Файл: Финансовое состояние: анализ и оценка (на примере ОАО «Волна»).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты анализа финансового состояния предприятия
Понятие и сущность анализа финансового состояния предприятия
1.2 Система основных показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия
Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия ОАО «Волна» (по данным бухгалтерского баланса)
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Волна»
2.2 Оценка имущественного положения
2.3 Оценка эффективности деятельности предприятия ОАО «Волна»
Глава 3 Основные направления улучшения финансового состояния предприятия
3.1 Рекомендации по развитию и совершенствованию деятельности исследуемого предприятия
3.2 Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий
Рентабельность оборотных активов показывает, что предприятия получает от 0,007 руб. (1.04.2015 г.) до 0,495 руб. (1.01.2015г.) чистой прибыли с каждого рубля, вложенного в оборотные активы.
Рентабельность основных средств имеет самые высокие из анализируемых показателей рентабельности на данном предприятии. Значение достигает уровня 13,612% в I квартале 2014 г.и говорит о том, что предприятие получило 13,612 руб. с каждого рубля, вложенного в основные средства.
В 2014 г. в динамике наблюдается снижение показателя, но в 2015 г. значения показателя увеличиваются и достигают уровня 11,659% в IV квартале 2015 г.
Глава 3 Основные направления улучшения финансового состояния предприятия
3.1 Рекомендации по развитию и совершенствованию деятельности исследуемого предприятия
Выявление резервов имеет первостепенное значение при повышении эффективности работы предприятия, увеличении объемов реализации и производства, роста прибыли, снижении себестоимости продукции (работ, услуг).
Плановые мероприятия по увеличению прибыли должны предусматриваться на каждом предприятии. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
- рост выпуска продукции;
- рост рынка продаж;
- улучшение качества продукции;
- реализация лишнего оборудования и прочего имущества или сдача его в аренду;
- уменьшение себестоимости продукции за счет более рационального применения производственных мощностей и площадей, материальных ресурсов, рабочей силы и рабочего времени;
- диверсификация производства и др.
Из данного списка предложенных мероприятий следует, что они взаимосвязаны с иными мероприятиями в компании, обращенными на понижение издержек.
Прибыль является главной целью осуществления своей деятельности большинства компаний во всём мире. Для этого компанией увеличивается доля рынка и снижаются издержки. Это проявляется в проведении более грамотной и умелой маркетинговой политике и составлении наиболее результативной производственной программы.
В условиях современной экономики все предприятия должны не только получать максимальную прибыль, но и рационально и оптимально использовать уже полученную прибыль. Необходимо направление свободных денежных средств на финансовую деятельность, которая может принести дополнительный доход. В условиях конкуренции это даст возможность не только сохранять свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичность развития его производства.
Маркетинг является одновременным комплексом мероприятий в области изучения торгово-сбытовой деятельности компании, связанным с исследованием всех факторов, выражающих воздействие на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. В данный комплекс включаются: исследование продукта (услуг); потребителя, мотивов его поведения на рынке; установление более результативных способов продвижения на рынке товаров; рассмотрение каналов и форм реализации продукции, а также объёма товарооборота предприятия; раскрытие специфики рекламной деятельности; изучение конкурентов, определение уровня и форм конкуренции; проведение исследования своей рыночной «ниши» (имеется ввиду область производственной деятельности, в которой предприятием располагаются наилучшие возможности в сравнении с возможными конкурентами) для осуществления своих преимуществ при увеличении товарооборота.
Маркетинг является двусторонним процессом: в распоряжение компании поступает информация о потребностях покупателя с тем, чтобы она могла разработать и предложить ему нужные товары и услуги. Таким образом, маркетинг основывается на союзе производителя и потребителя. Следовательно, маркетинг выступает процессом управления и планирования разработки изделий и услуг, сбытом и движением товаров к покупателю, ценовой политикой.
Следующей задачей, стоящей перед компанией, является уменьшение расходов предприятия, оптимизация затрат, запасов ценностей, совершенствование их структуры. Важнейшими источниками уменьшения себестоимости продукции являются:
- рост уровня производительности труда;
- уменьшение коммерческих расходов;
- увеличение производительности труда, улучшение качества обслуживания и консультации клиентов по продажам;
- оптимизация денежных потоков к поставщикам от предприятия с целью достижения определенного объема закупок для получения скидок по товару, поиск поставщиков с наиболее низкими ценами на товар, получения товарных кредитов и т.п.
Сокращение затрат определяется под каждой статьей расходов за счёт определенных мероприятий (регулярное проведение инвентаризаций, совершенствование организации труда, контроль за обоснованностью списания расходных материалов, анализ прайс-листов поставщиков, увеличение контроля за состоянием складского хозяйства, подписание договоров поставки с более выгодными для компании условиями, проведение переговоров по поводу понижения цен на товары и т.п.).
Проведение таких мероприятий даст возможность снижения расходов предприятия, и, как следствие, увеличение показателей прибыли и рентабельности.
Таким образом, для улучшения деятельности предприятию нужно:
- максимально полно принимать участие в государственных программах производства и развития товаров и услуг, на которые выделяются дотации за счет бюджетных ассигнований;
- производить систематический поиск российских заказчиков на услуги, которые могут быть предоставлены компанией;
- анализировать спрос на предоставление новых услуг, которые соответствуют возможностям компании;
- осуществлять результативную рекламу всех услуг предприятия;
- заниматься активной коммерческой деятельностью (например, сдавать в аренду пустующих помещений и территорий, реализация товаров других фирм и т. п.);
- понизить производственные издержки и накладные расходы по производимым компанией товарам и услугам.
Более конкретно остановимся на статьях, оказывающих большое влияние на финансовые результаты деятельности предприятия.
Необходимо выработать эффективную политику управления оборотными активами:
- кредиты банков, которые применяются для недопущения технической неплатежеспособности, для сокращения дебиторской задолженности и запасов;
- векселя, которые предназначаются для тех же целей, что и банковские кредиты (обязательства покупателя незамедлительно превращаются в наличность, которая при этом немного снижается в размерах);
- факторинговые операции. Данные операции дают возможность ускорения оборотных средств компании (реализация долговых обязательств специализированным фирмам, занимающимися (профессионально) управлением чужой текущей задолженностью).
В анализируемых периодах значительная доля активов приходилась на дебиторскую задолженность. Дебиторская задолженность и ее уровень определяют кредитную политику предприятия по отношению к покупателям продукции. При ее разработке ставится цель - увеличить объем реализации в той степени, в какой это способствует получению дополнительных прибылей.
Необходимо пересмотреть кредитную политику, добиваясь увеличения объема реализации в той степени, в какой это способствует получению дополнительной прибыли. На предприятии должно быть несколько типовых договоров с приемлемыми для предприятия сроками оплаты продукции, необходимо оценить кредитоспособность покупателей, оценить их финансовое состояние и обсудить возможные варианты оплаты. Необходимо создать систему резервов по сомнительным долгам, наладить систему сбора платежей. Необходимо ранжировать дебиторскую задолженность по срокам ее возникновения, проводить анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициента инкассации. Эффективная система взаимоотношений с покупателями подразумевает качественный отбор клиентов (кредитоспособность, финансовые возможности), определение условий кредитования, усиление контроля за исполнением условий договора.
Двумя основными показателями работы предприятия являются показатели рентабельности капитала и показатели ликвидности.
Основными слабыми местами в финансовом положении предприятия являются:
- низкая рентабельность продаж;
- неудовлетворительные показатели ликвидности.
Поэтому перед руководством предприятия ОАО «Волна» стоит задача улучшения показателей ликвидности баланса. Основным путем для этого является регулирование денежных потоков для увеличения денежных средств в кассе предприятия и на расчетном счете. За счет оптимизации денежных потоков предприятия и увеличения денежных средств на балансе предприятия произойдет увеличение показателей абсолютной ликвидности баланса. Основным путем для оптимизации денежных потоков является сокращение временного разрыва между отгрузкой товара и получением оплаты за него, а так же проведение систематических инвентаризаций дебиторской задолженности. Мы считаем, что так же предприятию нужно проводить инвентаризацию кредиторской задолженности, и погашать вовремя свои долги перед покупателями и поставщиками, сотрудниками по заработной плате, перед бюджетом по налогам и сборам. Т.к. эти мероприятия приведут к уменьшению объема кредиторской задолженности, а также улучшат показатели абсолютной ликвидности баланса ОАО «Волна».
Кроме того, в процессе анализа необходимо более детальное изучение показателей оборачиваемости капитала, поскольку оборачиваемость капитала тесно связана с его рентабельностью, и установление на каких этапах кругооборота капитала произошло ускорение или замедление движения средств.
Повышением скорости оборота средств предприятия связаны с сокращением финансово-эксплуатационных потребностей (далее - ФЭП) предприятия. Стоит отметить, что эти два понятия взаимосвязаны, между ними присутствует прямая и обратная причинно-следственная связь, т. е. при сокращении ФЭП предполагается ускорение оборота средств компании и наоборот - рост скорости оборота средств компании приводит к снижению ФЭП.
Все факторы, оказывающие влияние на величину ФЭП, можно сгруппировать в финансовые, экономические, технологические. Важнейшими среди них можно назвать: разнообразную продолжительность производственного периода, динамику и размер производства предприятия, технологические условия производства продукции, финансовое положение предприятия, тип рынка и место, которое занимает предприятие на нём, фазу жизненного цикла предприятия, несовпадение сроков платежа и поступлений денежных средств.
Можно предложить следующие рекомендации по сокращению срока производственного цикла:
- уменьшение периода оборота запасов;
- уменьшение периода оборота незавершенного производства;
- уменьшение периода оборота готовой продукции.
При этом возможно сокращение финансового цикла за счет:
- убыстрения процесса производства;
- увеличения оборачиваемости дебиторской задолженности;
- замедления (некритического) оборачиваемости кредиторской задолженности.
Увеличившиеся в настоящее время требования к управлению определены ростом размеров компаний, сложности технологий, надобностью овладения самыми современными управленческими навыками. Профессионалами в сфере организации управления подготавливаются и вырабатываются все решения по организационным, финансовым и прочим вопросам, которыми осуществляется и контроль за выполнением запланированного.
Такие факторы как увеличение конкуренции на отечественных и мировых рынках, возрастающая диверсификация бизнеса, быстрое развитие и смена технологий, усложнение бизнес-процессов, обусловливают новые требования к системе внутреннего контроля коммерческой организации.
На всех этапах управления предприятием на обеспечение основных показателей эффективности должен быть направлен контроль. Поэтому основной целью контроля на предприятии является обнаружение вероятных отклонений запланированных показателей, определение причин данных отклонений и разработка мероприятий по их устранению.
За счет контроля реализации поставленных целей и задач возможно выявление ошибок и недостатков в управлении и предложение мер по их устранению.