Файл: Организация управления предприятием (Теоретические аспекты системы управления современной организацией).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 685
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты системы управления современной организацией
1.1 Понятие и сущность организации
1.2 Основные элементы системы управления организацией
Глава 2. Практическое содержание элементов системы управления ООО «ВАН-ТРЕЙД»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «ВАН-ТРЕЙД»
2.2 Анализ системы управления ООО «ВАН-ТРЕЙД»
2.3 Основные преимущества и недостатки системы управления ООО «ВАН-ТРЕЙД»
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления ООО «ВАН-ТРЕЙД»
3.1 Информационное обеспечение управления в современной организации
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
При увеличении среднегодовых остатков оборотных средств предприятия на 73805 тыс. руб. или на 293,9% происходит увеличение коэффициента оборачиваемости и вследствие чего - ускорение товарооборачиваемости, что свидетельствует эффективном использовании оборотных средств.
Таким образом, увеличение выручки предприятия способствует увеличению прибыли от реализации и чистой прибыли, а также производительности труда, эффективно используются основные фонды и оборотные средства общества, о чем свидетельствует рассчитанные коэффициенты фондоотдачи и оборачиваемости.
2.2 Анализ системы управления ООО «ВАН-ТРЕЙД»
В настоящее время на предприятии в соответствии со штатным расписанием среднесписочный состав сотрудников равен 115 человек. Рассмотрим персонал OOO«ВАН-ТРЕЙД» по составу и структуре образования за 2014 – 2016 г. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2– Состав и структура персоналаOOO«ВАН-ТРЕЙД» по уровню образования за 2014 - 2016 гг.
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|||
человек |
доля, в % |
человек |
доля, в % |
человек |
доля, в % |
|
Всего персонала: |
100 |
100 |
110 |
100 |
115 |
100 |
- общее среднее |
30 |
30 |
28 |
25,5 |
28 |
24,4 |
- среднее специальное |
20 |
20 |
27 |
24,5 |
27 |
23,5 |
- неоконченное высшее |
4 |
4 |
4 |
3,6 |
2 |
1,7 |
- высшее |
43 |
43 |
48 |
43,6 |
55 |
47,8 |
- сотрудники, имеющие более одного высшего образования |
3 |
3 |
3 |
2,7 |
3 |
2,6 |
Исходя из данных таблицы 2, можно сделать следующий вывод, структура и состав персонала по уровню образования за отчетный период изменилась. Так, в 2014 году среди персонала с высшим образованием было 43 %, а на долю с общим и средним образованием приходилось по 30 % и 20 % соответственно.
В 2015 году численность персонала с высшим и средним специальным образованием увеличились и стали составлять 43,6 % и 24,5 % соответственно. Количество персонала с общим образованием уменьшилось и стало составлять 25,5%.
В 2016 году также отмечается увеличение доли персонала с высшим образованием и составляет 47,8 %. Уменьшилось количество сотрудников с общим, средним специальным и неоконченным высшим образованиями и составляет 24,4 %, 23,5 % и 1,7 % соответственно.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень образованности персонала за последние 3 года увеличился, и доля сотрудников с высшим образованием составляет 47,8 % от общего числа сотрудников.
За 2016 год 10 % сотрудников прошли учебные курсы для изучения новых передовых технологий применяемых в сфере торговли, 5 % сотрудников занимались самообразованием за свой счет, остальные 80 % не обучались. Что также позволяет сделать вывод, что сотрудники заинтересованы в повышении общего уровня образованности.
Профессиональная подготовка в организации занимает средний уровень. Руководящий состав и торговый отдел постоянно повышает свою квалификацию, проходят обучение, посещают семинары, тренинги. Ведь для них квалификация имеет решающее значение в организации. При этом остальные сотрудники не обучаются.
Проведем анализ состава, структуры и движения персонала на предприятии за последние три года 2014 – 2016 гг. Рассмотрим категории персонала за 2014 – 2016 гг. данные представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Категории персонала OOO«ВАН-ТРЕЙД»
за 2014 – 2016гг.
Категории персонала |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|||
человек |
доля, в % |
человек |
доля, в % |
человек |
доля, в % |
|
Всего: |
100 |
100 |
110 |
100 |
115 |
100 |
- руководители |
12 |
12 |
12 |
10,9 |
15 |
13 |
- специалисты |
35 |
35 |
50 |
45,5 |
60 |
52,2 |
- рабочие |
53 |
53 |
48 |
43,6 |
40 |
34,8 |
Как видно из таблицы 3, за отчетный период с 2014 по 2016 года соотношений категорий персонала изменилось. Увеличилась доля специалистов по соотношению к рабочим. Что также сказалось на увеличении общего уровня образованности персонала.
Рассмотрим состав и структуру персонала по возрасту и полу. Данные обработаны и представлены в таблице 2.4.На таблицы 2.4видно, что мужчин на предприятии работает больше, чем женщин. Прежде всего, это связано со спецификой деятельности предприятия. Возрастная структура показывает, что в ООО «ВАН-ТРЕЙД» преобладает персонал в возрасте от 20 до 40 лет
Таблица 4 –Состав и структура персонала ООО «ВАН-ТРЕЙД» за 2014–2016 гг.
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|||
человек |
доля, в % |
человек |
доля, в % |
человек |
доля, в % |
|
Всего персонала: |
100 |
100 |
110 |
100 |
115 |
100 |
Структура по полу: - мужчины - женщины |
73 27 |
73 27 |
65 45 |
59,1 40,9 |
70 45 |
60,9 39,1 |
Возрастной состав: - от 20 до 30 лет; - от 30 до 40 лет; - от 40 до 50 лет; - старше 50 лет |
25 53 17 5 |
25 53 17 5 |
30 56 19 5 |
27,3 50,9 17,3 4,5 |
40 47 23 5 |
34,8 40,9 20 4,3 |
Рассмотрим систему управления ООО «ВАН -ТРЕЙД» представленную на рисунке 3.
Внешняя среда:
- поставщики,
-конкуренты,
- потребители,
- законодательство
Обработка входного воздействия:
- капитал,
- рабочая сила,
-оборудование/технология,
- материалы
Выход:
- товары,
- услуги
Обратная связь:
- капитал/ прибыль
Рисунок 3 – Система управления ООО «ВАН-ТРЕЙД»
Как видно из рисунка 3 каждый элемент системы управления состоит из группы определенных параметров. Все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют с внешней средой. Из чего можно сделать вывод, что ООО «ВАН-ТРЕЙД» относится к открытой организации.
Таким образом, можно сделать общий вывод по персоналу компании и охарактеризовать коллектив как профессиональный, молодой и ориентированный на постоянное развитие.
Функции управления персоналом осуществляются его субъектами - должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми этой деятельностью. Субъектами управления персоналом являются: линейные и функциональные руководители всех уровней и отдела кадров. К ним относятся главный бухгалтер, коммерческий директор, начальник производственного цеха, начальник транспортного цеха, старший кладовщик, юрист, супервайзер, менеджер по персоналу.
Профессиональные союзы и другие общественные организации, создаваемые для представления и защиты интересов трудящихся и отдельных социальных групп, советы предприятия, собрания (конференции) трудового коллектива, рабочие группы, комиссии по трудовым спорам как субъекты управления персоналом в ООО «ВАН-ТЕЙД» отсутствуют.
Рассмотрим такой показатель как текучесть персонала, через индекс текучести кадров, который иногда называют индексом потери человеческих ресурсов или персонала. Он является традиционной формулой для измерения потерь и рассчитывается следующим образом: количество уволенных за определенный период сотрудников умножают на сто и делят на среднее количество сотрудников за этот же период. Данные обработаны и представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Текучесть кадров ООО «ВАН-ТРЕЙД» за 2014– 2016 гг.
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Количество уволенных за год сотрудников, в чел. |
27 |
41 |
45 |
Среднее количество сотрудников за год, в чел. |
100 |
110 |
115 |
Индекс текучести, в % |
27 |
37,3 |
40 |
Как видно из таблицы 5, индекс текучести с каждым годом увеличивается – что в целом негативно сказывается на деятельности предприятия. Среди уволенных специальностей преобладают такие, как водитель – экспедитор и грузчик.
По виду передаваемых полномочий структура управления является линейной. Данная структура характеризуется тем, что существует передача задач и полномочий от руководителя к подчиненному и далее к другим подчиненным и при этом образовались уровни управления. Основная характеристика линейной структуры - это сосредоточение всех полномочий и всей информации в руках руководителя каждого уровня. Эта особенность линейной структуры определяет ее преимущество (легкость контроля, быстрота принятия управленческих решений;) и недостатки (высокий уровень требований компетенции руководителя).
Следующим моментом влияющим на управленческую структуру является норма управляемости (диапазон контроля), определяющая предельное число подчиненных, которыми можно эффективно руководить. С точки зрения знания руководителем подчиненных по имени и в лицо, величина нормы управляемости может достигать до 900 человек. На предприятии норма управляемости не превышает 25 человек. Данная норма управляемости позволяет руководителю поддерживать постоянные контакты с подчиненными, обмениваться с ними необходимой информацией, и более качественно выполнять свои функции. В то же время здесь существует опасность того, что он будет излишне вмешиваться в дела сотрудников и ограничивать свободу их поведения.
Итак, анализ персонала компании, как объекта управления организацией показал, что уровень образованности за последние 3 года увеличился и доля сотрудников с высшим образованием составляет 47,8 % от общей численности. Профессиональная подготовка находится на среднем уровне. В целом весь персонал можно охарактеризовать как молодой, профессиональный и ориентированный на постоянное развитие. Была проанализирована текучесть персонала, и выяснилось, что индекс текучести кадров с каждым годом только увеличивается.
2.3 Основные преимущества и недостатки системы управления ООО «ВАН-ТРЕЙД»
На основании проведенного анализа в пунктах 2.1 и 2.2 курсовой работы среди преимуществ системы управления ООО «ВАН-ТРЕЙД» можно выделить следующие:
1. Использование линейно-функциональной структуры управления. При выборе структуры управления организация опирается на цели и задачи, так как она должна подчиняться производству и изменяться в ответ на происходящие в нем изменения. В выбранной структуре должны быть отражены функциональное разделение труда и объем полномочий каждого сотрудника управления. В ООО «ВАН-ТРЕЙД» в качестве структуры была выбрана линейно-функциональная структура. Прежде всего, это объясняется рядом причин, во-первых, организация функционирует на внутреннем рынке, во-вторых, ограниченное (относительно небольшое количество сотрудников), в –третьих, относительно небольшой ассортимент, в-четвертых, в соответствии с выбранной стратегией. Структура ООО «ВАН-ТРЕЙД» подразделяется на следующие отделы: торговый, административно-хозяйственный, транспортный и производственный. Для каждого из перечисленных отделов и с учетом выбранной стратегии были перечислены и описаны полномочия (штабные и линейные), должностные инструкции, представляющие определения основных функций и задач конкретного работника, занимающего определенную должность. Выбранный вид структуры управления ООО «ВАН-ТРЕЙД» является на сегодня наиболее распространенным видом иерархической структуры.
Данный выбор был основан на высокоэффективных результатах многолетнего опыта фирм, осуществляющими повторяющиеся и редко меняющиеся функции, задачи аппарата управления. Преимущества использования линейно-функциональных структур в деятельности ООО «ВАН-ТРЕЙД». Конечно увеличился объем работы руководителя, что связано с необходимостью согласования действий между разными должностями, профессиями и отделами. Что связано с необходимостью согласования действий между разными функциональными службами.
2.. В качестве основы для разработки должностных инструкций были использованы квалификационные требования по должностям, утвержденные Министерством труда и социальным развитием Российской Федерации. Должностные инструкции были адаптированы под деятельность ООО «ВАН-ТРЕЙД», в которых описаны функционал должности, требования к уровню профессиональной подготовки, описаны дополнительные требуемые и желательные знания и навыки, а также знание основных нормативных документов. Действующие должностные инструкции. Позволяют работникам, принятым в организацию, четко определять свои должностные обязанности, сравнивать свою деятельность с эталонной. В процессе найма действующие должностные инструкции позволяют быстрее входить в должность и успешно адаптироваться на данном предприятии.