Файл: Влияние слияний компаний на концентрацию в отрасли (по выбору) (Теоретические аспекты слияний и поглощений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Достаточно полная классификация мотивов представлена в работе Лапшина П.П. и Хачатурова А.Е. «Синергический эффект при слияниях и поглощениях компаний».[23] Авторы структурируют большой массив мотивов по признаку сферы возникновения того или иного положительно эффекта. В частности они выделяют следующие крупные группы мотивов: стратегические; технологические; производственные; отраслевые; рыночные; продуктовые; экономические; инвестиционные и финансовые, политические.

Борисов Ю.Д. в своей классификации выделяет всего 4 основные мотива, которые преследуют слияния и поглощения: защитные мотивы; инвестиционные мотивы; выход на рынки других стран; создание устойчивого преимущества.[5]

Причем если с первыми тремя мотивами достаточно определенная ситуация (все эти мотивы, так или иначе, присутствуют и в зарубежных работах и у отечественных экономистов), то с последним пунктом необходимо пояснение. Под мотивом «создание устойчивого преимущества» Юрий Борисов подразумевает: «создание преимущества с помощью диверсификации для большего контроля рисков, использования опыта иных производственных сфер, недоступного конкурентам, сокращения выхода на новый рынок, сохранение стабильности и ёмкости занимаемого рынка».

Как можно видеть, достаточное большое количество мотивов скрывается за определением мотива «создание устойчивого преимущества», это и часть защитных мотивов, и мотивы расширения рынка, и диверсификации бизнеса. Это различные мотивы, которые существенно влияют на рынок слияний и поглощений и не могут быть рассмотрены единым целым.

Также классификация мотивов сделок слияний и поглощений присутствует в работах Молотникова А.Е., практикующего специалиста, директора одной из ведущих консалтинговых компаний России. Исходя из стремления компаний к максимизации прибыли, большинство мотивов, побуждающих компании к слияниям и поглощениям, можно разделить на следующие группы: мотивы уменьшения оттока ресурсов (имеются в виду, прежде всего, денежные ресурсы, являющиеся издержками предприятия); мотивы увеличения и стабилизации притока ресурсов; нейтральные по отношению к движению ресурсов мотивы. [10]

Мотивы совершения сделок M&A также представлены в работах Зайнуллиной М.Р. [19]. Целесообразность такой классификации заключается в том, что в зависимости от целей, преследуемых предприятием, различаются вид и методы интеграции. Если предприятие преследует стратегические цели, то, как правило, в зависимости от рода своей деятельности оно изберет горизонтальную, вертикальную или конгломератную интеграцию. Если преследуются корпоративные цели, то способ интеграции может отойти на второй план и механизмы объединения избираются посредством компромисса между собственниками и менеджерами. Иногда такие объединения не имеют экономического обоснования, что приводит к стихийному характеру данного процесса. Цели функционального уровня отражают, как правило, необходимость объединения предприятий в жесткой конкурентной борьбе. Такие цели также не обосновывают стратегический характер развития предприятия. Они могут иметь непостоянный характер, и используются для удовлетворения насущных потребностей предприятия. Ее предложение заключается в разделении мотивов на три большие группы.


  • Стратегические цели предприятия (защитные; инвестиционные; информационные; получение синергетических выгод; повышение качества управления; налоговые мотивы; разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения).
  • Корпоративные цели (цели акционеров; «Теория гордыни»; реструктуризация и перераспределение ресурсов; роль информации; традиционные мотивы продавцов).
  • Цели на уровне функциональных областей предприятия (возможности операционной синергии; цели материально-технического снабжения; цели в производственной сфере; цели в области финансирования; цели в области сбыта).

Защитные цели компании выражаются в возможности ее роста за счет: приобретений в своем или другом секторе, приобретения дополняющих активов; усиления позиции на рынке через слияния; избавления от конкурентов - путем их покупки и захвата их доли рынка.

Инвестиционные цели. Компании, их менеджеры и инвесторы могут преследовать следующие цели: размещать свободные средства; участвовать в прибыльном бизнесе; скупать недооцененные активы; использовать управленческие навыки; инвестировать излишки наличности; приобрести антициклические или балансирующие активы для портфеля.

Информационные цели. Слияния и поглощения могут улучшить информированность компании: о технологиях и затратах поставщиков; о предпочтениях потребителей их продукции. При этом не обязательно покупать поставщика или дилера, обеспечивающего 100% потребности в данных услугах для компании. Например, многие оптовые компании на фармацевтическом рынке имеют несколько аптек для изучения потребительского спроса и его динамики.

Получение синергетического эффекта. Основная причина реструктуризации компаний в виде слияний и поглощений кроется в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т. е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, совокупный результат, которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний.

Повышение качества управления. Слияния и поглощения компаний могут иметь целью достижение дифференцированной эффективности, означающей, что управление активами одной из фирм было неэффективным, а после слияния активы корпорации станут более эффективно управляемыми.

При желании всегда можно найти компании, в которых возможности снижения затрат и повышения объемов продаж и прибыли остаются не до конца использованными; компании, страдающие от недостатка таланта или мотивации руководителей, т. е. имеющие неэффективный аппарат управления. Такие компании становятся естественными кандидатами на поглощение со стороны фирм, имеющих более эффективные системы управления. В некоторых случаях «более эффективное управление» может означать просто необходимость болезненного сокращения персонала или реорганизации деятельности компании.


Налоговые мотивы. Действующее налоговое законодательство порой стимулирует слияния и поглощения, результатами которых является снижение налогов или получение налоговых льгот. Например, высокоприбыльная фирма, несущая высокую налоговую нагрузку, может приобрести компанию с большими налоговыми льготами, которые будут использованы для созданной корпорации в целом.

Компания может располагать потенциальной возможностью экономить на налоговых платежах в бюджет благодаря налоговым льготам, но уровень ее прибылей недостаточен, чтобы реально воспользоваться этим преимуществом.

Иногда после банкротства и соответствующей реорганизации компания может воспользоваться правом переноса понесенных ею убытков на облагаемую налогом прибыль будущих периодов.

Разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения. Зачастую проще купить действующее предприятие, чем создать новое. Это целесообразно тогда, когда рыночная оценка имущественного комплекса целевой компании значительно меньше стоимости замены ее активов.

Разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения возникает из-за несовпадения рыночной и балансовой стоимости приобретаемой фирмы. Рыночная стоимость фирмы базируется на ее способности приносить доходы, чем и определяется экономическая ценность ее активов. Если говорить о справедливой оценке, то именно рыночная, а не балансовая стоимость будет отражать экономическую ценность ее активов, а, как показывает практика, рыночная стоимость часто оказывается меньше балансовой.

Цели акционеров. Отдельные акционеры могут иметь свои интересы и также использовать сделки слияния и поглощения для: создания партнерства или привлечения стратегического инвестора в свою компанию; выделения части бизнеса в отдельную бизнес-единицу или компанию; продажи части акций.

«Теория гордыни», согласно которой недостаточная основательность инвестиционных проектов предписывается чрезмерной склонности к риску и большим амбициям («гордыне») менеджеров, выступающих в качестве руководителей корпорации. Суть проблемы состоит в том, что во многих случаях предприниматель просто обнаруживает «гордыню», полагая, что может оценить потенциальную стоимость фирмы лучше, чем рынок. Инициатор поглощения исходит из предположения, согласно которому новые владельцы смогут обеспечить более высокую рыночную стоимость фирмы.

Реструктуризация и перераспределение ресурсов. Реструктуризация хозяйственных операций в результате перехвата корпоративного контроля может сопровождаться перераспределением ресурсов между основными участниками хозяйственных операций, осуществляемых корпорацией, – владельцами фирмы, менеджерами, кредиторами, рабочими и др. Обычно это связано с ликвидацией прямых последствий неэффективного управления и может сопровождаться отказом от невыгодных контрактов, обменом ранее выпущенных облигаций, требующих больших процентных выплат, на акции, увольнениями и привлечением новых наемных работников на более выгодных для фирмы условиях.


Роль информации, сигнализирования и обеспечения ликвидности. Предполагается, что цены акций не содержат исчерпывающей информации о компании-цели, и соответственно тендерное предложение может служить сигналом для повышения рыночной стоимости фирмы. Само предложение пробуждает интерес потенциальных инвесторов к фирме, кажущейся недооцененной. Так, решение компании Х прибегнуть к дополнительной эмиссии облигаций может быть истолковано как свидетельство высокой кредитоспособности фирмы, что, в свою очередь, может повысить ее привлекательность в качестве объекта поглощения.

Традиционные мотивы продавцов: личное желание продать бизнес из-за возраста, слабого здоровья, семейных проблем или усталости, потребности владельцев, связанные с имущественным планированием, отсутствие преемника, в том числе конфликты среди членов семьи и владельцев, либо потеря ключевых персон. Потребность в дополнительном капитале для финансирования роста, слабая, либо снижающаяся эффективность деятельности или растущие финансовые затруднения, наличие стратегических недостатков, которые не могут быть преодолены независимым бизнесом; рыночные или отраслевые условия, создающие высокую цену продажи.

Операционные синергии. Получение корпорацией-покупателем операционных синергий может быть результатом воздействия следующих факторов:

Экономия операционных издержек. В результате слияния на свет появляется более крупная корпорация, которая может использовать определенные преимущества, возникшие в результате увеличения ее размеров. Возникшая в результате слияния новая корпорация может добиться серьезного сокращения административных, маркетинговых и многих других операционных издержек. Помимо значительного снижения операционных издержек, корпорация-покупатель может получить значительное повышение квалификации персонала компании, централизацию ее бухгалтерского учета, финансового менеджмента и финансового контроля. Все это приведет к повышению общего уровня стратегического управления корпорацией. Корпорация-покупатель может использовать научно-исследовательские центры приобретенной корпорации, а также ее работников для разработки и внедрения на рынок новых продуктов, товаров или услуг.

Цели материально-технического снабжения. Объединения, инициатива создания которых исходит из сектора материально-технического снабжения, ставят перед собой цели улучшения положения предприятий на рынке по отношению к сильным поставщикам и достижения более благоприятных условий (поставок, платежей, сроков). Также вследствие совместных закупок больших объемов товаров можно добиться благоприятных закупочных цен для объединенных предприятий (скидка с цены для крупного покупателя).


Цели в производственной сфере. В сфере производства объединение предприятий преследует целью улучшение производственных отношений: создание предприятий оптимальной величины, использование снижения себестоимости единицы продукции при увеличении объема партии выпускаемой продукции, равномерная загрузка имеющихся в наличии мощностей. Мерами для этого служат, с одной стороны, стандартизация и типизация, которые могут привести к уменьшению расходов за счет выпуска больших серий, с другой стороны, дифференциация производственной программы путем освоения новых видов продукции для снижения риска в производственном секторе благодаря лучшему использованию уже имеющихся сооружений.

Цели в области финансирования. Инвестиции и финансирование тоже дают импульсы к созданию объединенных предприятий. Так, например, запланированные инвестиционные объекты могут успешнее использоваться совместно, а особо крупные и капиталоемкие объекты вообще могут быть освоены только после объединения мелких и средних предприятий в результате совместной мобилизации больших сумм капитала. Целью объединения предприятий могут быть также увеличение основы собственного капитала, расширение возможностей финансирования за счет привлечения средств со стороны, усиление кредитоспособности, повышение рентабельности или снижение риска путем инвестиций и облегчение других размещений капитала.

Цели в области сбыта. Мотивом к слиянию в области сбыта часто является создание таких обществ, в которых рационально работают организации сбыта всех объединенных предприятий, что улучшает их позиции на рынке. Примером служат торговые синдикаты, которые, прежде всего, имеют целью препятствовать проведению самостоятельной политики цен отдельными предприятиями и в случае согласования в договоре производственной квоты следить за соблюдением этой квоты. Но наиболее часто цель концентрации состоит в достижении экономической власти, создании господствующей позиции на рынке сбыта и в исключении конкуренции путем установления единых цен, единых условий сделки или определенных квот сбыта и, в конце концов, в установлении монопольного положения.

Данные классификации лишний раз подчеркивают, что в российской литературе нет единой логики анализа процессов слияний и поглощений.

Стоит отметить, что лидирующим мотивом является мотив синергии. Все вышеуказанные авторы в той или иной степени рассматривали синергетический эффект как мотив слияния и поглощения. Основой некоторых подходов являлась синергетическая теория слияния и поглощения.