Файл: Современные методы и приёмы работы с персоналом, методики создания эффективных производственных коллективов.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1История развития гостиничного бизнеса в Москве
1.2Классификация гостиниц. Перспективы развития.
1.3Организационная структура управления гостиницей
1.4. Характеристика основных гостиничных служб
Глава 2.Современные методы и приемы работы с персоналом
2.1 Персонал как объект управления
2.2 Современного этапа управления персоналом
2.3 Основные функции управления персоналом
2.4 Современные методы, приемы, стили и принципы работы с персоналом
2.5Методика создания эффективных производственных коллективов
3.1 Современные методы и приемы работы с персоналом в гостиничном комплексе Измайлово « Гамма» и «Дельта»
Сейчас в гостиничном комплексе Измайлово существует современный департамент по управлению персоналом в индустрии гостеприимства, где люди задействованы в четырех основных функциональных сферах [Приложение 10 / Рис. 7].
В деятельности департамента по управлению персоналом входит решение следующих вопросов:
-подбор и наем персонала;
-подготовка и переподготовка персонала;
-регулирование трудовых отношений;
-кадровое планирование;
-заработная плата и условия труда.
В зависимости от организации труда менеджер по персоналу действует по делегированным ему обязанностям, которые в свою очередь зависят от философии и точки зрения высшего руководства.
С организационной точки зрения создание эффективного состава персонала зависит от:
-постановки точных целей и задач компании;
-разработки эффективной организационной структуры;
-кадрового планирования, с помощью которого проводится подбор кадров и кадровая политика.
В организации на две сотни работников организации приходится один работник службы управления персонала.
Департамент по управлению персоналом является основным подразделением для практической реализации своевременных проблем. К этим проблемам относятся:
-недостаточность использования современных инновационных методов работы с персоналом;
-недостатки системы профориентации и подбора кадров;
-слабость практической подготовки выпускников профильных учебных заведений;
-недостаточное знание иностранных языков и компьютерного обеспечения;
-слабая маркетинговая работа по рекламированию и созданию необходимого имиджа для сферы гостеприимства;
-слабая работа по адаптации новых специалистов на рабочем месте;
-слабая политика на рабочих местах по повышению квалификации специалистов;
-слабая система подготовки и переподготовки работников;
-слабая система обучения персонала и новых инновационных направлений;
-недоработанные современные должностные инструкции;
-недоработки в системе аттестации персонала;
-недостаточное количество учебно – методического и научного материала.
3.1.1 Планирование персонала
Необходимость в хорошо обученных работниках с опытом работы в индустрии гостеприимства и большой уровень текучести рабочей силы предопределяют актуальность эффективного планирования кадров. В последние годы кадровое планирование стало таким же важным делом в процессе управления предприятием, как и планирование других экономических ресурсов, и его надо рассматривать как составную часть стратегического планирования. Кадровое планирование, будучи связанным, с общим развитием компании, учитывает изменения внешних факторов, например демографические изменения, изменения уровня образования и степени конкуренции, а также уровень государственного вмешательства в экономику и технологического развития.
Суть планирования персонала состоит в том, чтобы гостиничное предприятие в нужное время имело в распоряжении необходимую рабочую силу соответствующего потребностям качества и количества.
Планирование включает в себя следующие этапы:
-обнаружение потребности в персонале;
-поиск персонала;
-планирование применения (участия) персонала;
-планирование развития персонала;
-планирование высвобождения персонала.
Планирование персонала не может происходить изолированно от других видов деятельности гостиничного комплекса, оно ориентируется на потребности гостиничного предприятия в целом и специальных отделов в частности.
Так как в гостиничном комплексе объем спроса трудно предсказать и часто он неравномерно распределен, то и расходы на персонал на основании характера оказания услуг в большинстве случаев занимают наибольший удельный вес в общих расходах гостиницы. Поэтому основным показателем, необходимым для количественного определения потребности в персонале гостиничного комплекса является прогноз объема оборота (ожидаемая загруженность отеля).
При расчете потребности в персонале отеля учитывают:
-имеющееся бронирование (неделя, месяц, год);
-средний срок пребывания;
-долю краткосрочного бронирования (в %);
-определение тенденции в загрузке (сравнение с предыдущим годом);
-ситуации с обслуживанием банкетов и заседаний;
-особые мероприятия ( в рамках предприятия, города, региона);
-возможное влияние мероприятий по содействию продажам.
Количественное планирование дополняться качественным планированием персонала. Рассчитанная потребность в кадрах прежде всего согласовывается с находящимся в распоряжении гостиничного комплекса бюджетом на содержание персонала: планирование персонала на финансовый год идет «нога в ногу» с бюджетированием. Вначале должен быть запланирован бюджет гостиничного комплекса, чтобы на основе прогнозируемого объема работы предприятия произвести планирование персонала. В идеальном случае планирование проходит в сотрудничестве отдела кадров и менеджеров соответствующих служб гостиничного комплекса. Для получения ожидаемых результатов в процессе планирования персонала гостиницы необходимо знать:
-число занятых комнат;
-среднюю продолжительность пребывания гостей;
-занятие комнат сверх имеющихся мест;
-принятые в гостинице стандарты (например, сколько времени нужно горничной, чтобы убрать комнату, которую освободили или в которой живет гость);
-фактическая работоспособность (например, горничной).
Все расчеты производят исходя из того, что в году 213 рабочих дней: из 365 вычитают 104 выходных дня, 10 дней больничных, 12 праздничных дней, 26 дней (средний отпуск в гостинице).
На основе указанной информации менеджер по персоналу может произвести планирование персонала (например, потребность в горничных для отеля со 100 комнатами).
Исходя из дневной выработки одной горничной в 16 комнат и прогнозируемой занятости комнат в 80% в рассматриваемый период (год) на каждый отель (из расчета 1000 комнат один отель) нуждается ежедневно в 50 горничных, чтобы справиться с объемом работ.
С учетом того, что горничная находится в распоряжении отеля 213 дней в году, рассчитываем необходимое число человеко-дней в год и делим его на фактическое число рабочих дней горничной:
50 365 дней = 18250 человеко-дней, 18250 213 = 85
или 365 213 = 1,7; 50 1,7 = 85
Для обслуживания гостей нашего гостиничного комплекса нужно 85 горничных, чтобы справиться с неизменно высоким объемом работ.
Для детального и более короткого периода (месяц или неделя) планирования делаются аналогичные расчеты. Для простоты расчетов можно использовать коэффициент 1,7. После того как все исходные величины известны, можно определить точную месячную потребность в горничных. Для расчета расходов на персонал для данного числа горничных в месяц необходимо учитывать:
-нынешнюю заработную плату горничных;
-действующий в настоящее время договор о тарифах вознаграждения и/или рамки зарплаты в отеле;
-ожидаемую текучесть;
-ожидаемое повышение тарифов;
-запланированное повышение зарплаты;
-дополнительные расходы на содержание персонала (социальное страхование, пенсионный фонд и т.д.).
По этой схеме анализируется каждый отдел гостиничного комплекса и с учетом всех факторов влияния производится долгосрочное планирование персонала.
Долгосрочное планирование является базой для краткосрочного планирования персонала на текущий финансовый год.
В гостиницах планирование использования персонала осуществляется, как правило, на короткий срок (примерно на 1-2 недели). В его основе лежат служебное расписание (распорядок) и режим работы.
Служебное расписание регулирует работу персонала на текущий период в соответствии с тарифными и правовыми нормами и своевременно информирует сотрудников об их занятости. Оно учитывает применение различных моделей оформления рабочего времени, таких как дифференцированные смены, чередование коротких и долгих смен и/ или занятость сотрудников в отделах попеременно. Обязательной схемы для служебного расписания нет, так как избранная модель должна ориентироваться, с одной стороны, на потребности гостиницы, а с другой на ситуацию с персоналом (готовность, образование, согласие с гибким графиком работы и т.п.).
При традиционном составлении служебного расписания планируются преимущественно жесткие неподвижные модели смен с 8-часовым ритмом, что приводит к пустой трате времени (в бездеятельном ожидании гостей) при слабом производственном объеме гостиничного комплекса или к сверхурочной работе при большом наплыве гостей. Поэтому подвижное служебное расписание имеет преимущество: благодаря гибкому распределению задач и использованию времени сотрудников и выравниваются нагрузки в часы пик в отдельных сферах (привлекают временных сотрудников из других фирм).
Составление оптимального плана занятости требует много времени и средств. Поэтому разработан для всех отделов примерный план для определенного уровня загрузки и по дням недели.
Ошибки при планировании персонала вызывают:
-высокие издержки;
-демотивацию сотрудников;
-падение сервисного уровня;
-потерю оборотов;
-высокую текучесть;
-негативное воздействие на другие отделы.
Оптимальное планирование занятости сотрудников представляет собой одну из важнейших задач менеджмента персонала. Необходимо постоянно перепроверять прогнозные расчеты и всегда искать новые пути гибкого использования сотрудников, так как расходы на персонал в гостиницах часто составляют до 50% оборота.
3.1.2 Подбор персонала
Ответственность за подбор сотрудников целиком ложится на плечи менеджера по кадрам. Процесс подбора персонала столь же сложен и точен, как и любая другая управленческая работа. Как известно, существует не так уж и много методов подбора персонала. Их всего четыре, и они давно и прочно вошли в ежедневную работу менеджеров по кадрам:
-рекрутинг (поиск персонала среднего и низшего звена);
-Exclusive search (эксклюзивный поиск, прямой – целенаправленный поиск и подбор персонала высшего управленческого звена и редких специалистов);
-Head hunting – разновидность прямого поиска, при котором ведутся своего рода «охота» за конкретным специалистом;
-Preliminaring (прелиминаринг) – привлечение к работе посредством производственной практики и стажировки перспективных молодых специалистов.
Значимость правильного решения проблемы подбора кадров связана с высокой стоимостью рабочей силы, поэтому в первую очередь необходимо определить, нужен ли данный человек фирме. Намного дороже будет стоить ошибка (например, через три месяца он заявит о своем уходе). Определенную помощь в том, чтобы избежать ошибок при подборе кадров, оказывают различные источники информации (заявление о приеме, фотография, биография, личная анкета, аттестат зрелости, трудовая книжка, рекомендации, разговор с поступающим, пробная работа, медицинский осмотр, психологические тесты и т.д.).
В процедуре подбора персонала используются внешний и внутренний рынки рабочей силы, то есть привлекаются либо свои сотрудники, либо сотрудники со стороны.
Внутренний поиск персонала базируется прежде всего на системе развития кадров в плане перевода сотрудников на более высокую должность в своем отеле, цепи гостиниц либо концерне. Внутренний поиск это первый шаг к занятию свободных мест в гостинице.
К преимуществам подбора персонала внутри организации относятся:
-возможность продвижения, сплоченность на предприятии, хороший климат на производстве;
-незначительные расходы при наборе;
-знание производства;
-знание сотрудников и их возможностей;
-соблюдение производственного уровня вознаграждений (при приеме сотрудника со стороны повышенный оклад рыночной конъюктуры);
-быстрое замещение должности;
-свободны места для молодежи.
К недостаткам подбора персонала внутри организации относятся:
-уменьшение возможности выбора;
-высокие расходы на повышение квалификации;
-«производственная слепота» (то есть на своем предприятии недостатки не видны);
-разочарование среди коллег (например, меньше рвения при продвижении по службе к должности начальника, напряженное внимание, соперничество);
-замещение мест и повышение в должности только «ради мира и спокойствия». Не хотят сказать «нет» сотруднику, который проработал долгое время.
Преимущества подбора персонала за пределами организации заключается в следующем:
-большая возможность выбора;
-новые импульсы для предприятия;