Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Организация салона сотовой связи по франшизе ПАО Билайн).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Развитию бизнеса способствует его интеграция в сети более мощных экономических систем, и одной из организационных форм такой интеграции является франчайзинг.

Франчайзинг представляет собой эффективную форму организации бизнеса, которая отличается низким уровнем риска и стабильным уровнем дохода. Это форма продолжительного делового сотрудничества, при которой крупная компания предоставляет предпринимателю лицензию (франшизу) на производство продукции или услуги под торговой маркой данной компании, на условиях определенных договором. Франчайзинг является перспективной деловой моделью для предприятий сферы услуг, и, в частности, предприятий общественного питания, где большое значение имеет контроль качества изготавливаемых продуктов. В ресторанах высокого класса, бизнес-стратегия которых строится на уникальности предлагаемых услуг и их высокой стоимости, использование франчайзинга вряд ли будет эффективным. Однако сегмент рынка кофеен, интерес к которому значительно возрос несколько лет назад, может повысить эффективность своей деятельности именно за счет применения франчайзинговой модели. Центральной проблемой деятельности кофеен, как и всех предприятий общественного питания, является обеспечение качества продукта, путем использования высококачественных ингредиентов, высококвалифицированного персонала и хорошего оборудования. Не подготовленный предприниматель в данном случае рискует не справиться со всеми нюансами данного бизнеса и, как следствие, потерпеть значительные убытки. Наилучшим способом обеспечения успеха в данном случае будет являться схема франчайзинга.

Современная экономическая наука содержит достаточно целостное представление о франчайзинге: присутствует достаточно много материалов, посвященных проблеме его развития на территории России, перспективам развития франчайзинга в целом, преимуществам и недостаткам данной модели бизнеса, а так же представлена устоявшаяся терминологическая база. Хотя, важно отметить, что в России использование франчайзинга затрудняется недостаточно развитой правовой базой по этому вопросу.

Объектом исследования в данной работе является организация салона сотовой связи на принципах франчайзинга.

Предметом являются салон сотовой связи по франшизе Билайн.

Цель данной работы: оценить экономическую эффективность использования франчайзинга на предприятии связи.

В соответствии с данной целью в работе решались следующие задачи:


- рассмотреть теоретические основы создания франчайзинга в России;

- проанализировать создания салона сотовой связи по франшизе ПАО Билайн;

- оценить эффективность внедрения франчайзинга на предприятии связи.

Структура курсовой работы определена последовательностью решаемых задач. Во введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет работы, сформулированы цель и задачи. В первой главе представлены теоретические основы понятия франчайзинга. Рассмотрены плюсы и минусы данной схемы для франчайзинга. Во второй главе проведен анализ затрат на открытие салона сотовой связи по франшизе ПАО Билайн. В третьей рассчитывается эффективность открытия салона сотовой связи и период его окупаемости. В заключение сформулированы основные выводы и предложения согласно данной работе.

1 Теоретические основы использования франчайзинга в России

1.1 Определение франчайзинга

Франчайзинг является интенсивно развивающимся и надежным методом ведения бизнеса. В мировом масштабе опыт применения франчайзинга насчитывает более 100 лет. Данные отношения предъявляют особые требования к ведению бизнеса. В странах с развитой экономикой, формы ведения бизнеса остаются достаточно жесткими, не смотря на национальные особенности. Россия же, учитывая всю жесткость условий и принципиальность классических признаков, все равно вносит свои изменения в систему франчайзинговых технологий.

Термин "франчайзинг" образован от английского "franchising" - право, привилегия, а "франшиза" - от французского "franchise" - льгота, привилегия.

Что касается понятия франшизы, то в Модельном законе о раскрытии информации о франшизе (Model franchise disclosure law), разработанном экспертами Международного института унификации частного права (УНИДРУА) в 2002 г. закреплено, что франшиза (franchise) - это совокупность прав, передаваемая одной стороной (франчайзером) другой стороне (франчайзи), которая при этом уполномочивает франчайзи, а также при этом налагает на франчайзи обязательства в обмен на прямую, либо косвенную финансовую компенсацию заниматься бизнесом по продаже товаров (работ, услуг) за свой собственный счет, но по системе, разработанной франчайзером, которая включает в себя ноу-хау, содействие со стороны франчайзера, а также предписывает основные методы, которыми должен вестись данный франчайзинговый бизнес, включает в себя серьезный непрерывный контроль со стороны франчайзера, а также включает в себя права на использование товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования, либо логотипа, принадлежащего франчайзеру [12].


Таким образом, понятия "франчайзинг" и "франшиза" созвучны и однотипны и направлены на ведение бизнеса, в основе которого лежит механизм использования франчайзи исключительных прав, принадлежащих франчайзору.

По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный стиль), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг.

При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь. Приобретающая права сторона производит платежи за право использования в предпринимательской деятельности исключительных прав франчайзера и оказываемые услуги, целью которых является поддержка франчайзи (рисунок 1).

Реализация системы регионального франчайзинга начинается с того, что франчайзер определяет стратегию развития своей сбытовой инфраструктуры в определенном регионе и заключает срочный договор с предприятием-партнером, которое становится главным франчайзи по определенному региону или продукту.

Главный франчайзи имеет право не только подбирать новых франчайзи, но и обеспечивать их первоначальное обучение и прочие услуги, что обычно делает сам франчайзер. Главный франчайзи включен в систему разделения платежей и взносов в рекламный фонд [8].

Рисунок 1 - Схема франчайзинга

Образ построения деловых отношений между франчайзером и франчайзи: Региональный франчайзинг - трехуровневая система, в которой главный в регионе франчайзи, промежуточное звено, выступает в роли официального, с широкими полномочиями представителя головной компании (рисунок 2).

Рисунок 2 - Региональный франчайзинг

Он пользуется всеми благами, которые обычно дает франчайзинг, для этого он тоже платит лицензионные взносы, а также взносы на рекламу непосредственно франчайзеру. Контракт между франчайзером и главным франчайзи устанавливает, что ожидается от каждой стороны и, какой определенный период франчайзи будет выполнять эту специфическую роль. В отличие от других методов этот метод выгоден для всех сторон, так как главный франчайзи - выборное лицо, и он должен получать поддержку на протяжении всего времени сотрудничества, а это выгодно и франчайзеру.


Суб-франчайзинг - трехуровневая система франчайзинговых отношений, подобная региональной схеме. Основное отличие - иная организация потока платежей: он становится последовательным, а непосредственная связь франчайзи с головной компанией утрачивается практически полностью [11]. Фактически суб-франчайзи становится франчайзером на своей территории, и франчайзи зависит уже от его долгосрочной поддержки (рисунок 3).

Рисунок 3 -Модель суб-франчайзинга в общем построении

Франчайзинг базируется на постоянном сотрудничестве и высокой степени доверия сторон, единообразии участников системы, высокой степени предпринимательской инициативы, отлаженной системе информационных связей, коммуникаций и инструментов маркетинга, поддержки сторон и ориентации на долгосрочный коммерческий успех.

В зарубежной практике применения франчайзинга, выделяют товарный франчайзинг, франчайзинг бизнес-формата и конверсионный франчайзинг.

Такое деление основано на официальных определениях, выработанных Судом Европейского союза. Согласно Решению данного суда от 28 января 1986 г. № 161 по одному из дел о франчайзинге под сервисным франчайзингом понимают договор, по которому франчайзи, действуя в соответствии с указаниями франчайзера, предоставляет услуги под фирменным обозначением и знаком обслуживания франчайзера. Производственный франчайзинг, по определению Суда, - это договор, по которому франчайзи, действуя в соответствии с указаниями франчайзера, сам изготавливает продукцию, которую он продает под торговой маркой франчайзера [13].

1.2 Достоинства и недостатки франчайзинга

Франчайзинг как и любая форма ведения бизнеса имеет не только свои плюсы, но и минусы, которые необходимо учитывать при формирование этого виды договорных отношений.

Рассмотрим достоинства франчайзинга для франчайзи (пользователя). Франчайзинг для него означает наличие собственного бизнеса, но франчайзи не остается один на один со всеми проблемами и рисками, связанными с ведением предпринимательской деятельности. Когда франчайзи дает свое согласие вкладывать деньги во франчайзинговое предприятие, он все равно остается независимым владельцем бизнеса (например, франчайзер никогда не сможет его уволить с этой работы), но при этом получает профессиональную поддержку от франчайзера. Франчайзинговая система дает в период перед открытием бизнеса и после информацию, которая помогает франчайзи найти подходящее местоположение для предприятия, продумать его дизайн, убедится в том, что бизнес правильно функционирует и так далее, основываясь на опыте франчайзера. Такая поддержка помогает ему избежать тех ошибок, которые обычно делают другие предприниматели, когда начинают свое дело самостоятельно.


Франчайзи всегда имеет возможность стать специалистом в новом бизнесе, не затрачивая годы на обучение в школе бизнеса или просто работая в этой области. Эти знания приходят непосредственно из специальных программ обучения и программ по развитию системы управления, которые франчайзер передает всем новым франчайзи и ключевым работникам. Еще за долго до открытия нового бизнеса, франчайзер и франчайзи должны проработать друг с другом некоторое время. Вместе они должны достаточно поработать над формированием навыков франчайзи с тем, что бы иметь все шансы на успешное ведение бизнеса.

После открытия франчайзингового бизнеса франчайзи продолжает получать профессиональные услуги от франчайзера по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга. Если возникают проблемы, то их первой задачей будет проверить все предоставленные материалы и пособия. Но, однако, могут возникать и специфические проблемы. В этом случае франчайзи может позвонить франчайзеру и обратиться за помощью. Именно потому, что существует такая связь между франчайзером и франчайзи, проблемы франчайзи могут быть решены с помощью опытного франчайзера. Когда независимый предприниматель начинает развивать собственный бизнес, он должен сам найти способ решения проблем и открыто смотреть на вероятность совершения дорогостоящих ошибок [28].

Франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзера. При выполнении франчайзингового договора, франчайзи получает полномочия от франчайзера на использование торгового знака франчайзера. Только франчайзи, работающие в системе данной франшизы, имеют эксклюзивное право использовать товарный знак франчайзера. Так например, владельцы франшизы McDonald-s, пользуются правом на владение названием фирмы, которое дает мгновенное узнавание на рынке как бизнеса, работающего на международной арене с международным франчайзером. К моменту открытия ресторана, все в округе уже знают, что он будет предоставлять услуги на высоко профессиональном уровне. В отличие от франчайзи индивидуальный предприниматель должен с самого начала думать не только о продажах, но, прежде всего о том, чтобы создать хорошую репутацию никому неизвестной фирмы. Франчайзи же покупает себе репутацию вместе с покупкой франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не будет иметь доступ к известному всему миру имени, а франчайзи сразу пользуется именем своего франчайзера уже получившего всеобщее признание.

Франчайзинг устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса. Франчайзер определяет своему франчайзи территорию ведения бизнеса. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора. Получая территорию, франчайзи может эффективно развивать свой бизнес на определенной территории. Это снимает угрозу соперничества со стороны других владельцев этой же франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не знает, в каком месте возникнет наибольшая конкуренция, таким образом, его территория всегда остается более открытой для конкурентов.