Файл: Управление проектами в концепции «открытых инноваций». Корпоративные инновационные сети.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические особенности открытых инноваций и их роль в корпоративных инновационных сетях
1.1. Теоретические предпосылки формирования понятие "открытых инноваций"
1.2. Особенности корпоративных инновационных сетей
2. Анализ корпоративныой инновационной системы ООО «Виконт»
2.1. Общая характеристика ООО «Виконт»
2.2. Особенности построения корпоративной инновационнлй системы ООО «Виконт»
ВВЕДЕНИЕ
Aктуальность темы исследования. Научно-технический прогресс в развитых странах в настоящее время переходит на принципиально новый этап развития, который получил название «движение на опережение». Главная цель этого движения заключается в ускорении разработки новых высоких технологий, которых еще нет ни у кого. Для этого создаются большие коллективы из представителей фундаментальных и прикладных наук и производства. Это позволяет максимально быстро внедрять новые научные открытия сначала в экспериментальное производство, а затем - в массовое. Движение на опережение стимулирует быстрое развитие именно тех наук, которые становятся теоретической основой новых высоких технологий - например, так называемые нанонауки.
Движение на опережение требует принципиально нового понимания процессов развития всего общества. Ранее, а в большинстве стран и теперь, основная идея прогресса заключается в том, что сначала надо догнать в развитии науки, производства развитые страны примерно тем же путем, который прошли последние, и только после этого достигать еще более высокого уровня. Сейчас этот подход устарел, потому что когда мы по такой методологии догоняем страны, применяющие движение на опережение, то они оторвутся от нас еще больше, то есть мы будем продолжать отставать от других. Основная идея методологии движения на опережение заключается в том, чтобы «перегонять без того, чтобы догонять» [1].
В научной среде и обществе все больше растет понимание того, что трансформация научно-технических разработок в конкурентоспособный на мировых рынках инновационный продукт является самым сложным и вместе с тем самым ответственным этапом в цепи, связывающий научную сферу с потребителями. Ситуация осложняется еще и тем, что ученые и разработчики новой техники и технологий не имеют предпринимательских навыков и необходимой информации относительно рыночных приоритетов. Продвижение инновационной продукции на рынки, особенно мировые, требует специальных экономических знаний, владения современными маркетинговыми методами [2].
Обеспечение коммерческой реализации результатов интеллектуальной деятельности более успешно может осуществляться через специальные структуры, которые должны стать непосредственными участниками процесса создания объектов права интеллектуальной собственности, осуществлять экспертную оценку их рыночной привлекательности, а также предоставлять инновационным разработкам действенную маркетинговую и финансовую поддержку [3].
Низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий на мировом рынке является результатом длительного процесса становления и эволюции последних в условиях командно-административной системы хозяйствования. Существующая на то время модель взаимосвязи и функционирования субъектов хозяйствования была ориентирована на максимизацию, как правило, народнохозяйственного эффекта, что совершенно не тождественно максимизации эффектов отдельных субъектов хозяйствования [4].
Степень разработанности проблемы. Проблемы научно-технологической сферы вызывают большой интерес, как среди ученых, так и среди практиков. Это обусловлено также недостаточной разработанностью ряда теоретических и практических аспектов в данной сфере. Исследованием этих проблем занимаются известные ученые, в частности А.С. Гальчинский, В.М. Геец, Б.А. Малицкий, А.И. Сухоруков, Л.И. Федулова и другие. Научные исследования проблематики инновационной деятельности предприятий и внедрения достижений научно-технического прогресса в производство проводили отечественные и зарубежные ученые, в частности, И. Лукинов, М. Чумаченко, В. Карпов, А. Коренной, А. Амоша, Ю. Бажал, Л. Барютин, С. Козьменко, В. Бабич, П. Завлин, А. Васильев, С. Ильяшенко, С. Покропивный, В. Захарченко, А. Кац, В. Трапезников, М. Дворцин, В. Юсим.
Вместе с тем, вопросы оценки и стимулирования внедрения достижений научно-технического прогресса в деятельности предприятий в современных условиях ограниченности ресурсов и изношенности основных фондов являются недостаточно разработанными в методическом плане и не доведены до практического применения.
Цель курсовой работы – исследование процессов управление проектами в концепции "открытых инвестиций" и корпоративных инновационных сетей на примере компании ООО «Виконт».
Достижение поставленной цели потребовало решения научных задач:
- раскрыть теоретические предпосылки формирования понятие "открытых инноваций";
- изучить инновационный процесс в аспекте корпоратвиных инновационных сетей;
- описать общую характеристику компании ООО «Виконт»;
- исследовать особенности построения корпоративной инновационной системы ООО «Виконт»,
- осуществить построение модели корпоративной инновационной системы с использованием концепции «открытых инноваций» для ООО «Виконт».
Объектом исследования являются инновационные системы в корправтиных структурах.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие и эволюционирующие в процессе управления инновационным развитием в корпоратвиных структурах.
Научные разработки и выводы основаны на системной парадигме, а также ряде подходов, таких как динамический, проектный и эволюционный, являющихся результатами фундаментальных и прикладных исследований современных отечественных и зарубежных ученых в сфере экономики и управления. Общей методологической базой исследования является категориальный аппарат экономической теории. Исследование проводилось на основе диалектического метода познания – движения от общего к частному, от выявления сущности концептуальных положений к формированию модели, механизма и технологии управления инновационным развитием предприятия. Для решения поставленных задач были использованы такие научные методы исследования, как факторный, матричный, гармонический и сравнительный анализ, а также экономическое моделирование и метод экспертных оценок.
В ходе работы применялись следующие инструменты научного исследования: графическая интерпретация теоретической информации и эмпирических данных, группировка фактических данных и их табличное представление, конструирование логических схем.
Глава 1. Теоретические особенности открытых инноваций и их роль в корпоративных инновационных сетях
1.1. Теоретические предпосылки формирования понятие "открытых инноваций"
В основе развивающейся в последнее время парадигмы «открытых инноваций» лежит представление о том, что компании могут и должны наряду с собственными разработками использовать и внешние идеи, а также применять как внутренние, так и внешние каналы вывода на рынок новых технологий и продуктов [2].
Термин «открытая инновация» ввёл в научный оборот профессор Калифорнийского университета из Беркли Генри Чесборо [2]. В 2003 г. в Гарварде вышла первая книга, посвященная его новой концепции «Открытые инновации. Новый путь создания и использования технологий».
Таким образом, бизнес-модель, отражающая концепцию открытой инновации, включает необходимость разрешать идеям уходить из компании, чтобы найти более адекватные с позиции создаваемой ценности для потребителей и более выгодные с финансовой точки зрения возможности их реализации. При этом в общей конструкции должны быть заложены механизмы извлечения прибыли, позволяющие компании присваивать часть созданной ценности. Логика открытых инноваций демонстрирует также важность развития абсорбционной способности промышленных компаний, т.е. умения оценить потенциал внешних технологических разработок и получить доступ к их использованию через лицензирование технологий или приобретение малых инновационных фирм [5].
Интересный пример изменения подхода к инновациям демонстрирует компания Procter& Gamble (P&G), работающая в отрасли фасованных потребительских продуктов. В 1999 г. компания приняла решение начать программу «Connect and Develop» («Взаимодействуй и развивайся»), которая направлена на то, чтобы компания перестала ограничиваться только собственными разработками (внутренними НИОКР) и обратилась к внешним возможностям получения инновационных идей и разработок. В компании была поставлена цель – резко увеличить долю инноваций, поступающих из внешних источников (довести её до 50%), для чего была введена специальная позиция директора по внешним инновациям. Обоснование изменения подхода к инновациям было простым: в P&G работает более 8600 учёных, которые получают новые отраслевые знания, позволяющие компании предлагать на рынок новые виды продуктов, а за пределами таких профессионалов гораздо больше – по оценкам, 1,5 млн. В таких условиях нерационально пытаться заниматься всеми направлениями самостоятельно. В P&G ведётся также работа по развитию внешних каналов использования научно-технических разработок, полученных в лабораториях компании.
В целом фирмы могут создавать и получать ценность от своих новых технологий по трём базовым направлениям [3]:
(1) включение технологии в существующий бизнес;
(2) лицензирование технологии другими фирмами;
(3) создание (поддержка) spin-off компаний, которые будут использовать инновацию в новом бизнес-сегменте.
Помогая исследователям в создании собственных фирм на основе технологий, которые не вписываются в бизнес-модель материнской компании, сохраняя при этом частичный контроль над фирмой-отпрыском и имея возможность в случае успеха включить её в свою структуру, – крупные корпорации часто преследуют вполне прагматичные цели. Отпочковавшиеся фирмы могут выступать в качестве разведчиков новых перспективных рынков [6].
Помощь новаторам в организации собственного бизнеса поддерживает в компаниях предпринимательский климат, стимулирует изобретательство [8].
Сложность практического применения модели открытых инноваций усугубляется тем, что экономическая ценность технологии проявляется только на этапе её коммерциализации, а отдача от вложений в создание инновации зависит от выбранной бизнес-модели.
Открытые инновации можно рассматривать как явление, существующее в условиях достаточно развитых, цивилизованных рыночных отношений, так как такая модель предполагает свободное и добровольное заинтересованное взаимодействие многих независимых участников в условиях высоко конкурентной и динамичной рыночной среды. В условиях глобальных рынков и отраслей, таких как электроника, фармацевтическая отрасль, телекоммуникации, автомобилестроение и авиастроение, пищевая отрасль, программное обеспечение и др., – открытые инновации пересекают границы стран и регионов [7].
Яркое отражение идеи открытых инноваций нашли в индустрии программного обеспечения (ПО), воплотившись в бизнес-модели Open source software1. Open source software – это философия, которая подразумевает, что все желающие могут, не только свободно, не оплачивая лицензии, пользоваться программными разработками, но и модифицировать их под свои задачи.
Открытое программное обеспечение, в отличие от коммерческого, строится по модульному принципу, т.е. любая программа собирается из отдельных составляющих, при этом все компоненты и интерфейсы между ними документированы и открыты. В последнее время всё больше IT-проектов избирают Open source качесв тве бизнес-модели, что позволяет создавать и широко распространять серьёзные разработки относительно малыми средствами [9].
С середины 1980-х до середины 1990-х годов свободное и открытое ПО развивалось в основном сообществом программистов, отличающихся романтизмом и высокой компетентностью [11]. В настоящее время наряду с одиночками и группами разработчиков развитием свободного и открытого ПО занимаются такие известные корпорации, как IBM, Compaq, Dell и многие другие. Для получения прибыли от Open source проектов используются различные схемы, такие как двойное лицензирование, платная техническая поддержка, спонсирование функций, др. Пример компании Red Hat, выпускающей решения на основе широко известной свободной операционной системы Linux, показывает, что сегодня можно создать крупный бизнес, построенный на базе открытых решений [12].
Система Linux создаётся и распространяется в соответствии с моделью свободного и открытого программного обеспечения. Linux распространяется в основном бесплатно в виде различных готовых дистрибутивов, имеющих свой набор прикладных программ [13].
На начальном этапе Linux бесплатно разрабатывался энтузиастами-добровольцами, но с успехом Linux и его массовым коммерческим использованием дорабатывать операционную систему и вносить свой вклад в её развитие стали и крупные IT-компании. Подавляющее большинство ПО в современных дистрибутивах, по-прежнему, доступно по свободным лицензиям за исключением небольшого количества компонентов.
В 2008 г. расчёты показали, что для того чтобы «с нуля» разработать систему аналогичную Linux, потребовалось бы затратить 10,8 млрд долл., тогда как совокупная себестоимость её ядра оценивалась приблизительно в 1,4 млрд долл., т.е. в рамках выбранной бизнес-модели себестоимость разработки снизилась более чем в 7 раз.
В настоящее время системы Linux лидируют на рынках смартфонов (Android занимает 64,1% рынка), интернет-серверов (60%), самых мощных суперкомпьютеров (93,8%), а также, согласно Linux Foundation, занимают половину рынка встраиваемых систем и имеют значительную долю рынка нетбуков (32% в 2009 г.). На рынке домашних компьютеров Linux прочно занимает третье место (по разным данным, от 1 до 5%). Согласно исследованию Goldman Sachs, в целом рыночная доля Linux среди электронных устройств составляет около 42% [15].