрению системы стресс-менеджмента в компании ОАО «РЖД»
5) факторы, связанные с организационной культурой и психологическим климатом (несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре предприятия, ограничение индивидуальной свободы, интриги);
6) внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе; неумение раз делить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения; семейные конфликты, связанные с притязанием обоих супругов на карьерное продвижение, и т. д.).[9, с.81-82]
Факторы стресса на рабочем месте изображены на рисунке 1. [6, с.5]
Стресс-факторы вызывают стресс и определенные физиологические и психологические реакции. В 1936 году Г. Селье выявил три этапа общего адаптационного синдрома:
1. Стадия тревоги (аларм-стадия): шок стимулирует защитную реакцию организма.
2. Стадия резистентности: организм либо сопротивляется стресс-фактору, либо приспосабливается к его воздействию.
Рисунок 1 - Факторы стресса на рабочем месте (психосоциальные риски) [6, с.5]
3. Стадия истощения: воздействие стресс-фактора продолжается, но сопротивляемость или адаптация прекращается, организм испытывает перегрузку, вновь возникает стадия тревоги. Если стресс сохраняется, организм может серьезно пострадать. [4, с.6]
На стрессовую реакцию человека оказывают влияние различные факторы, к числу которых относятся:
- Когнитивная оценка – восприятие человеком ситуации или события.
- Опыт – знакомство, реальное или историческое, со сходными событиями, релевантные знания или подготовка, подкрепление или адаптация (что воспринимается как способность или неспособность справиться).
- Требование – воспринимаемое требование, реальная способность удовлетворять требованиям.
- Межличностные влияния – происхождение и влияющие факторы.
- Состояние стрессового дисбаланса – дисбаланс между реальными и воспринимаемыми требованиями и способностью справиться с ними.
Интерактивная модель, изображенная на рисунке 2, является эффективной основой стратегий борьбы со стрессом.
Рисунок 2 - Интерактивная модель стресса[4, с. 6-7]
1.2 Понятие стрессоустойчивости
Под термином «стрессоустойчивость» понимаются такие явления, как эмоциональная устойчивость, психологическая стойкость к стрессу, стресс-резистентость, фрустрационная толерантность и многие другие. [10, с.83]
Со стрессоустойчивостью отождествляют эмоциональную устойчивость и способность контроля эмоций (Е.А. Милерян); способность переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях (Н.Н. Данилова); способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности (В.Л. Марищук); свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии (В.А. Плахтиенко, Н.И. Блудов); стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач (О.А. Черникова); устойчивое преобладание положительных эмоций (А.Е. Ольшанникова).
Таким образом, стрессоустойчивость рассматривается из функциональных позиций, как характеристика, которая влияет на производительность (успеваемость) деятельности, и как характеристика, которая обеспечивает гомеостаз личности, как системы, то есть как показатель деятельностный и личностный.
Можно говорить о том, что стрессоустойчивость представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности деятельности при стрессовом усложнении условий. [11,с.3]
1.3 Диагностика стресса в профессиональной деятельности
Служба исследований Headhunter в 2017 году опросила 11 545 российских работников и выяснила, что практически пятая часть сотрудников компаний фактически живет в состоянии стресса. 18% опрошенных указали, что ежедневно испытывают стресс на работе. Согласно результатам опроса, женщины реагируют на неприятности на работе гораздо сильнее мужчин: 21% женщин ежедневно страдают от эмоциональных переживаний, в то время как среди мужчин, регулярно испытывающих стресс, всего 15%.Наиболее подвержены стрессу работники в возрасте 25-45 лет. При этом молодые специалисты до 25 лет и более возрастные (старше 45 лет) более эмоционально устойчивые и к проблемам на работе относятся проще. Так называемые «зоны риска» также можно выявить и в профессиональных срезах. Самыми неспокойными, как и три года назад, оказались профессии, связанные со страхованием – 31% страховщиков признались, что регулярно испытывают на работе стресс. Представители сфер «Консультирование», «Закупки», «Управление персоналом», «Туризм, гостиницы, рестораны» также ежедневно страдают от нервного перенапряжения. Наименее подвержены стрессу оказались представители сферы «рабочий персонал» (62% страдают от стресса на работе редко или никогда), работники спортивной и фитнес-индустрии (51%), молодые специалисты (49%), представители сферы безопасности (46%) и добычи сырья (45%). [12]
У профессиональных спасателей, работающих в составе спасательных бригад, сохранение психического здоровья является важным компонентом в экстремальных операциях. Их работа разрушающе действует на психику, ежеминутно сталкивая их с самыми ужасными зрелищами и запахами. Даже если они умело подготовлены к своей ежедневной работе в качестве полицейских, пожарников, водителей скорой помощи, тем не менее, ежечасный контакт с болезненными переживаниями, травматическим воздействием переживается очень тяжело.
Распространение информации о службах психического здоровья, включая консультирование и образование, облегчает действенную операцию помощи, в том числе по предотвращению развития «синдрома выгорания». [13, с.3]
Физиологические признаки и симптомы стресса могут быть краткосрочными или долгосрочными: головная боль; нервозность; проблемы с памятью; психическое расстройство; усталость, проблемы со сном; частые простуды; одышка; боль в груди, учащение сердцебиения; повышение давления крови и уровня холестерина;сердечные болезни;инсульт;ощущение тошноты, головокружения, обмороки;повышенный аппетит или его потеря;запоры или поносы; несварение или изжога;диабет;язва желудка;судороги или ощущение покалывания;артрит;сексуальные проблемы, отсутствие сексуального влечения;подверженность различным формам рака.
Психологические признаки и симптомы стресса проявляются в поведении, мыслях и чувствах человека. К ним относят: тревожность;страх перед будущим;раздражительность, нервозность, агрессия; сосредоточенность на негативе;подавленность;депрессия, ощущение несчастья;иррациональность суждений;неспособность расслабиться4ощущение перегрузки;ощущение заброшенности, одиночества, ненужности;разрыв отношений;неудовлетворенность работой;беспокойство, возбуждение, неспособность сосредоточиться или расслабиться;представление о себе как о неудачнике, плохом или некрасивом человеке;отсутствие интереса к окружающим;потеря чувства юмора;неспособность к принятию решений, уклонение от сложных ситуаций;отрицание наличия проблем;пристрастие к алкоголю, сигаретам или наркотикам ради расслабления;нервозные привычки – привычка грызть ногти, метания и т. п. [4, с.20-21]
Существуют различные методики для выявления наличия, уровня, симптомов стресса, например:
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации
Холмса и Раге
- Тест «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость)
- Методика «Инвентаризация симптомов стресса»
- Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант Т.А.Крюковой)
- «Насколько эффективно Вы справляетесь со стрессом?» (К. Шрайнер)
- Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан)
- Методика для психологической диагностики копинг-механизмов
(Тест Е.Хейма)
- Тест «Куда Вы идете: к стрессу или от него?»
- Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовыхусловиях
- Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействиестимулов окружающей среды (В.В. Бойко)
- Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ)
- Опросник способов совладания (Адаптация методики WCQ)
- Методика выявления степени подверженности стрессам (Тарасов Е.А.)
- Человек под дождем (графическая психодиагностическая методика)
- Не дайте человеку упасть (графическая психодиагностическая методика)
- Методика «Экспресс-диагностика стрессогенных факторов вдеятельности руководителя» (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева)
- Методика «Шкала организационного стресса» Мак-Лина
- Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана)
- Самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях
(М.В.Секач, В.Ф.Перевалов, Л.Г.Лаптев)
- Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В.
Бойко)
- Определение психического выгорания (А.А. Рукавишников).[14, с.4]
1.4 Последствия стресса
Т. Кокс (1981) выделил пять категорий возможных последствий стресса:
1) субъективные — беспокойство, агрессия, депрессия, усталость, ухудшение настроения, низкая самооценка и т. д.;
2) поведенческие — подверженность несчастным случаям, алкоголизм, токсикомания, эмоциональные вспышки, избыточное потребление пищи, курение, импульсивное поведение;
3) познавательные - нарушение функций внимания, снижение умственной деятельности и т. д.;
4) физиологические — увеличение уровня глюкозы в крови, повышение ЧСС и АД, расширение зрачков, попеременное ощущение то жара, то холода;
5) организационные — абсентеизм, низкая производительность, неудовлетворенность работой, снижение организационной исполнительности и лояльности.
Все эти признаки повышают риск развития невротических и психосоматических заболеваний. [15, с.34]
Длительный или чрезмерный стресс, чреватый перегрузками жизненно важных систем организма и исчерпанием ресурсов, ведет к сокращению жизни или увеличивает риск заболевания. Слабый или умеренный и кратковременный физический стресс может быть полезным. Такой не слишком интенсивный или продолжительный стресс не вызывает каких-либо заметных повреждений в организме, но стимулирует адаптивные системы и позволяет противостоять стрессорным напряжениям в будущем. [1, с.15]
1.5 Стресс-менеджмент: понятие и задачи
В самостоятельное научно-практическое направление стресс-менеджмент выделился в 90-х гг. XX в. Теория управления стрессом пришла в Россию с Запада, это обусловлено значительным повышением стрессогенности окружения человека, в том числе изменением рабочей среды: распространением информационных технологий, перегрузкой информацией, ростом требований к должности, увеличением выполняемых задач и сокращением времени на их выполнение и др.[16, с.480]
В современном мире изучением стресс-менеджмента занимаются как зарубежные, так и отечественные исследователи, но в связи с новизной такого направления менеджмента, еще не сформировалась четкая, однозначная научная дефиниция «стресс-менеджмент». Зарубежные ученые Д. Брайт и Ф. Джонс определяют стресс-менеджмент, как «различные виды вмешательств, осуществляемые для борьбы со стрессом, при которых разрабатываются профилактические мероприятия». Американский психолог К. Кинан сужает понятие стресс-менеджмента до уровня личности - «осознанная необходимость управления своими реакциями и контроль ситуации, которая вызывает стресс». С позиции российских исследователей стресс-менеджмент также рассматривается во многих научных работах. Так руководитель программы MBA-HR О. Белова под стресс-менеджментом понимает «процесс управления стрессом, включающий в себя три направления: профилактику стрессогенных факторов, уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров и организацию системы преодоления их негативных последствий». Российский исследователь А. Б. Леонова, в своей работе «Основные подходы к изучению профессионального стресса» отмечает, что управление стрессом стало «печальной необходимостью» для современных менеджеров, которые осознают «важность сохранности кадрового потенциала, личного здоровья и зависимости здоровья организации в целом от умения управлять корпоративными или организационными стрессами». По мнению Н. Е. Водопьяновой, система стресс-менеджмента в организации направлена на «профилактику стрессов на рабочем месте, разработку и применение методов устранения или снижение негативных последствий стрессов, разработку технологий быстрого восстановления сил и работоспособности персонала».[16, c.481]
Управление стрессами становится относительно самостоятельной частью менеджмента, требующей контроля и регулирования.