Файл: Современные технологии стресс - менеджмента в профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Стресс-менеджмент в деятельности ОАО «РЖД»

2.1 Анализ кадровой политики ОАО «РЖД» на наличие технологий стресс-менеджмента

ОАО «РЖД» реализует социальную политику, направленную на эффективное взаимодействие с персоналом. Компания рассматривает работников как главный ресурс, определяющий экономические результаты работы ОАО «РЖД», конкурентоспособность и рыночную стоимость компании. В связи с этим обеспечение профессиональными кадрами по всем направлениям деятельности ОАО «РЖД» и мотивация работников к производительному и эффективному труду выступают важнейшими целями социальной политики компании. Реализация целей политики в области взаимодействия с персоналом в ОАО «РЖД» осуществляется по нескольким ключевым направлениям (рисунок 3). [25, с.114-115]

По итогам 2016 года списочная численность работ­ников ОАО «РЖД» составила 774,0 тыс. человек. Удельный вес категорий персонала в общей численности распределяется следующим образом:

  • рабочие составляют 63,3% (489,9 тыс. чел.);
  • руководители – 7,6% (58,8 тыс. чел.);
  • специалисты и служащие – 29,1% (225,3 тыс. чел.).

В 2016 году обеспечен рост уровня образования персонала компании – так, численность работников с высшим образованием составила 30,4% от общей численности компании, увеличение к началу года на 1,6 п.п.

Средний возраст работников составляет 39,1 года.

Из общего числа работников количество женщин составляет 245,5 тыс. человек (31,7%). При этом женщины занимают 53,2% всех должностей руково­дителей и специалистов компании, их численность на должностях этих категорий составляет 134,7 тыс. человек. [26, с.134]

К методам управления стрессом в компании можно отнести:

  • специальная целе­вая программа «Молодежь ОАО «РЖД», направлен­ная на развитие профессиональных и корпоратив­ных компетенций

Рисунок 3 - Основные направления реализации политики в области взаимодействия с персоналом в ОАО «РЖД» [25, с.115]

молодых работников, их активное вовлечение в решение операционных и стратегических задач холдинга «РЖД» (действует с 2006 года). [26, с.145]

  • система слетов молодежи, включающая в себя филиальные, регио­нальные, а также ежегодный общекорпоративный Слет молодежи ОАО «РЖД» (действует с 2007 года).
  • Конкурс молодежных проектов «Новое звено».[26, с.146]
  • Духовно-нравственное и патри­отическое воспитание молоде­жи, развитие корпоративного волонтерства.

В 2016 году на железных дорогах и в функциональных филиалах проведено более 50 акций, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, 42 благотворитель­ные акции, включая выезды в детские дома и дома престарелых, 24 экологических акции и субботника, порядка 20 мероприятий по сдаче крови. [26, с.147]

  • Система управления охраной труда, которая является составляющей корпоратив­ной системы управления Компанией (создание благоприятных условий труда).[26, с.156]
  • Оздоровление работников и их семей

Забота о здоровье тружеников магистралей тради­ционно является одним из приоритетных направле­ний социальной политики Компании. Особое внимание при распределении и реализации санаторно-курортных путевок уделяется работни­кам, непосредственно связанным с обеспечением безопасности движения поездов. Санаторно-курортный комплекс ОАО «РЖД» и АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» включает в себя большое количество разноплановых объектов, оказывающих широкий спектр услуг.

  • Социальные проекты

Все проекты объединены блоком целевых задач: профориентационная работа, формирование кадро­вого резерва и закрепление молодых работников, воспитание патриотизма и лояльности к Компании, пропаганда здорового образа жизни и развитие корпоративной культуры.

  • Культурно-массовые мероприятия

Ежегодно в ОАО «РЖД» формируется единый план культурно-массовых мероприятий, который включа­ет в себя корпоративные социальные проекты и мероприятия дорожного и узлового уровня, про­водимые в основном в домах и дворцах культуры железнодорожников и клубов.[26, с.164-165]

  • Проекты в области культуры и спорта

ОАО «РЖД» придает особое значение популяризации занятий физической культурой и спортом среди своих работников, пропаганде здорового образа жизни, формированию и развитию корпоративной культуры.

Спортивно-массовая работа является одним из наи­более доступных средств повышения сплоченности трудовых коллективов, развития массового спорта и стимулирования внутрикорпоративного состяза­тельного духа. Соревнования проводятся в соответ­ствии с утвержденным Единым планом, в рамках которого на полигоне железных дорог проводятся отборочные соревнования на различных уровнях (узловом, региональном, дорожном) и по их резуль­татам формируются сборные команды для участия в корпоративных мероприятиях. Так в 2016 году проведено 6 общекорпоративных соревнований по наиболее популярным видам спорта среди сборных команд железных дорог.


Также впервые в 2016 году День железнодорожника прошел в формате благотворительного забега и получил положительную оценку как со стороны руководства ОАО «РЖД», так и со стороны участников.

Ежегодно на полигоне железных дорог России проводятся порядка 1 600 спортивных мероприятий по наиболее популярным видам спорта, в которых принимают участие более 200 тысяч железнодорож­ников и членов их семей.

Кроме того работники компании ежегодно в составе сборных команд ОАО «РЖД» принимают участие в чемпионатах Международного спортивного союза железнодорожников (МССЖ). Так в 2016 году команды ОАО «РЖД» стали обладателями серебря­ных наград чемпионата МССЖ по кроссу (г. Тисвиль­делье, Дания), по шахматам (г. Санкт-Петербург) и настольному теннису (г. Берлин, Германия). [26, с.166]

2.2 Применение технологии стресс-менеджмента в деятельности руководителей ОАО «РЖД»

Теоретически профессионал свободен в выборе и на каждом этапе своей карьеры может принимать решения: оставаться ли ему тем же человеком или изменить себя, пересмотреть свои амбиции и притязания; оставаться в данной профессии или выбрать другую, в которой он получит больше возможностей для сохранения и реализации себя; оставаться ли в данном обществе или выбрать себе другое общество, где его (в его прежней профессии) оценят сообразно его притязаниям. Однако практически эти возможности в большинстве случаев не реализуются: если человек уже находится в профессии, он уже несвободен; выбор в такой ситуации новой профессии – это выбор между неизвестным и всей прожитой жизнью. Сделать выбор труднее, когда человек теоретически свободен в выборе, а практически связан привычками или обязательствами. [3, с.335-336]

Повседневная деятельность руководителей таких отраслей как железнодорожный транспорт отличается своей интенсивностью и напряженностью, которые связаны с выполнением служебных обязанностей в жестко ограниченные сроки, постоянным взаимодействием с людьми, необходимостью принятия сложных управленческих решений, высокими требованиями к безошибочности действий, особыми и экстремальными условиями деятельности.

Все это отражается на здоровье руководителей и объясняет достаточно широкую распространенность среди них различных психосоматических расстройств и заболеваний, возникающих под воздействием такого состояния, как стресс. [11, с.1]


Технология «Стресс-менеджмент» направлена на обучение руководителей и сотрудников предприятий эффективным способам управления стрессом, развития у них стрессоустойчивости, как интегрального свойства личности, характеризующегося эмоциональной стабильностью, высоким уровнем саморегуляции, психологической готовностью к стрессу и обеспечивающего оптимальное взаимодействие субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности.

Технология реализуется в варианте 3-х часового практического занятия и позволяет решать следующие цели и задачи.

Цель: минимизация последствий воздействия организационных стресс-факторов на профессиональное здоровье сотрудников.

Задачи:

  • обучающая – обучить участников эффективным техникам и приемам минимизации нервно-психического напряжения и восстановления функционального состояния;
  • реабилитационная – минимизировать последствия воздействия стресс-факторов и восстановить саморегуляцию и активацию нервно-психических процессов;
  • профилактическая – снизить риск возникновения и развития дезадаптивных состояний личности за счет восстановления саморегуляторных механизмов психики.

Содержательно технологию контроля стресса образуют дыхательные, медитативные и двигательные упражнения. [11, с.4-5]

Апробация технологии проводилась на базе Института прикладной психологии Петербургского государственного университета путей сообщения, а также в рамках ежегодных психодиагностических и профилактических мероприятий с начальниками отделов МВД России г. Москвы на базе отдела психологического обеспечения работы с кадрами УМПО УРЛС ГУ МВД России по г. Москве. [11, с.7]

Уникальность технологии стресс-менеджмента основана на принципе оптимального минимума в подборе универсальных техник, позволяющих успешно преодолевать последствия воздействия стресс-факторов организационной среды в целостной системе жизнедеятельности человека. Важное достоинство предлагаемой технологии состоит в том, что представленный континуум психотехник позволяет человеку составить свой индивидуальный комплекс управления стрессом в зависимости от конкретных условий, актуальной ситуации и своих личностных предпочтений. Легкость овладения, эффективность упражнений и психотехник, образующих предлагаемую технологию, позволяют сотрудникам в дальнейшем, после соответствующего обучения, применять полученные умения самостоятельно, что обеспечивает контроль стресса в процессе их профессиональной деятельности. Рекомендуемое ежедневное время, которое необходимо потратить на практику психотренинга занимает 15-20 минут для профилактики и поддержания работоспособности, и 5-10 минут – для активации функциональных состояний или быстрого отдыха, нормализации эмоционального состояния, минимизации актуального стрессового напряжения. Технология для своего использования не требует специальных лабораторных условий и оборудования, обучение проводится на рабочих местах персонала. [11, c.6-7]


Программа «Стресс-менеджмент» в течение 5 лет, используется как самостоятельное занятие в системе профессиональной подготовки руководителей и резерва кадров на выдвижение на железнодорожном транспорте, так и в ходе обучающих семинаров-тренингов для управленческого персонала железных дорог. Согласно экспертной оценке участников семинаров данная технология показала высокую эффективность.

Большинство менеджеров, прошедших обучение по данной программе, отмечают успешность ее самостоятельного применения в профилактике и минимизации профессионального стресса, восстановления психоэмоционального состояния, повышения работоспособности и улучшения самочувствия. Измерения методом ГРВ-биоэлектрографии подтверждают улучшение функционально-энергетического и психоэмоционального статуса человека. На рисунке 4 представлены результаты измерений функционально-энергетического индекса (ФЭИ) до и после обучения, сделанные с помощью программного модуля GDV Qualification на 65 испытуемых. [11, с.7-8]

Рисунок 4 - «Функционально-энергетический статус до и после обучения по программе «Стресс-менеджмент»[11, с.8]

Чем выше ФЭИ, тем выше уровень психофизической готовности к выполнению профессиональной деятельности. Высокое значение индекса (от 50 до 100) характеризует активную позицию, стрессоустойчивость, готовность и эмоциональное мотивирование в достижении цели; низкое – отражает снижение возможности выполнять целесообразную деятельность в течение длительного периода времени.

Также, с помощью метода газоразрядной визуализации протестирован эффективность различных программ, направленных на обучение техникам саморегуляции. По результатам исследований, на основе технологии «Стресс-менеджмент» разработан универсальный комплекс дыхательных и медитативных техник, позволяющих успешно преодолевать последствия негативного воздействия внешних факторов. [11, с.8]

В настоящее время комплекс успешно внедрен в программу краткосрочной психологической реабилитации и представляет собой аудиозаписьмедитативных упражнений длительностью 20 минут. На рисунках 5 и 6 представлены суммарные значения распределения энергетических потоков по двум направлениям до и после прослушивания аудиозаписи. Итоговые показатели преобразованы из ГРВ-данных, полученных с помощью программы GDV Qualification на 48 испытуемых. Кроме указанных параметров были зафиксированы позитивные изменения интегральных параметров ГРВ-поля и рост функционально-энергетического индекса. [11, с.9]