Файл: Управление проектами в концепции «открытых инноваций». Корпоративные инновационные сети.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические особенности открытых инноваций и их роль в корпоративных инновационных сетях
1.1. Теоретические предпосылки формирования понятие "открытых инноваций"
1.2. Особенности корпоративных инновационных сетей
2. Анализ корпоративныой инновационной системы ООО «Виконт»
2.1. Общая характеристика ООО «Виконт»
2.2. Особенности построения корпоративной инновационнлй системы ООО «Виконт»
Рисунок 2- Взаимосвязь элементов КИС ООО «Виконт»
Так, среди внешних факторов, содействующих формированию и развитию КИС ООО «Виконт», особое значение имеют законодательные нормы, поощряющие инновационную деятельность, государственные программы финансирования, а также усиление конкуренции на внутренних и мировом рынках [54].
Внутренними факторами станут формирование инновационной корпоративной культуры, стимулирование сотрудников, эффективная кадровая политика в повышении квалификации, эффективные формы инвестирования, гибкость внедряемых объектов инновационной инфраструктуры, а также, в целом, системы управления ООО «Виконт».
Успешное ведение инновационной деятельности ООО «Виконт» возможно при наличии у нее инновационного потенциала. Инновационный потенциал ООО «Виконт» должен иметь две составляющие: возможность обеспечения стабильной производственной деятельности и готовность к инновациям.
Развитие инновационного потенциала ООО «Виконт» осуществляется только через развитие компонентов его внутренней микросреды. Внутренняя среда ООО «Виконт» построена из сгруппированных в блоки элементов, образующих ее производственно-хозяйственную систему (рисунок 3) [5].
Рисунок 3 - Элементы внутренней микросреды ООО «Виконт»
- продуктовый блок включает направления деятельности ООО «Виконт» и результаты в виде продукции, услуг и товаров;
- функциональный блок (блок производственных функций) - процессы по преобразованию ресурсов в продукты в результате производственной деятельности на всех стадиях жизненного цикла изделий, включающих НИОКР, производство, реализацию, потребление;
- ресурсный блок - комплекс материально-технических, трудовых, финансовых и информационных ресурсов предприятия ООО «Виконт»;
- организационный блок – организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура;
- блок управления - общее руководство ООО «Виконт», а также по управлению проектами, система и стиль управления.
Инновационный потенциал ООО «Виконт» формируется за счет совокупности ресурсов, которое оно уже использует и может реально привлечь для достижения своих стратегических целей. Инновационный потенциал определяется как способность ООО «Виконт» обеспечить достаточную степень обновления факторов производства, их комбинаций в технологическом процессе выпускаемого продукта, организационно-управленческих структур и корпоративной культуры. Рост инновационного потенциала ООО «Виконт» осуществляется за счет развития компонентов внутренней микросреды компании [56].
На рисунке 4 представлена схема формирования инновационного потенциала ООО «Виконт». В результате анализа и проведенных исследований выявлены и предложены основные показатели оценки инновационного потенциала, которые позволяют показать насколько эффективна инновационная деятельность ООО «Виконт». Отсюда, интегральный инновационный потенциал ООО «Виконт» определяется состоянием совокупности всех его частных компонентов. Большинство авторов отмечают важность ресурсного обеспечения инновационного потенциала, при этом некоторые из них включают ресурсы для осуществления инновационной деятельности в понятие «потенциал», а другие включают их в зависимости от стратегии. В качестве ресурсов, кроме материально-технических, финансовых, трудовых и информационных, принимаются в расчет организационная структура, технология процессов выполнения производственных и управленческих функций, опыт решения задач в данной сфере [57].
Рисунок 4 – Схема формирования инновационного потенциала ООО «Виконт»
Схема оценки инновационного потенциала компании ООО «Виконт» при детальном анализе внутренней среды такова [8]:
- подробное описание проблемы развития предприятия;
- формулирование и постановка задачи, входящей в программу решения проблемы;
- системное описание модели деятельности предприятия, включающее анализ внешней среды, внутренней среды, систематизацию факторов влияния на инновационную деятельность;
- оценка ресурсного потенциала применительно к поставленной инновационной задаче;
- оценка организационного потенциала и структуры управления;
- оценка возможности достижения заданных результатов деятельности;
- обобщенный анализ и интегральная оценка потенциала предприятия, его возможности и ресурсов решить поставленную задачу;
- обоснование основных направлений деятельности предприятия для формирования требуемого инновационного потенциала, составление задания на разработку инновационного проекта.
Таким образом, в ходе исследования 2 главы доказано, что процесс внедрения инноваций охватывает все стороны деятельности компании ООО «Виконт». Внедрение новшеств в производство и есть инновационная деятельность. Итак, инновационная деятельность - это деятельность, направленная на получение новых знаний и продуктов, результатом которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых методов организации и управления производством и др., дающая экономический (прибыль), социальный, экологический либо иной эффект.
3. Разработка и построения модели корпоративной инновационной системы ООО «Виконт» с использованием концепции «открытых инноваций»
3.1. Построение модели корпоративной инновационной системы ООО «Виконт» с использованием концепции «открытых инноваций»
В модели сетевого управления инновационным процессом механизм управления представляет собой установление взаимоотношений как внутри, между подразделениями ООО «Виконт», так и внешних - с партнерами ООО «Виконт». Количество связей между элементами открытых сетей определяет «плотность» инновационной сети ООО «Виконт». Здесь представляется важными функциями для компаний ООО «Виконт» - поиск и привлечение инноваций для разработки нового продукта. Основными принципами поиска инноваций являются [61]:
- ориентация компании на новый товар: создание нового товара, улучшение характеристик уже существующего товара по требованию потребителей, дифференциация;
- учет рыночных характеристик для адаптации их к новым товарам: адаптация характеристик товара для нового рынка, для новых потребительских сегментов, адаптация для новых каналов распространения; ориентация на технологическое лидерство и адаптация технологических характеристик нового товара: использование более прогрессивных технологий, соответствующим имеющимся ресурсам, НИОКР, технической зрелости компании и товарной концентрации.
- соответствие показателя «уровня затрат на НИОКР в выручке» показателям лидеров на национальном или международном рынке.
Таким образом, модель сетевых отношений предполагает, что подразделения ООО «Виконт» сами формируют принципы и правила взаимоотношений между собой в инновационном процессе. При этом компании самостоятельно определяют свои инновационные стратегии, ориентируясь на изменения внешней среды, имеющихся альтернатив, возможностей применения аутсорсинга и инсорсинга, которые зачастую применяются одновременно. Это позволяет ООО «Виконт» самостоятельно оптимизировать бизнес-процессы, выстраивать организационный дизайн компании, постепенно становясь участником инновационной сети, позволяющей компании функционировать в неопределенной внешней среде как открытой системе и, следовательно, наиболее эффективно осуществлять управление и трансфер знаний. Результатом создания системы управления знаниями и открытыми инновациями должно стать «инновационное поле», которое способствует созданию новых и привлечению созданных другими компаниями инноваций.
Это даст возможность коммерциализации созданных, но не применяемых в производстве компании инноваций, обеспечивая тем самым дополнительный коммерческий эффект инновационной деятельности ООО «Виконт».
Более того, ООО «Виконт» получит возможность внедрять новые технологии в процесс производства, что снизит трудоемкость процесса производства и снизит производственную себестоимость продукта. Свободные мощности ООО «Виконт» могут быть дополнительно загружены новыми заказами отечественных или зарубежных компаний [53].
Таким образом, сетевая структура управления инновационным процессом позволит рационально выбирать подходящие инновации под конкретный проект на основе вышеперечисленных критериев и позволит всем участникам эффективно взаимодействовать в процессе привлечения инноваций в открытых системах.
Целесообразность применения той или иной модели корпоративных инновационных систем с использованием концепции «открытых инноваций» зависит от задачи, которая стоит на данном этапе организации инновационного процесса в ООО «Виконт». Выбор и обоснование предпочтительной модели инновационного роста для ООО «Виконт» начинается с составления реестра возможных базовых и альтернативных стратегий. Такой выбор осуществляется на основе формирования стратегических целей, анализа состояния ООО «Виконт» и внешней среды, анализа инновационного потенциала и инновационной активности.
Алгоритм выбора и реализации модели корпоративных инновационных систем с использованием концепции «открытых инноваций» ООО «Виконт» представлен на рисунке 5.
Рис. 5 - Алгоритм выбора и реализации стратегии инновационного роста компании ООО «Виконт»
3.2. Оценка модели корпоративной инновационной системы ООО «Виконт» с использованием концепции «открытых инноваций»
Для оценки влияния видов инноваций в рамках корпоративных инновационных систем ООО «Виконт» с использованием концепции «открытых инноваций», которые внедряются, на успешную деятельность ООО «Виконт» в системе IBM SPSS Statistics была построена логит-модель, где зависимая переменная была бинарной (1 или 0) и определяла успех функционирования ООО «Виконт». Факторными переменными были также бинарные переменные, которые указывали на то, внедрил ли ООО «Виконт» в Российской Федерации любой из следующих видов инноваций в течение последних трех лет:
- внедрение нового продукта или услуги (х1);
- значительные изменения функциональных или потребительских характеристик существующих товаров и услуг (х2);
- внедрение нового метода производства или доставки (х3);
- значительные изменения в технике, оборудовании и/или программном обеспечении с целью внедрения значительно улучшенных методов создания и предоставления услуг (х4);
- внедрение нового маркетингового метода (х5);
- значительные изменения в дизайне продукции или упаковке, позиционировании продукта, рекламе или ценообразовании (х6);
- внедрение нового организационного процесса в бизнес-практике (х7);
- внедрение нового организационного процесса в организации рабочего места (х8);
- внедрение нового организационного процесса во внешних связях (х9).
Полученная в итоге модель имеет вид:
E(Y|X)=1/(1+e-X), где Х=1,010 х1+0,064 х2+0,697 х3+0,020 х4-0,846 х5+ +0,951х6 +0,041 х8 +0,062 х9 -1,287
Статистическая значимость оцененных параметров данной модели в системе IBM SPSS Statistics определяется с помощью критерия Вальда. Фактор х7 не был включен системой в модель, поскольку критерий, который указывает на статистическую значимость связи данного фактора с результативным признаком, был меньше 0,001.
Статистически значимо влияют на успех деятельности ООО «Виконт» факторы х1, х3, х5, х6. То есть наиболее успешными в России являются предприятия, которые внедряют инновации относительно производства нового товара или услуги, внедрения нового метода производства или доставки, внедрения нового маркетингового метода, и значительные изменения в дизайн продукции или упаковки, позиционировании продукта, рекламе или ценообразовании. А относительно организационных инноваций, таких как внедрение нового организационного процесса в бизнес-практику, в организацию рабочего места или внешних связей, то они имеют незначительное влияние на успех функционирования предприятия в России.
Среди факторов, которые осуществляют статистически значимое влияние необходимо выделить производство нового товара, поскольку именно этот фактор имеет самую тесную связь и оказывает наибольшее влияние на успех деятельности предприятия. Также существенно вливают на успех предприятия значительные изменения в дизайне продукции или упаковке, позиционировании продукта, что можно объяснить тем, что потребителями эти значительные изменения в большой мере воспринимаются как появление нового товара, что стимулирует продажи.