Файл: Влияние слияний компаний на концентрацию в отрасли (по выбору) (Теоретические аспекты слияний и поглощений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Осуществление сделок по слияниям и поглощениям (M&A) – динамично развивающаяся мировая тенденция консолидации активов и концентрации производственной деятельности. Процесс сопровождается непростыми взаимоотношениями со стороны всех участников экономического пространства, что в свою очередь влечет за собой как положительные, так и отрицательные стороны развития рынка слияний и поглощений.

Современная политико-экономическая ситуация в России не лучшим образом способствует развитию компаний по заранее намеченным целям. Многие компании не выдерживают давления кризиса и вынуждены в срочном порядке принимать корпоративные решения в областях стратегического и финансового менеджмента. Одним из примеров мер по устранению негативного влияния является реструктуризация собственности, куда как раз и относятся слияния и поглощения.

Однако дело не только в проблемах экономики, например, слияния и поглощения являются неотъемлемым элементом стратегий развития организаций. Ведь рост бизнеса за счет внутренних источников, открытия производственных площадок «с нуля» порой оказывается медленным и неопределенным. Посредством слияний и поглощений компания может приобрести мощный импульс к развитию с уже готовыми активами.

Данные тенденции характерны для агропродовольственного сектора страны. Однако здесь имеются и свои особенности: недостаточное финансирование государством (по мнению бизнеса), отсутствие современных технологий и другие. Но в силу того, что продовольственная безопасность является одной из важных параметров независимости страны, приходится находить пути решения проблем. Как раз одним из таких решений являются корпоративные стратегии слияний и поглощений в агропромышленном комплексе.

Целью работы является исследование процессов слияния компаний.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть слияния и поглощения как корпоративную стратегию: понятия и мотивы совершения сделок.
  • Привести классификацию сделок слияний и поглощений.
  • Дать оценку эффективности сделок по слияниям и поглощениям.
  • Выявить особенности агропродовольственного рынка РФ.
  • Проанализировать осуществление слияний и поглощений российскими агрохолдингами.

Объектом исследования являются сделки по слиянию компаний.

Предметом исследования служат слияния компаний и их влияние на концентрацию в отрасли.


В процессе выполнения работы использовались научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам конкуренции, материалы периодической печати. Среди отечественных авторов, исследующих проблематику дипломной работы, выделим труды таких ученых как: Беляева И.Ю., Борисов Ю.Д., Игонина Л.Л., Ионцев М.Г., Ковалев В.В., Тихомиров Б.И., Шохин Е.И. и др.

Методы исследования: диалектический, системный исторический, структурный, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, аналогия, моделирование.

Практическая значимость работы состоит в том, что обобщенный в ней материал и сформулированные результаты могут быть использованы при реализации проекта слияния и поглощения в практике российских компаний.

Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 Теоретические аспекты слияний и поглощений

1.1 Слияния и поглощения как корпоративная стратегия: понятия и мотивы совершения сделок

Словосочетание слияние и поглощение используется в России сравнительно недавно (около 20 лет), однако в мировой практике это уже довольно привычное сочетание, известное под аббревиатурой M&A (merger and acquisition).

Слияния и поглощения компаний – один из самых распространенных путей развития или реорганизации, к которому в настоящее время прибегает большое количество компаний. Этот процесс в современных условиях становится явлением обычным, практически повседневным.

Если смотреть зарубежные и российские источники, то можно заметить, что слияние и поглощение – это далеко не все термины, означающие сделки такого рода. Существуют такие понятия как консолидация, присоединение, различные виды слияний.

Патрик Гохан в своей книге «Слияние, поглощение и реструктуризация компаний» [9] дает следующие определения:

Слияние (merger) – объединение двух корпораций, в котором выживает только одна из них, а другая прекращает свое существование. При слиянии поглощающая компания принимает активы и обязательства поглощаемой компании. Иногда для описания этого типа сделки используется термин статутное слияние (statutory merger). Статутное слияние отличается от подчиняющего слияния (subsidiary merger), представляющего собой слияние двух компаний, в котором целевая компания становится дочерней или частью дочерней компании материнской компании.


Консолидация (consolidation) – соединение предприятий, в котором две или более компаний объединяются, чтобы образовать совершенно новую компанию. Все объединяющиеся компании упраздняются, и продолжает работать новое юридическое лицо.

Поглощение (takeover) – установление полного контроля над компанией или активом. Этот термин более неопределенный и иногда относится только к враждебным сделкам; в других случаях он используется для обозначения как дружественных, так и недружественных слияний.

Данные определения отличаются от тех, которые принято использовать в российской действительности.

В Федеральном законе «Об акционерных обществах» есть определения для таких понятий как слияние и присоединение.

Слиянием обществ признается создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних.

Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

Согласно описанию Ворониной М.В. При поглощении поглощающая фирма приобретает контрольный пакет акций поглощаемого предприятия. Если приобретается пакет, превышающий 75% обыкновенных акций, то поглощаемое предприятие теряет свою юридическую самостоятельность и становится структурным подразделением поглощающего предприятия. Если пакет меньше 75%, то поглощающая компания может не потерять своей юридической самостоятельности и стать дочерним предприятием. Но в любом случае поглощенное предприятие теряет свою хозяйственную самостоятельность [7].

Ниже понятия слияния и поглощения будут рассматриваться с точки зрения российского законодательства, в некоторых случаях термин будет сокращаться до принятого в мировом сообществе M&A.

Процесс слияний и поглощений является одним из возможных вариантов корпоративной стратегии компании. Корпоративная стратегия определяет организацию в целом, поведение ее подразделений или бизнес-единиц, товарные линии, комбинация которых позволяет воспринимать компанию как целостность, и отвечает на вопрос: каким бизнесом занимается корпорация? Стратегическая деятельность на корпоративном уровне включает в себя, например, приобретение нового бизнеса, расширение или сокращение уже существующего, создание совместных предприятий. Корпоративный уровень управления представлен главным управляющим (генеральным директором, президентом корпорации и т.д.), советом директоров и другим старшим персоналом, принимающим стратегические решения для всей организации. Обычно в обязанности этих руководящих лиц входят: определение назначения, миссии и целей организации, выявление ключевых областей деятельности, выделение ресурсов для каждого вида деятельности, формулирование стратегий, которые охватывают корпоративную деятельность. Корпоративная стратегия включает также вопросы финансовой и организационной структуры предприятия в целом. Другими словами можно сказать, что корпоративная стратегия – это базовая стратегия – основной курс действий по реализации приоритетных целей развития предприятия в рамках имеющихся ресурсов, альтернатив, конкретных решений. [12]


В настоящее время можно отметить, что большинство компаний при выборе метода стратегического развития предпочитают именно слияния и поглощения, а не стратегию органического роста компании. Основным отличием развития компании за счет.

M&A является использование уже существующих активов рынка, что позволяет оперировать четкими и определенными показателями. Дает возможность более полно оперировать определенными показателями, опираясь на уже существующие данные использования активов.

Слияния и поглощения компаний имеют свои особенности в разных странах и регионах мира. Данным процессам присуща большая национальная окраска, чем принято считать. В России на процессы слияний и поглощений в большей степени влияют интересы собственников, так как именно собственник является уполномоченным принимать важные управленческие решения. В более развитых странах, нежели Россия, собственники и высший менеджмент не являются «единым целым», там принято отдавать управление менеджерам, которые получили хорошее образование по данному направлению. Например, в США именно менеджеры имеют серьезную мотивацию на совершение сделки, даже если объективная выгода от нее неочевидна.

Основные мотивы, которыми руководствуются компании при проведении сделок слияний и поглощений, схожи, что позволяет рассматривать эти мотивы в целом, не пытаясь провести четкой границы между двумя данными понятиями.

Любое предприятие имеет два принципиальных варианта стратегии роста – на основе внутренних факторов и на основе внешних факторов. В процессе постоянного развития на основе имеющейся стратегии менеджмент компании определяет, что является в данный момент наиболее выгодным: направление ресурсов на приобретение нового бизнеса или же создание новых направлений с нуля, за счет собственных сил.

Соответственно, целью приобретения нового бизнеса через процессы слияний и поглощений является создание у компании стратегического преимущества за счет присоединения и интегрирования новых элементов бизнеса, что должно являться более эффективным, чем их внутреннее развитие в рамках данной компании, а также должно быть выгодно с точки зрения экономии времени при достижении поставленных стратегических целей. Вопрос мотивов сделок слияния и поглощения широко обсуждается в экономической литературе.

Как известно, главная цель создания любого бизнеса – максимизация прибыли. Причем эта цель первична по отношению к другим целям, стоящим перед рыночной компанией. Следовательно, так или иначе, любые мотивы, побуждающие компании к слияниям и поглощениям, вытекают из данной цели, либо подчинены ей.


Общим мотивом к слияниям и поглощениям является расширение и повышение эффективности бизнеса. Кроме того, нередко этот путь расширения бизнеса является менее затратным, чем органический рост компании путем капитализации части прибыли и использования заемных ресурсов. Также следует упомянуть, что при слияниях и поглощениях следует учитывать фактор времени. Любое развитие через органический рост – длительный процесс, сопряженный с большим количеством неопределенности в будущем. Приобретая уже готовый актив, с достаточной степенью точности можно оценить его сегодняшнюю дополнительную выгоду для компании в случае интеграции в существующий бизнес. Особое значение финансовый аспект приобретает в периоды финансовых кризисов, поскольку активы существенно дешевеют в цене, и, порою, приобрести желаемый актив становится на порядок проще.

Для определения мотивов M&A российские экономисты вынуждены опираться на своих западных коллег, поскольку российская история рынка слияний и поглощений мала для того, чтобы только на основе российских данных делать какие-либо выводы. Тем не менее, в работах отечественных исследователей можно встретить попытку систематизации мотивов по классификационным признакам, но единой системы данных признаков в современной экономической литературе до сих пор нет.

В таблице 1 указаны причины для принятия решения о сделке слияния и поглощения согласно классификации Ворониной М. В. [7] Она рассматривает процесс слияния или поглощения как один из способов финансового оздоровления компании, создание выгодных условий для инвестиций.

Таблица 1

Мотивы совершения слияний и поглощений

Мотив

Цели

Университет

Получение добавленной стоимости (2+2=5); Экономия на операционных расходах, за счет объединения служб маркетинга, учета, сбыта; Экономия за счет эффекта масштаба;

Экономия за счет охвата путем поглощения заказчика, поставщика или конкурента; Экономия за счет создания новой системы управления, предполагающей оптимальную расстановку кадров и снижение издержек на различных стадиях снабжения, производства, сбыта; Финансовая экономия за счет масштабов т увеличения оборотов

Диверсификация

Обновление ассортимента выпускаемой продукции или выход на более перспективные рынки

Лидерство

Увеличение рыночной доли с целью: получить возможность устанавливать цены; захвата более дешевых рынков сырья; расширения влияния в экономической и политической сферах; превосходства над конкурентами

Корректировка стратегии

Приобретение дополнительных возможностей за счет потенциала конкурентов (активы, технологии, интеллектуальная собственность, клиенты)

Покупка недооцененных активов

Выгодно приобрести активы, практически за бесценок, особенно, введены процедуры административного или внешнего управления

Налоговые преимущества

Возможность получить налоговую экономию за счет списания активов (уменьшается налог на имущество), а также возможность получить налоговый кредит (отсрочку налогового платежа на время реорганизации компании)