Файл: Налоговый учет по налогу на имущество организаций (Теоретические аспекты налога на имущества организации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты налога на имущества организации
1.1 Сущность налога на имущество организаций
1.2 Характеристика основных элементов налога на имущество организаций
1.3 Механизм исчисления и уплаты налога на имущество организаций
Глава 2. Анализ исчисления налога на имущество организаций на примере АО «Силуэт»
2.1 Обща характеристика АО «Силуэт»
2.2 Порядок исчисления налога на имущество организаций в АО «Силуэт» по итогам 2019 г.
2.3 Оценка налоговой нагрузки АО «Силуэт»
Глава 3. Оптимизация налога на имущество организации в АО «Силуэт»
3.1 Рекомендации по снижению налога на имущество организаций
Введение
Одним из устойчивых источников прироста налоговых поступлений и, как следствие, гарантом стабильности экономики является налог на имущество организаций. В российской налоговой системе налог на имущество организаций зачисляется напрямую в региональный бюджет, обеспечивая порядка 15% его доходности части. Помимо фискальной роли, налог на имущество организаций приобретает все большее значение как инструмент регулирования развития экономики. Посредством данного налога государство регулирует использование имущества в производственной деятельности организаций. С помощью налога государство может снизить налоговые выплаты для отдельных категорий плательщиков или перераспределить платежи между группами плательщиков. Кроме того, налог позволяет стимулировать рациональное использование имущества. Налог на имущество организаций непосредственно влияет на финансовое состояние организаций, участвуя в формировании финансового результата, он регулирует уровень активности, связанный с обновлением основных фондов, влияя на динамику обновления основных производственных фондов, налога на прибыль и инвестиций в основной капитал.
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что налог на имущество организаций занимает одно из важных мест в системе имущественного налогообложения Российской Федерации и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений порядка расчета и уплаты. Налог на имущество организаций является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому он, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, требует особого подхода при рассмотрении.
Степень изученности налога на имущества организаций в настоящее время является достаточно высокой. Можно выделить работы таких авторов, как: Лыкова Л. Н., Поляк Г. Б., Романов А. Н., Майбуров И. А., Черник Д. Г., Шмелев Ю. Д., Вандина О. Г., Ягумова З. Н, Бондарева Н. А., Шигапова А. М. и др.
Исследователи в области налогообложения уделяют внимание не только трактовке основных элементов налога, но и рассматривают проблемы его исчисления. Так, по мнению ряда авторов, проблемами налога являются: в условиях действующего законодательства налог может быть тяжелой ношей для организаций, если значительную часть имущества составляют дорогостоящие основные средства; большинство налоговых льгот являются доступными, если организация занимается специфическим видом деятельности; введение объекта налогообложения – кадастровая стоимость имущества, привело к тому, что налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы теперь должны платить налог на имущество по данным объектам, что увеличивает налоговую нагрузку на субъекты малого предпринимательства; устанавливаемая кадастровая стоимость не всегда соответствует рыночной стоимости, она может быть и занижена и завышена, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии организации. На основании анализируемых проблем, исследователи предлагают пути совершенствования налога.
Цель курсовой работы заключается в разработке мероприятий, направленных на оптимизацию налога на имущество организаций.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность налога на имущество организаций;
2. Представить характеристику основных элементов налога на имущество организаций;
3. Представить механизм исчисления и уплаты налога на имущество организаций;
4. Проанализировать порядок исчисления налога на имущество организаций на примере АО «Силуэт».
5. Разработать рекомендации, направленные на снижение налога на имущество организаций.
Объектом исследования является АО «Силуэт».
Предметом исследования является механизм исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
В процессе работы применялись следующие методы исследования: метод описания, метод обобщения, табличный метод, статистический метод, расчетный метод.
Теоретической основой исследования выступила учебная литература и материалы периодических печатных изданий. Информационной основой исследования выступили нормативные акты российского законодательства, бухгалтерская (финансовая) отчетность АО «Силуэт».
Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты налога на имущества организации
1.1 Сущность налога на имущество организаций
Налог на имущество организаций входит в систему налогов и сборов, установленную на территории Российской Федерации Налоговым кодексом РФ. Налог является экономическим инструментом, с помощью которого государство воздействует на хозяйственное поведение организаций путем налогообложения их имущества – налог выступает одним из стимулов к обновлению основных фондов, к их эффективному использованию, так как ставка этого налога основана на фактической стоимости основных средств [18, с. 300].
В части 1 Налогового кодекса РФ установлено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, т.е. устанавливается Налоговым кодексом РФ и вводится в действие законами субъектов РФ, обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. В 2003 г. в часть 2 Налогового кодекса РФ была введена глава 30 «Налог на имущество организаций», определяющая правовую характеристику всех элементов налога, порядок его исчисления и уплаты.
Поскольку налог является региональным, то такие его элементы, как налоговые ставки, налоговые льготы и сроки уплаты, устанавливаются законодательными органами власти субъектов РФ. Все иные элементы налога устанавливает только Налоговый кодекс РФ.
Субъектами, которые уплачивают налог на имущество организаций выступают только организации – это юридические лица, которые имеют обособленное имущество и отвечают им по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [2].
Организации уплачивают налог в отношении определенного имущества – движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве основного средства. Учитывая то, что плательщиком налога выступает непосредственно собственник имущества и отсутствует перенесение реального налогового бремени на другое лицо, налог на имущество организаций является прямым налогом.
Налог на имущество организаций уплачивается на территории субъектов Российской Федерации и поступает в доходную часть региональных бюджетов по нормативу 100%, что делает налог закрепленным за определенным бюджетом [1].
Средства от поступления данного налога не закреплены за отдельными направлениями расходов государства, т.е. поступив в бюджет, налог на имущество организаций может быть направлен на финансирование различных целей и задач государства, следовательно, он является общим налогом.
Налог на имущество организаций выполняет несколько экономических функций:
- фискальная функция – состоит в мобилизации денежных средств в распоряжение государства, главным образом, с целью осуществления мер, направленных на регулирование экономической сферы. В современных условиях налог на имущество организаций создает основную долю имущественных налогов в бюджетах субъектов РФ, его доля в консолидированном бюджете РФ составляет в среднем 15%;
- регулирующая функция – направлена на достижение определенных целей государственной социально-экономической политики за счет налогового механизма, действующего в рамках исчисления и уплаты налога. В рамках данной функции государство оказывает воздействие на социально-экономические процессы, преимущественно, через систему налоговых льгот. Если государство заинтересовано в развитии определенного сегмента экономики, то организациям, работающим в данном сегменте, могут быть предоставлены льготы, направленные на снижение налоговой нагрузки по налогу, что обеспечит развитие деятельности [10, с. 298].
Помимо представленных функций, сущность налога на имущество организаций проявляется в экономическом назначении, которое несет этот налог:
- налогообложение имущества создает у организаций заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества;
- налог стимулирует эффективное использование имущества, находящегося на балансе;
- налог способствует ускорению оборачиваемости оборотных фондов и полной эксплуатации основных фондов, снижению ресурсо- и материалоемкости в экономике.
Таким образом, налог на имущество организаций представляет собой форму обложения налогом стоимости имущества, находящегося в собственности организаций. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, элементы которых и общие принципы взимания устанавливаются НК РФ, а конкретные особенности исчисления и уплаты – законодательством субъектов РФ.
1.2 Характеристика основных элементов налога на имущество организаций
Элементы налога на имущество организаций устанавливаются Налоговым кодексом РФ, а также законодательными актами субъектов РФ.
Постоянными элементами налога, т.е. элементами, которые устанавливаются главой 30 НК РФ и не подлежат изменению на территории субъектов РФ, выступают – налогоплательщики, объект обложения и налоговая база:
- налогоплательщиками являются организации, имеющие имущество, в случае, если это имущество признано объектом налогообложения. В целях исчисления налога организации делятся на российские и иностранные;
- объект обложения зависит от категории налогоплательщика [4]:
- для российской организации – движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, согласно требованиям бухгалтерского учета;
- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства – движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. Эти организации также ведут учет объектов обложения согласно требованиям бухгалтерского учета в РФ;
- для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства – находящееся на территории РФ и принадлежащее им на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.
Отдельные виды имущества налогоплательщиков не признаются объектами обложения (Рисунок 1) [4].
- налоговой базой признается одна из следующих стоимостей:
- среднегодовая стоимость имущества – определяется на основании остаточной стоимости имущества, сформированной в бухгалтерском учет организации в соответствии с порядком, предусмотренным в учетной политике;
- кадастровая стоимость имущества – применяется в отношении отдельных видов имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются в указанных целях; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Имущество, не являющееся объектами обложения
Ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания
Земельные участки и иные объекты природопользования
Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов
Имущество, принадлежащее федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, используемое для нужд обороны, гражданской обороны и пр.
Объекты культурного наследия народов РФ федерального значения
Объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу
Ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов
Космические объекты
Рис. 1. Перечень имущества, не признаваемого объектами налогообложения по налогу на имущество организаций
Иные элементы налога на имущества организаций также определяются главой 30 НК РФ, но могут быть скорректированы законодательство субъектов РФ. В частности, речь идет о налоговой ставке, отчетных периодах, налоговых льготах:
- налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ, но не может превышать размера, установленного в статье 380 НК РФ – 2,2%. При этом если налоговой базой по имуществу является кадастровая стоимость, то налоговая ставка не может превышать 2% (начиная с 2019 г.). Субъекты РФ могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения;
- Налоговым периодом по налогу выступает календарный год, а отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Для налогоплательщиков, уплачивающих налог исходя из кадастровой стоимости имущества, отчетными периодами являются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При этом субъекты РФ вправе не устанавливать отчетные периоды вовсе, предусмотрев обязанность по уплате налога только по итогам налогового периода;
- налоговые льготы устанавливаются на федеральном уровне, т.е. в НК РФ, а также могут быть предусмотрены региональным законодательством. Так, НК РФ освобождает от налогообложения [4]: