Файл: Влияние слияний компаний на концентрацию в отрасли (по выбору) (Теоретические аспекты слияний и поглощений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Осуществление слияний и поглощений российскими агрохолдингами

В предыдущей главе уже были рассмотрены особенности агрохолдингов. Но также стоит отметить, что их высокая значимость связана еще и с тем, что в нашей стране нет эффективно развитой инфраструктуры (ни транспортной, ни сервисной), и малому и среднему производителю продовольствия становится трудно взаимодействовать с другими звеньями цепи. Именно поэтому в России большее распространение получили агрохолдинги, которые подстраивают всю эту инфраструктуру под себя без посредников.

Рассмотрим крупные агрохолдинги России и их действия на рынке слияний и поглощений.

Группа «Черкизово» – вертикально интегрированная и диверсифицированная компания, соединившая в себе все звенья аграрной цепочки. «Черкизово» – крупнейший в России производитель мясной продукции, выпускающий ежегодно более полумиллиона тонн высококачественного мяса птицы, свинины, колбасных изделий, а также около полутора миллионов тонн комбикормов. Это компания, которая инвестировала в агропромышленный сектор страны более миллиарда долларов, создав более двадцати тысяч рабочих мест. Первая в стране открытая агрокомпания, акции которой обращаются на Московской и Лондонской фондовых биржах.

Стратегия компании предусматривает как органический рост, то есть инвестиции в новые проекты и создание с нуля современных агропромышленных комплексов, так и необходимую консолидацию рынка мясных продуктов. Группа «Черкизово» за последнее десятилетие приобрела и интегрировала в свою структуру предприятия различных направлений: 3 птицеводческих компании, мясоперерабатывающие комбинаты в Калининградской и Липецкой областях, свиноводческие комплексы и селекционно-генетический центр свиноводства в Центральном Федеральном Округе, а также пахотные земли.

Приобретение такого рода активов является следствием долгосрочной инвестиционной стратегии группы с целью сделать данные компании еще более сильными, а также укрепить свои позиции на продовольственном рынке.

В 2012 году группа «Черкизово» приобрела ряд сельскохозяйственных активов «Воронежмясопрома» в Центрально-Черноземном регионе. В эти активы входит селекционно-генетический свинокомплекс в Воронежской области. Производственные мощности комплекса включают хрячник, репродуктор на 2,4 тыс. свиноматок, площадку по доращиванию на 10 тыс. голов единовременного содержания и площадку откорма на 6,7 тыс. голов единовременного содержания.


Группа также приобретает около 30 тыс. гектаров земли сельскохозяйственного назначения в Воронежской области, из которых около 25 тыс. гектаров находятся в активном сельскохозяйственном обороте. Кроме того, компания покупает элеваторы в Воронежской области (рассчитан на хранение 150 тыс. тонн) и Пензенской области (60 тыс. тонн с перспективой увеличения до 90 тыс. тонн).

За покупку данных активов «Черкизово» уплатило 4,46 млрд. рублей, куда входит и долг «Воронежмясопрома» стоимостью 2,8 млрд. рублей. Расчеты за долги произведены денежными средствами компании и акциями группы.

За счет покупки земель сельхозназначения «Черкизово» получает возможность обеспечивать себя зерном в рамках стратегии вертикальной интеграции. Также они могут использоваться для постройки новых животноводческих комплексов. Наличие собственных элеваторов, рассчитанных на единовременное хранение значительных запасов зерна, обеспечит Группе «Черкизово» более гибкий подход к закупкам и страховку на случай неблагоприятной ситуации на зерновом рынке.

Собственный селекционно-генетического комплекс способствует устойчивому росту сегмента свиноводства группы, что видно, спустя три года после покупки данных активов.

В 2014 году Группа «Черкизово» приобрела крупного производителя мяса птицы «Лиско-Бройлер». Приобретение этой компании дало «Черкизово» доступ к рынкам южной части нашей страны и в целом увеличение масштабов бизнеса. Помимо явного стратегического преимущества у предприятия открывается еще и синергетический эффект.

Генеральный директор компании Сергей Михайлов делает акцент на том, что покупка актива с высокими показателями производственной эффективности обойдется ниже стоимости строительства аналогичного объекта. [35]

Как отмечалось выше, такого рода приобретения, или в нашем случае поглощения (так как купленные предприятия пошли в структуру головной организации) компаний проводятся с целью укреплений своих высоких позиций в отрасли сельского хозяйства страны.

Компания «Лиско-Бройлер» являлась крупнейшим производителем мяса птицы в Воронежской области и одним из лидеров на рынках ЦФО и ЮФО. Производственная мощность «Лиско-Бройлер» – около 95 тыс. тонн в живом весе в год. Производственные активы компании, которые благодаря сделке вошли в состав Группы «Черкизово», включают в себя семь птицеводческих площадок, комплекс убоя и переработки на 9 тыс. голов в час, четыре площадки родительского стада с комплексом убоя и переработки на 4 тыс. голов в час, две площадки ремонтного молодняка, инкубаторий мощностью 80 млн яиц в год, комбикормовый завод мощностью 40 тонн в час, элеватор на 100 тыс. тонн единовременного хранения, две площадки утилизации (в том числе завод по переработке в мясокостную муку и утильзавод). Стоит отметить, что производственные площадки построены в соответствии с современными стандартами и отличаются высокой степенью эффективности.


При совершении сделки бизнес «Лиско-Бройлер» был оценен в сумму около 5 млрд рублей, включая долг. В рамках сделки Группа «Черкизово» приняла на себя долговые обязательства «Лиско-Бройлера». Приобретение финансировалось за счет собственных средств компании.

По оценке прогнозных показателей сделка по приобретению «Лиско-бройлер» была оценена с меньшей прибылью, но повышение цен на рынке птицы, благодаря которому прибыль компании оказалась выше прогнозной, сделав приобретение еще более выгодным. По экспертной оценке, цена приобретения ниже стоимости строительства аналогичного производственного объекта с нуля.

Приобретение «Лиско-Бройлер» заметно увеличило масштабы бизнеса Группы «Черкизово». Производственные мощности компании по птицеводству достигли знакового показателя в 500 тыс. тонн в год в живом весе, а доля рынка выросла. Благодаря сделке для Группы «Черкизово» улучшается доступ к рынкам южной части страны. Также сделка имеет существенный синергетический эффект, который стал заметен уже в первый год интеграции. Предприятия «Лиско-Бройлер» находятся в Воронежской области, в которой расположены сельскохозяйственные земли Группы «Черкизово»: это дает возможность построения вертикально интегрированной цепочки. Система дистрибуции, которую создала Группа «Черкизово», позволит улучшить представленность продукции «Лиско-Бройлер» на полках и сократить затраты на логистику.

«Юг Руси» – ведущий в стране производитель широкого ассортимента брендированной пищевой продукции бакалейного ряда. Система дистрибуции ГК «Юг Руси» является одной из наиболее развитых в стране и включает около 400 партнеров, являющихся наиболее динамичными торговыми компаниями в своих регионах. Основное направление деятельности холдинга – производство растительного масла.

«Юг Руси» является не только национальным лидером в производстве масложировой продукции, но и крупнейшим в России экспортером бутилированного растительного масла, шрота, топливных пеллет из лузги. Также входит в число крупнейших отечественных экспортеров зерна.

В 2011 холдинг «Юг Руси» закрыл сделку по приобретению российских активов WJ Group, в том числе Валуйского и Чернянского заводов растительных масел в Белгородской области. Новый собственник сменил топ-менеджмент предприятий и уже начал поставку сырья. Активы WJ Group были оценены аналитиками в 40 млн. долларов.

По мнению экспертов, для «Юга Руси» эта покупка могла быть отчасти вынужденным шагом, чтобы не допустить появления на рынке новых конкурентоспособных игроков. [38, 42]


В 2014 году стало известно, что группа компаний «Юг Руси» приобрела маслоэкстракционный завод за рубежом в г. Актобе у одного из лидеров ближневосточного рынка саудовского холдинга Savola Group. Аналитики оценили актив в 30-35 млн долларов. [40,41]

Из всех заводов, имеющихся в арсенале «Юга Руси» вновь приобретенный является самым маломощны (225 тонн/сутки). Но в этом случае ставка сделана не на мощность, а на выход компании на рынок средней Азии. Хотя с другой стороны, завод в Актобе, может подходить для переработки малотоннажных партий таких культур, как лен, рыжик и горчица. То есть, акцент делается уже не на подсолнечнике, а на иных эфиромасличных.

Таблица 3

Сводная характеристика слияний и поглощений российских агрохолдингов

Параметры

Черкизово

Юг Руси

Стратегия

Органический рост и создание новых производств, консолидация активов

Сильные и диверсифицированные потребительские бренды, высокоразвитая национальная сеть дистрибьюции, современное производство и многоступенчатый контроль качества

Мотив

Лидерство, Университет, приобретение активов с технологиями, экономия средств

Усиление лидирующей позиции в отрасли. Выход на новый рынок.

Вид

Горизонтальные интеграции с элементами вертикальной диверсификации

Горизонтальные интеграции

Финансирование

Собственные средства

Собственные средства

Эффективность

Реализация стратегии через слияния и поглощения быстрее и дешевле, укрепление позиций на рынке, диверсификация

Расширение мощностей, увеличение количества брендов, наращивание доли на рынке

Исходя из примеров, рассмотренных выше, можно сделать вывод, что синергетические мотивы для российский аграрных предприятий достаточно высоки. В частности, агропромышленные компании могут использовать простаивающие мощности партнера, оптимизировать количество специализированной техники, продав ее излишки. Продаже или сдаче в аренду можно подвергнуть и освободившиеся помещения.

Если сделка носила горизонтальный характер, то синергию можно найти в сокращении дублирующих функций. А в случае вертикальной интеграции – Университет образуется вследствие выстраивания более полной производственной цепочки и экономии на так называемых «транзакционных» издержках.


Выводы

Агропродовольственный рынок России достаточно специфичен, так как сельхозугодия различны в зависимости от местонахождения. Но в целом потенциал Российской Федерации большой. Конечно, имеется немало проблем в развитии аграрного сектора, но государство как может решает эту задачу. Одной из самых важных особенностей является то, что Россия потенциально может производить много продовольствия высокого качества, однако неэффективное управление в этой отрасли приводит к тому, что потенциал остается лишь потенциалом. Зарплаты маленькие, уровень и качество жизни сельского населения находится на самом низком уровне.

Агрохолдинги, которые производят большую часть всего продовольствия страны являются основными игроками на рынке M&A в отрасли сельского хозяйства, продовольствия и розничной торговли.

Группа компаний «Черкизово» развивает стратегию «от поля до прилавка», то есть полный цикл от производства сырья до появления продукции на полках в магазинах.

В рамках этой стратегии компания, занимавшаяся переработкой мяса, выкупила и площади для производства комбикормов, и селекционно-генетический комплекс, что способствует увеличению независимости компании на рынке. Диверсификация производства позволяет подстраиваться под колебания экономической среды, в определенные года какое-либо из производств приносит больший доход, не всегда это какой-то один сегмент.

Если говорить об эффективности, то ГК «Черкизово» с каждым годом лишь улучшает свои позиции и выходит со своей продукции всё глубже в Россию, не ограничиваясь лишь центральной и южной частями страны, где находится всё их основное производство. А это в свою очередь говорит о том, что принятая стратегия работает, и сделки M&A приносят свои плоды и окупаются.

Бренды компании «Юга Руси» знает, наверное, каждый россиянин, что говорит о высокой доле рынка компании на территории страны, и, в определенной степени о качестве товара, ведь не зря за чуть более десятилетнюю история количество брендов разной ценовой категории только увеличивается. Покупка данной компанией других активов в данном случае явлется защитой от конкурентов, чтобы укрепить лидерские позиции в отрасли маслоэфирного производства, возможность ориентировать производство не только на один вид семени (подсолнечник), но и на менее востребованные, а также возможность выхода на новые рынки, где было ранее выкупленное предприятие.